Найти тему
14,7K подписчиков

Святослав Великий Игоревич

2,7K прочитали

В нашей отечественной историографии князя Святослава Ингваревича/Игоревича принято считать эдаким Александром Македонским на русском престоле. А то и еще хуже - недалеким идиотом, который предпочел скакать на коне и воевать в дальних краях, а не заниматься своим собственным княжеством. То он рыцарствующий фразой "Иду на вы" любитель помахать мечом. То он бесполезный для страны князь, странствующий по дальним землям и совершающий ненужные подвиги.

В лучшем случае единственный примечательный эпитет - "последний язычник". А что, если хотя бы на секундочку представить, что это все не так? Что все эти словесные гиперболы - лишь шелуха, призванная собой оттенить Святослава, сделать его безвкусной прокладкой на фоне двух человек, за те или иные деяния признанных святыми? Что на самом деле он ни в коей мере не уступал ни Ольге, ни Владимиру ни в государственном уме, ни в хитрости, ни в талантах. И что именно благодаря ему Древнерусское государство в принципе продолжило свое существование. Почему?

В нашей отечественной историографии князя Святослава Ингваревича/Игоревича принято считать эдаким Александром Македонским на русском престоле.

Что ж... Всему виной, как обычно, соседи. О-о-о-о-о, а там были те еще пауки в банке! Чего стоит один Хазарский каганат, осколок некогда правившего степями Великого Тюркского каганата, к тому моменту превратившийся в становой хребет Северного Шелкового пути, огромной торговой империи еврейских купцов-рахдонитов. Дошло до того, что страной одновременно правили хазарские каганы и еврейские цари-беки, самым известным из которых был Иосиф бен Аарон, переписывавшийся с Хасдаем ибн Шапрутом - евреем-вельможей при дворе эмира Кордовы. Именно при царе Иосифе случилось самое судьбоносное столкновение русичей и Хазарии - наемное войско из мусульман во главе с полководцем Песахом наголову разгромило отряд воеводы Олега (не Вещего), разграбившего незадолго до этого Тьмуторакань по договору с Византией. В результате Итиль навязал Киеву договор, согласно которому русичи обязались выступить походом против Византии. Поход 941 года оказался разгромным, домой вернулись жалкие остатки. Поход же 944 года (если он и был) привел к заключению достаточно невыгодного договора, оставившего князя Игоря/Ингвара без денег, что в итоге привело к знаменитому полюдью и к торжественному акту осуществления традиционных ценностей славян по отношению ко всяким пришлым варягам и скандинавам - казни с помощью двух деревьев, как последнего вора и лиходея. И это еще если не вспоминать про неудачную войну князя Олега Вещего с хазарами же, которая привела к позорному разгрому, дани в 10 тысяч мечей и огромному потоку славянских рабов на рынки Востока и Запада.

Торговые пути еврейских купцов, 800–900 гг. (М. Гилберт. Атлас по истории еврейского народа. Иерусалим, 1990)
Торговые пути еврейских купцов, 800–900 гг. (М. Гилберт. Атлас по истории еврейского народа. Иерусалим, 1990)

А еще та самая Византия. Вынужденная бороться одновременно с угрозой мусульман, Болгарией, Хазарией и черт знает еще кем, а потому активно науськавшая соседей своих соседей на этих самых соседей ценой выгодных торговых договоров и малой толики золота. И втравившая отца Святослава в эту безумную авантюру с Тмутораканью. Да и Болгарию нельзя сбрасывать со счетов. Она как раз переживала период относительного подъема, активно продвигала границы на север и уже дошедшая до границ с Древнерусским государством. Пока что болгары были связаны по рукам и ногам бесконечными войнами с Византией, но ведь процесс грозил рано или поздно свестись к перемирию. Куда бы тогда обратили свой взор болгарские цари, соединившие в своем царстве кочевников-утигуров и славян?

В нашей отечественной историографии князя Святослава Ингваревича/Игоревича принято считать эдаким Александром Македонским на русском престоле.-3

Короче, соседи однозначно не подарок. И "мирного решения не будет". Для Византии мы лишь объект, с помощью которого можно давить на окружающих соседей. Для Хазарии - неиссякаемый источник живого товара, который приносит рахдонитам огромные барыши. Для болгар - груша, которую они не скушали только потому, что были сильно заняты. В этих условиях само существование Древнерусского государства - протогосударственного объединения крайне антагонистичных относительно исконных восточно- и совсем пришлых западно-славянских племен, только что сшитых на живую нитку грабителями-пришельцами, жившущими за счет товарооборота сверху-вниз и снизу вверх вдоль рек Среднерусской возвышенности, - было под угрозой. В результате последней войны вдове князя Ингвара Хельге и воеводе Свенельду пришлось убить около десятка лет только на восстановление хоть какого-то порядка в податном населении и систематизацию налогообложения, из которых история с древлянами - лишь один маленький эпизод. Второго такого потрясения система бы просто не выдержала.

Что ж, Святослав решил действовать. Но нет, это было не какое-то там пафосное "Иду на вы". Три раза "ха" по лбу постным маслом! Для начала Святослав нашел себе самого необычного в таких условиях союзника - печенегов, относительно недавно прикочевавших в Причерноморье из Заволжья в результате поражения в войне с рахдонитами за торговые пути. Зажатые между Русью и Хазарией, те весьма активно торговали своей независимостью, вставая на сторону то одних, то других, то вообще продаваясь Византии. Судя по всему, Святослав сделал им некое предложение, от которого те не смогли отказаться. Стать хозяевами степей? Разбогатеть и пограбить? Уничтожить Хазарию? Пожалуй, это вообще не важно, так как в итоге он сумел добиться главного - печенеги обрушились на хазарские кочевья и наемная армия рахдонитов, всегда находившаяся в районе Итиля, оказалась вынуждена отправиться на войну.

В нашей отечественной историографии князя Святослава Ингваревича/Игоревича принято считать эдаким Александром Македонским на русском престоле.-4

А тем временем дружина Святослава шла оттуда, откуда ее вообще никто не ждал. Он спустился вниз по Волге, взял с налета неготовый к обороне Итиль, разграбил его и уничтожил так, что его до сих пор не могут найти археологи. И вряд ли дружинники брали пленных и рабов. Так в одночасье в результате сложной, многосоставной, комбинированной операции, потребовавшей серьезных финансовых и дипломатических усилий, большой подготовки и сложного обеспечения Хазария как (рабо)торговая империя и угроза Древнерусскому государству просто перестала существовать. Одним ударом. В самое сердце. Хитро? Безусловно. Отважно? О да. Безумно? Вполне. Но здесь нет ни бесполезных подвигов на дальних берегах, ни рыцарства. Расчет, толика удачи и необходимость решения назревшей проблемы для пользы государства.

Все эти многочисленные эпитеты, которыми наградили князя профессиональные историки, к сожалению ни в коей мере не отражают тот вклад, который сделал Святослав в создание Древнерусского государства. Чем поход отца на Болгарию в интересах Византии отличается от похода сына на Армению - тоже в интересах Византии? Да ничем. Просто принято считать, что князь Владимир у нас святой и устроитель государства, пока его папаша болтался по чужеродным долинам и весям. Однако Рюриковичи жили на территории Руси как завоеватели от Хререка до самого князя Юрия Долгорукого (а строго говоря - вообще до Александра Ярославовича) - первого из своего рода, кто махнул рукой на Киев и начал обустраивать свой собственный угол как полноценное государство, а не обираемый налогами и принудительно крещаемый плацдарм для броска на великое княжение, - не особо утруждаясь созданием функциональной системы в принципе. И на этом фоне Святослав, защищавший завоевания своего отца, дяди и деда, выглядит куда как большим государственным мужем, нежели многие его потомки или даже современники. Просто ему в этом отказали.

Ведь он - лишь последний язычник.

P.S. И это мы еще не разобрали обстоятельства похода в Болгарию...

Автор: Александр Викторов