Часто приходится слышать мнение, что казаки были только исключительно воинами и ничем не проявляли себя на поприщах культурной жизни. А между тем, это далеко не так. Из казачьей среды вышел целый ряд знаменитых ученых, самых разнообразных областей науки, писателей, артистов, строителей, техников, композиторов художников, государственных и общественных деятелей.
В данном очерке приводятся краткие сведения о творчестве наиболее выдающегося из них художника, енисейского казака В. И. Сурикова, пользующегося мировой известностью. Одним Суриковым не исчерпывается список казаков художников. Хорошо известны донцы: баталист М. Б. Греков, пейзажисты Н. Н. Дубовский, И. И. Крылов, кубанцы Л. Е. Димитриев, П. Н. Косолап и др.
181 год тому назад (немного подкорректировал автора - БИТ), 12 января 1843 года в г. Красноярске в небогатой казачьей семье Суриковых родился сын Василий. Судьба рода Суриковых тесно связана с историей Сибири.
В 1628 г. на полуострове, образованном при слиянии Енисея и р. Качи был основан Качанский острог, позже получивший наименование Красноярска. Сохранились имена его основателей, в их числе упоминаются и Суриковы. Сам художник считал, что его предки были выходцами с Дона, а в Сибирь пришли с дружиной Ермака. Краснокутский острог долго являлся аванпостом русских владений. Отсюда было предпринято не мало смелых походов казаками «землепроходцами» в далекие неизвестные края. Охрана местного русского населения лежала на казаках позже из них были организованы команды, в которых из поколения в поколение служили Суриковы. В 1822 г. из команд Красноярской, Енисейской и Туруханской был сформирован Енисейский казачий полк. В нем служил и отец Василя, который, однако, должен был скоро оставить военную службу из-за слабого здоровья. Служили в полку и его дяди, есаул Василий Матвеевич и хорунжий Марк Васильевич. Мать же происходила из старинной казачьей семьи Торгошиных.
В доме Суриковых строго соблюдали старинные казачьи обычаи. Воспитывали сына по-казачьи — просто и сурово. Уже 7 лет он научился ездить верхом. И отец его, и оба дяди, казачьи офицеры часто занимали племянника рассказами из казачьей жизни, казачьей истории. Такая семейная обстановка оставила неизгладимый след в душе будущего художника. Значительно позже, в 1893 г. он писал брату с Дона, куда ездил для собирания материалов для своей картины «Покорение Сибири»: «читаю историю донских казаков... Мы сибирские казаки происходим от них... Душа так и радуется, что мы такого рода славного».
В семье Суриковых любовь к старине сочеталась с глубоким интересом к современной культурной жизни. Его отец и дяди выписывали из далекого Петербурга журналы и не мало книг. Оба дяди не плохо рисовали акварелью.
С малых лет у молодого Васи появилась склонность к рисованию, но за первые рисунки ему досталось — они были нацарапаны гвоздем на дорогих сафьяновых стульях, украшавших горницу Суриковского дома.
В Сибири будущий художник прожил безвыездно до 20 лет. После смерти отца (в 1859 г.) материальное положение Суриковых сильно ухудшилось — ничтожной пенсии, которую получала вдова, было недостаточно для существования семьи. Мать и сестра должны были подрабатывать рукоделием.
После окончания школы в 1861 г. Вася поступил в прогимназию, но из-за нужды ему пришлось оставить образование и поступить мелким чиновником в Енисейское губернское управление. Случайно, один из рисунков Сурикова, в папке деловых бумаг попал в руки- губернатора Замятина, который переслал его в Академию Художеств в Петербург, вместе с рисунками начинающего художника Шалина. Из Академии ответили, что молодым людям следовало бы учиться дальше, но так как казенных воспитанников в ней иметь не полагается, то приехать в столицу и содержать себя будущие художники должны на свой счет. Сурикову помог сибирский меценат золотопромышленник Кузнецов, давший ему денег не только на поездку, но и на жизнь в Петербурге. После долгого путешествия, длившегося 2 месяца, Суриков добрался до столицы, где поступил сначала в Рисовальную Школу (на 1-ом экзамене в Академию Художеств он провалился), трехлетний курс, который он закончил в три месяца. В 1875 г. он все же окончил Академию и переехал на жительство в Москву.
Первой большой картиной Сурикова было «Утро стрелецкой казни». Изображена не сама казнь, а последние минуты перед ней. В картине нет главной центральной фигуры, она скорее является мозаикой переживаний отдельных лиц, сумма которых выявляет как бы столкновение двух начал, двух стихий, из которых каждая уверена в своей правоте. Однако, эта единость чувств выражается по-разному. Рыжий стрелец, в красной шапке, своим взором полным неукротимой ненавистью, как бы бросает молчаливый вызов победителю Петру. Это он мог бы сказать, подходя к плахе: — «Посторонись государь, это я должен здесь лечь...». Далее, высокий пожилой стрелец, с черной бородой, в наброшенном на плечи красном кафтане, кажется совсем не замечает окружающего — он глубоко погружен в свои последние думы. Еще дальше, седой старик в белой рубахе мужественно ожидая смерти, еще находит в себе силу утешать плачущих детей. Рядом с ним, другой стрелец, встав на телегу отдает последний поклон народу, повернувшись спиной к царю.
Мужеству стрельцов художник противопоставил бесконечную скорбь их жен и детей. Здесь исчерпана вся гамма горя и отчаяния: неудержимо рыдает стрелецкая жена, разлученная с мужем, в немом отчаянии опустилась на землю мать, только что проводившая на смерть сына...
Немного в стороне, в правой части картины, изображен Петр со своей свитой. На первом плане безучастным свидетелем стоит боярин в красной шубе. За ним группа иностранцев. Но рядом с этими второстепенными персонажами, резко выделена фигура Петра. Его лицо выражает несокрушимую уверенность в своей правоте, во всей его фигуре чувствуется огромная внутренняя сила. Мятежные стрельцы для него не личные недруги, а враги государства, враги русской будущности.
Содержание картины иллюстрирует всю трагедию изображаемых событий: столкновение двух сторон, из которых каждая убеждена в своей правоте. И те и другие русские люди: стрельцы считают, что Петр своими нововведениями угнетает народ, а Петр — что они мешают ему строить государство на новых началах, которые он считает наилучшими для того же народа.
С 1881 г. Суриков работал над другой большой картиной «Меньшиков в Березове», изображающей последние годы жизни, когда-то всесильного любимца Петра. В ней нет обычного для Суриковских картин многолюдья: в небольшой избе сидит погруженный в тяжелые невеселые думы Меньшиков, окруженный семьей. Даже не зная сюжета, нельзя не проникнуться настроением, которое создает картина. Глубокой трагедией проникнута каждая деталь. Она выражена в том, как расположены на холсте люди, в их позах, в противопоставлении былого величия и богатства убожеству и бедности настоящего момента. Драгоценный перстень на руке Меньшикова, богатая одежда его дочерей в бедной избе ещё больше подчеркивают ее. За пределами избы из узкого обледенелого окна, за которым мятель, бездорожье, как бы угадывается тот мир, в котором жил Меньшиков до своей ссылки.
Сюжетом следующей картины «Боярыня Морозова», законченной в 1887 г. послужил эпизод из эпохи раскола.
Раскольничье движение постепенно приобрело социальную окраску — последователями раскола были, главным образом, низшие слои населения: крестьянство, посадские люди, казачество, сельское духовенство. В высших классах раскол почти что не распространялся. Одним из редких исключений была боярыня Морозова.
Картина Сурикова изображает тот момент, когда Морозову по улицам Москвы везут на допрос, а может быть в ссылку или на казнь. Как и в «Утре стрелецкой казни» картина поражает количеством образов, хотя главным действующим лицом является боярыня раскольница, черная одежда которой, ярко выделяется на засыпанной снегом московской улице. Этим контрастом художник подчеркивает изображаемую драму. Лицо Морозовой выражает несокрушимую силу и веру в свою правоту. Интересно распределение других лиц на картине, которая, как бы делиться санями на две части. С правой стороны сгруппированы люди, сочувствующие Морозовой: здесь юродивый, благословляющий ее двуперстным знаменем креста, юная монашенка, молодая боярышня в синей шубке и желтом платке... С левой стороны находятся ее враги: дородный купец, рядом со священником, смеющиеся над увозимой «еретичкой».
Поражает с какой силой изобразил Суриков на лицах и позах всех этих людей, все те чувства и переживания, которые в них вызывают встреча с опаленной боярыней.
Весной 1889 г. после смерти жены. Суриков уезжает в родной Красноярск. Два года художник не работал, но в 1890 г. он принялся за новую картину «Взятие снежного городка», имеющую как современный, так и исторический характер. Сам художник назвал ее бытовой. Ее сюжет — старинная казачья игра на масленицу. Изображен тот момент, когда лихой казак на коне ломает снежную стенку — «берет городок». Написанная в ярких тонах картина полна веселья, задора, движения.
Четыре года работал Суриков над грандиозной исторической картиной, законченной в 1895 г. — «Покорение Сибири Ермаком».
Каждая большая картина требовала громадной подготовительной работы. Собирая материал (пейзажи, этюды) Суриков проехал, где верхом, а где на лодке несколько сот верст, повторив поход Ермака, для того чтобы почувствовать его переживания и его соратников, проникнуться их психологией, их образами и перенести все это на картину. Следующим летом он снова совершает большое путешествие по Сибири зарисовывая типы татар. Летом 1893 г он отправляется на Дон писать этюды сподвижников Ермака.
Один из биографов Сурикова пишет:
«На Дону, среди казаков он чувствует себя как казак. Довольный казацкой похвалой, за то, что хорошо ездит верхом, он пишет брату: «Ишь говорят, еще не служил, а ездит хорошо». По просьбе Сурикова донские казаки устраивают конные состязания. Он пишет лица, фигуры, большую казачью лодку, которая потом перейдет с этюда на картину. Он пишет казака с поднятой шашкой».
«Зарисовывая в альбомы лица, пейзажи, бытовые предметы Суриков одновременно изучил и историческую литературу, читая историю донских казаков».
«Там же на Дону, пишет он этюды донских казаков Димитрия Сокола, Кузьмы Запорожцева, казака, заряжающего ружье. Вернувшись в Москву, Суриков писал брату: «Я написал много этюдов, все лица характерные. Нашел для Ермака и его есаулов натуру для картины».
Картина изображает решающую битву отряда Ермака с полчищами хана Кучума. Вся обстановка, люди, переданы так ярко, с такой реальностью, что зритель, глядя на картину, забывает, что он перед куском холста. Кажется, что открылось окно в прошлое.
Не смотря на четкость изображения отдельных лиц картина производит впечатление столкновения двух грандиозных сил, двух миров, двух стихий...
Привлекает к себе внимание образ Ермака — он поражает богатырской мощью. Движением руки он указывает казакам цель боя. глаза его из-под шлема спокойно глядят вперед. Рядом с ним его главный помощник, вероятно, есаул Кольцо. Но это другой характер, другой темперамент. Он весь изображает страшное нетерпение. Так каждый образ, будь то татарин, вогул или казак наделен индивидуальными чертами, отражающими их характер.
Суриков чрезвычайно строго относился к своим произведениям и не только с точки зрения изображения, но и правдивости. Когда картина еще не была совершенно окончена он ее показывал казакам и 61,1л чрезвычайно доволен, что «казачие типы, казаки, которые были у меня в мастерской признали за свои...». Позже в 1895 г. он писал родным в Красноярск: «Были при мне уральские казаки, и все они в восторге, а потом придут донские, Атаманского полка... Я всем им объяснил картину, а ещё в Москве показывал ее донцам...
В следующей картине «Переход Суворова через Альпы» Суриков изобразил один из красочных эпизодов похода русской армии — переход через хребет Панике. Высокие горы, крутой обрыв, покрытый льдом и снегом, с которого надо спуститься. Передние солдаты уже начали жуткий стремительный спуск. С бодрым словом и шуткой обращается Суворов к проходящим мимо него людям, отвечающим ему радостной улыбкой. Поражает то мастерство, с которым Суриков сумел передать движение солдатской массы, которая, как лавина скатывается с гор.
В 1901 г. Суриков серьезно приступил к работе над картиной «Степан Разин», которую задумал еще в 1887 г. Она была закончена в 1906 г.
Величавая ширь Волги... Медленно плывет струг... Замерли на взмахах весла. В глубокую думу погружен грозный атаман Степан Тимофеевич... Призадумались и затихли и его соратники…
Суриков создал поэтический образ Разина, близкий его образу в народном эпосе. Но он нисколько не идеализировал ни самого атамана, ни его сподвижников. Не случайно на переднем плане, справа, изображен охмелевший казак, который подняв чарку, усмехается, как бы предлагая залить думы вином. Другой казак, положив свою отяжелевшую голову на могучие руки на борту струга, спит. Но чувствуется в нем необычайная сила, которая, пробудившись, может сокрушить все...
И небо с тучами, и струг, а главное, образы людей порождают в зрителе предчувствие трагического конца близкой развязки. Всем своим колоритом, всем настроением картина вызывает тревогу, заставляет зрителя задуматься над дальнейшей судьбой, находящихся в струге людей.
Сюжеты из казачьей истории не переставали привлекать Сурикова. Еще работая над «Ст. Разиным», он пишет эскизы к новой картине «Красноярский бунт», сюжетом которой являются волнения среди красноярских казаков в 1690 г. Казачий круг изгнал из Красноярска, царского воеводу Дурново, притеснявшего казаков. Однако, вскоре воевода вернулся в город, надеясь усмирить бунт. Казаки, схватив ненавистного боярина в Приказной Избе, потащили его к Енисею дабы «посадить его в воду» (т. е. утопить). Однако, по пути изменили решение: бросили воеводу в лодку и оттолкнули от берега. Этот момент и хотел изобразить Суриков. Тема эта, особенно заинтересовала художника, ибо в исторических документах, в списке бунтовавших казаков он обнаружил имена своих предков: Петра и Ильи Суриковых. К сожалению, картина написана не была. Сохранилось лишь несколько эскизов.
Собирался Суриков нарисовать и картину — «Пугачев». Сохранился лишь карандашный набросок проектируемого полотна — Пугачев, закованный в кандалы и запертый в железную клетку.
Последние годы своей жизни Суриков работал над картиной «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря», но она не была окончена.
Умер Суриков 6 марта 1916 г. в Москве, от склероза сердца.
Суриков считается одним из выдающихся художников исторической живописи. Его картины поражают не только сочетанием красок, но и той выразительностью, которую он сумел вложить в образы изображаемых им людей, той яркостью и силой, с которой он передает, переживаемые ими чувства.
Сам Суриков говорил, что его привлекают «мощные люди», «сильные духом», люди могучей воли, твердо стоявшие за свои убеждения, отважные, непокорные, глубоко веровавшие в правоту своего дела, не страшившиеся ни пыток, ни смерти... Таковы стрельцы и Петр, такова боярыня Морозова, Меньшиков, Суворов, Ермак, Разин...
Вполне понятно, что Суриков, сам будучи казаком, неоднократно брал сюжеты, главными героями которых были казаки, и не даром из восьми главных больших картин, четыре, то есть Полосина, связаны с казачеством, то есть со средой, где он мог легче всего найти те исторические типы, которые ближе всего приближались к его идеалам. Влияние этой среды отразилось и в других картинах Сурикова. Так голова Суворова была написана им со старого казачьего офицера.
Б. Богаевский. Париж. 1957. Сохранен стиль автора. Небольшая реакторская правка
======================
Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520–2839) является сетевым средством массовой информации и публикует статьи по актуальным проблемам гуманитарных и естественных наук
======================