Каширин Владислав Егорович, аспирант Департамента права
В Российской Федерации инновационная деятельность дает возможность научно-педагогическому работнику реализовать инновационные проекты, а образовательной организации создать инновационную инфраструктуру и обеспечить ее деятельность.
Сегодня интеллектуальный капитал становится движущей силой необходимых преобразований во всех сферах деятельности государства и является основой его конкурентоспособности на глобальном уровне. Показателями эффективности государства в этом направлении являются соблюдение прав интеллектуальной собственности, проведение политики нетерпимости к их нарушениям, создание и внедрение действенных превентивных механизмов обеспечения соблюдения таких прав, воспитание молодого поколения.
Знания в области интеллектуальной собственности являются необходимым элементом развития гражданского общества, правового государства, его экономического благополучия. Поэтому важным показателем развития общества является предоставление качественных образовательных услуг, отвечающих требованиям рынка труда и воспитывающих соблюдение прав и свобод человека, в том числе, прав на интеллектуальную собственность [4].
В связи с этим первоочередной задачей является развитие понимания значения интеллектуальной собственности у профессорско-преподавательского состава организаций высшего образования, которые, с одной стороны, являются субъектами правоотношений в сфере интеллектуальной собственности, а с другой стороны, должны обеспечивать культивирование компетенций в области интеллектуальной собственности у студентов в процессе их профессиональной подготовки.
Повышение уровня правовой культуры научно-педагогических работников на протяжении всей жизни является одним из способов обеспечения качества, эффективности, результативности научно-педагогической и продуктивной интеллектуальной деятельности через правовую подготовку в системе последипломного образования.
Особая роль политики в области интеллектуальной собственности, являющейся важной составляющей деятельности организации высшего образования, принадлежит создание системы, стимулирующей творческую и изобретательскую деятельность научно-педагогических работников как весомую основу их профессиональной самореализации, а также заключается в постоянном контроле качества и развитии профессиональных навыков научно-педагогических работников [1] .
Сегодня насущным требованием времени является введение соответствующих дисциплин по изучению прав на интеллектуальную собственность в организациях высшего образования на всех факультетах.
Подготовка специалистов должна охватывать охрану прав интеллектуальной собственности на самостоятельно созданные объекты, а также законность использования объектов интеллектуальной собственности других авторов и изобретателей.
Миссия организаций высшего образования сегодня заключается в создании знаний и предоставлении социально значимых образовательных услуг высокого уровня. Знания и интеллектуальный капитал организаций высшего образования стали стратегическим ресурсом и ключевой компетенцией в получении конкурентного преимущества. Сегодня необходимо использовать трансдисциплинарные связи для расширения и развития знаний в области интеллектуальной собственности. Не воспитание культуры у студентов вузов в сфере интеллектуальной собственности подрывает развитие их научного потенциала и тормозит их научное творчество.
Таким образом, проблема развития знаний в сфере интеллектуальной собственности и использования интеллектуального капитала остро стоит сегодня в организациях высшего образования. Для продвижения образования, распространения знаний и повышения уровня компетентности в области интеллектуальной собственности важно подготовить педагогов, способных выполнять эти задачи. Сегодня нужно поднять знания большинства педагогов до уровня, достаточного для обучения других [2].
Приобретение прочных знаний об интеллектуальной собственности в организациях высшего образования преподавателями и студентами создаст условия для развития всего общества. Преподаватели и студенты поймут всю ценность собственных достижений и выгод в области интеллектуальной собственности, получаемых за счет реализации прав на результаты собственного творчества [5].
Знания в области охраны прав интеллектуальной собственности способствуют созданию благоприятной среды для развития интеллектуальной деятельности, где важная роль в ее распространении принадлежит профессорско-преподавательскому составу организаций высшего образования.
Основные формы научно-педагогической деятельности, как виды интеллектуальной собственности включают учебно-методические публикации, опубликованные результаты научно-исследовательской работы, рабочие программы учебной дисциплины, патенты, онлайн-курсы и прочее. Одним из направлений научно-педагогической деятельности должна стать работа по повышению уровня информированности студентов и аспирантов в сфере интеллектуальной собственности, в рамках которой должны проводиться просветительские мероприятия в области популяризации знаний по интеллектуальной собственности и инновациям [3].
Подводя итоги нужно отметить, что включение преподавания интеллектуальной собственности в учебные программы всех факультетов организаций высшего образования нами рассматривается как один из важнейших вопросов для укрепления культуры и уважения прав интеллектуальной собственности в обществе, а также для продвижения национальной политики в области науки, технологий и инноваций.
Литература:
[1] Близнец И.А. Политика университетов в сфере интеллектуальной собственности//Международный правовой курьер. 2014. № 3. С. 11-15.
[2] Болотова Е. Л. Об интеллектуальной собственности педагогического работника. Возникновение прав интеллектуальной собственности в деятельности педагогического работника и обучающихся и механизмы их регулирования [Электронный ресурс] / Е. Л. Болотова // Международный форум «Интеллектуальная собственность − XXI век», 25−29 апреля 2016 года. Режим доступа: http://www.forum-ip.ru/content/sec-publikatsii/elobintellektualnoy-sobstvennosti-pedagogicheskogo-rabotnika.php.
[3] Василенко М.В. Организационное обеспечение освоения преподавателями вуза образовательных инноваций / М.В. Василенко, Ю.П. Ветров // Перспективы науки. – 2020. – № 4 (127). – С. 175–177.
[4] Добрякова Н.И. Интеллектуальный капитал ВУЗа: юридические аспекты // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2012. № 3 (3). С. 44–48.
[5] Салицкая Е.А.. Научное открытие как объект правовой охраны // Вестник гражданского права. 2015. № 4. С. 54–82.
[6] Каширин, В. Е. Интеллектуальная собственность и сфера образования в высших учебных заведениях / В. Е. Каширин // Сборник материалов 3-й Международной научно-практической конференции «Цифровая среда и политика университетов в сфере интеллектуальной собственности» 5 июля 2023 г., Москва, 05 июля 2023 года / Российское профессорское собрание, ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, ООО Издательская группа «Юрист», под редакцией профессора, доктора юридических наук И.А. Близнеца. – Москва: Издательская группа "Юрист", 2023. – С. 70-74.