Одним майским вечером мы не смогли сорганизоваться на совместные исследования, а потому мной было принято решение идти в одиночку, что в общем-то для меня было раньше делом обычным.
На город опускался плотный туман и вооружившись своими бывалыми резиновыми сапогами выше колен, я вхожу в подземный участок системы ливневых коллекторов. Как выяснилось после прохождения системы общая длина основного русла без учёта параллельных дублирующих тоннелей составляет около 1.7 км.
На выходе коллектор впадает в р. Первая речка и смешивает собранные им воды с её водами.
Я зашёл как раз на выходе коллектора в р. Первая речка, где коллектор представляет собой два небольших параллельных тоннеля из готовых бетонных конструкций прямоугольного сечения. Система имеет существенный перепад высот и мне всё время придётся идти вверх по течению.
Эта система особенна тем, что представляет собой слияние нескольких участков совершенно разных по конструктивным особенностям и периоду постройки. В неё также впивается огромное количество непроходных подключек, куда они ведут остаётся только догадываться.
Буквально через 100 метров мы попадаем в небольшую камеру, в которую со всех возможных сторон впивается масса подключек. За спиной остался небольшой участок тоннеля из каменной кладки. Развернувшись в обратную сторону вижу выбитую датировку пройденного участка. Он дореволюционный - 1908 года, а подобного во Владивостоке весьма мало.
Здесь же начинается следующий участок. Он тоже квадратного сечения, и вскоре он выходит в ещё одну камеру слияния подключек. Здесь осело приличное количество мусора.
Здесь становится уже довольно влажно и жарко, но ещё терпимо. Иду дальше. И коллектор сменяется на "двухствольную" частью из бетонных колец, между которыми периодически встречаются пробои. Выглядят при чем они так, что кажется их взрывали, но это конечно не так. Всё дело в возросшей нагрузке на систему, давление грунта со временем увеличивалось, а конструкции изнашивались.
Кстати прямо надо мной очень активно ездят машины, судя по шуму много машин и едут быстро.
Система ещё пару раз меняет сечение перед тем как окончательно превратиться в неширокий тоннель квадратного сечения.
Воды в этой части коллектора почему-то мало, ниже по течению её было больше, выше по течению её также будет больше.
Затем тоннель окончательно принимает форму прямоугольного сечения и становится уже. Влажность, температура и количество воды резко возрастают. Одежда моментально становится мокрой, дышать очень тяжело, а фотографировать просто не возможно. Я сложил фотоаппарат и штатив в рюкзак и пошёл вверх по течению. Чем дальше, тем тяжелее становилось дышать, плотность испарений настолько велика, что почти ничего не видно, мощнейший лучевой фонарь едва пробивал завесу на ближайшие метры. В какой-то момент, протискиваясь под трубой, я в добавок уронил рюкзак в воду, правда печальных последствий не наступило. В результате наступил момент, когда я решил не идти дальше, а развернуться и возвращаться, но вдруг за поворотом как-будто появился просвет. Пройдя ещё совсем немного, я вышел на улицу.
Здесь коллектор становился открытым бетонным каналом, а через метров 20 и вовсе превращался в систему самопроизвольно текущих ручьёв. Вылез из бетонного канала я возле заброшенных индивидуальных жилых домов в Голубиной пади. Ручьи, стекая с сопок по пади, собираются здесь и уходят в систему коллекторов, где объединяясь с другими стоками впадают в р. Первая речка. Таким образом удалось решить проблему отвода воды при строительстве зданий и дорог, воды просто заключили под землю.
Обратно я возвращался уже по поверхности. Желания дышать испарениями не было, учитывая, что систему я осмотрел и отфотографировал. Но дойдя до нижнего выхода системы, я всё же не отказал себе в удовольствии сделать ещё пару кадров входных порталов коллектора с учётом спустившейся на город темноты.
Интересно, а при проведении реновации мкр. Голубиная падь с верхним участком коллектора что-то сделают адекватное или просто махнут на него рукой и засыпят? Ведь во втором случае начнутся проблемы с потоками воды, которым некуда будет уходить.