Найти в Дзене
Живопись

Художник Андрей Дареев: русское поле

Дареев Андрей Александрович, «Картошка», 2015, холст, масло, 140 Х 240 см, частное собрание
Дареев Андрей Александрович, «Картошка», 2015, холст, масло, 140 Х 240 см, частное собрание

Вспаханное поле ещё не засеяно. Картофельные плоды дали первые всходы, но ещё не обрели положенного места в животворящих объятьях земли. Девушка уже трудится во имя будущего урожая, в то время как убелённый сединами мужчина только готовится приступить к работе. Она — в светлых одеждах и молитвенной позе. Образ, символизирующий надежду, юность, таинство плодородия. Он — с характерным поворотом головы и разворотом плеч. Воплощённая готовность к тяжёлому, важному, благородному труду. Почти античные оттенки эстетики, почти теистические оттенки смыслов...

Пусть Вас, дорогой читатель, не обманывает заглавие картины. Это полотно — не о картофеле. Не о жанровых мотивах, не об изображённых на нём людях и даже не о ярко освещённом и выгодно подчёркнутом (выбором ракурса и перспективы) весеннем поле. Эта картина -— о самой жизни. О священном цикле времени, что притворился старым тележным колесом и скромно притулился у стенки сарая. Передал эстафету колёсам правнука Ч трактора и превратился в символ преемственности и непрерывности крестьянского труда. Настала очередь «железной лошадки» вращать колесо жизни. Красивая живописная метафора, не так ли? Главный герой этого полотна — русское поле. Одно — на все века и поколения.

Молодость и зрелость, сев и урожай, свет и тень. Благородный коричневый и сочный зелёный оттенки, составляющие приятный контраст и оттеняющие передний план; приятная глазу геометрия и комфортный маршрут путешествия взгляда по просторам композиции. Той, что раскрывает свои секреты лишь по мере вдумчивого её созерцания...

И ничего лишнего. Элементы монументальности? — уравновешены достоверностью. Момент постановочности мизансцены? — гарант эмоциональной заряженности. Для полотна, представляющего собою одну большую живописную метафору, облачённую в форму жанровой картины, это даже больше, чем объективно требуется. «Картофель» так сказать «вкусен» что смыслово́, что эстетически. И раскрывается перед зрителем ровно настолько, насколько тот сам готов воспринимать его заглавную мысль. Не настаивает на исследовании себя любимого, но приглашает к нему.

Собственно говоря, баланс нарративности и эстетики — одна из сильнейших черт творчества Андрея Александровича Дареева. Общаться с его живописью — комфортно. Что не так уж часто случается с по-настоящему проникнутыми символизмом работами современных мастеров.

Ждём Ваших отзывов в комментариях. Приятного чтения и просмотра.

Автор: Лёля Городная.