Подростки… они и в Турции подростки!
Неважно, где живет и планирует поступление ваш ребенок: в любой точке мира он может волноваться, иметь трудности профессионального выбора, нуждаться в помощи и поддержке.
Делимся с вами реальной историей профконсультации подростка от специалиста Забота.Дети Алёны Андреевцевой.
✍️ Начало работы. Запрос родителя
К нам в сервис обратилась Елена, мама 17-летней Валентины, которая задумалась о своей будущей профессии лишь в 11 классе. И вроде бы не редкость, когда подросток «проснулся» к окончанию школы и задумался о своем будущем. Но наша история уникальна тем, что семья пару лет назад переехала жить в Турцию: здесь же Валентина и планировала своё дальнейшее обучение и карьеру. Только кем?
Мама сразу сообщила, что тема профессионального выбора для неё «очень волнительна и всё это ново».
Елена понимает, что нужна помощь специалиста, который:
- развеет все сомнения и страхи дочери о жизни после 11 класса;
- поможет определиться с профессией;
- даст пошаговую инструкцию по подготовке к поступлению.
С таким запросом наш профориентолог в деле! И первым делом Алёна пригласила Елену и Валентину на бесплатную ознакомительную консультацию, чтобы прояснить запрос и договориться о форме работы.
Что же из этого получилось?
👩💻 Шаг 1. Демо
На 20-минутной встрече специалист познакомился с семьей. И если от родителя запрос уже был ясен, предстояло понять, как на эту ситуацию смотрит сама Валентина.
В ходе беседы выяснилось:
- нет понимания, нужен ли вуз, ведь есть масса онлайн-курсов; а если нужен, то как выбирать?
- Валентина рассматривает графический дизайн, но сомневается в востребованности таких специалистов в будущем. Принимая решение, внутри четкое ощущение «Я делаю что-то не так»;
- девушка готова рассмотреть и другие подходящие ей профессии.
Вывод один: нужна комплексная профориентационная работа. Она поможет:
- понять, какие качества и способности важно проявлять Валентине в будущей профессии и что ей интересно;
- составить список профессий (заодно проверить, войдет ли в этот список дизайнер);
- разработать персональный образовательный маршрут после школы.
📄 Шаг 2. Тестирование
Валентине предстояло пройти профдиагностику, состоящую из 5 методик:
- личностный тест, который поможет увидеть яркие черты характера девушки и понять, в какой профессиональной роли ей будет комфортно;
- 2 теста способностей, которые помогут проанализировать, с каким типом информации получается лучше всего работать, есть ли тяга к познанию (от этого зависит, нужно ли поступать в вуз), а также на каком уровне развиты гибкие навыки;
- 2 теста интересов, по результатам которых мы смогли бы выявить подходящие сферы и профессиональные виды деятельности.
Обычно для выполнения такого комплекса требуется не более 1,5 часа. Для сохранения достоверности результатов в разгар учебного года подросток может «порционно» проходить методики.
Спустя неделю на руках у профориентолога Алёны были результаты тестирования Валентины. Пару дней нужны специалисту для изучения и подготовки отчета с рекомендациями по профессиональному будущему подростка. Самое время назначить полноценную консультацию, что и было сделано.
✅ Шаг 3. Консультация
На встрече Валентина вместе с мамой ознакомились с данными тестирования и вместе с профориентологом смогли проанализировать, как эти результаты проявляются в реальной жизни девушки.
Что выяснилось в ходе беседы?
- у Валентины есть лидерский потенциал, но неприятный школьный опыт, про который сама девушка рассказала на консультации, «заблокировал» развитие этих задатков (тесты подтвердили низкий уровень организаторских навыков). В школе, компании и дома девушка перестала выражать свое мнение и проявлять инициативу;
- вместе с лидерскими задатками проявилась и предпринимательская жилка, что ощущалось девушкой лишь как «Не хочу работать в офисе, там много не заработаешь»;
- подтвердился интерес к творческой деятельности, причем не только к работе с визуалом, но и созданию текстов. Валентина рассказала, что изучает продвижение социальных сетей, создание контента.
📍 На что обратил внимание профориентолог?
Валентина следует логике «Мне это знакомо, а значит интересно». Тот потенциал, которым девушка обладает, не находит выражения в ее жизни — это создает у неё ощущения напряжения, рождает сомнения «Я делаю что-то не так».
Попытки проявить свои организаторские способности привели к неудаче — и Валентина просто «забыла» эту часть себя. При этом всем своим поведением, эмоциями и фразами на консультации она показывала «Я имею свое мнение!», «Я могу и хочу брать ответственность!», «Я хочу чувствовать себя лидером!».
До конца 11 класса Валентине важно успеть получить пробы «управленца» хотя бы в повседневной жизни: организовать семейный ужин, где раздаст задачи всем членам семьи и спланирует саму подготовку или устроить с друзьями тематическую встречу, продумав и реализовав все детали. В образовании найдется масса событий, где девушка сможет проявить свой потенциал.
📍 Так какую профессию выбрала Валентина?
Сложив «паззл» возможностей и обсудив составленный Алёной список из 12 профессий, Валентина приняла решение, что в будущем ей бы хотелось попробовать себя в роли графического дизайнера, смм-специалиста и проектного менеджера.
Если рассматривать эти 3 профессии как 3 компетенции (навыки работы в графических программах, навыки продвижения соц.сетей и управленческие способности), то девушка может построить интересную карьеру в любой сфере. Страх, что «дизайнеры никому будут не нужны» пропал после того, как специалист познакомил с логикой планирования современной карьеры.
В своей работе Алёна не опирается на классическую модель выбора профессии («одна профессия на всю жизнь»). Если посмотреть, как динамично меняется образование и рынок труда, становится ясно, что выбор одного направления и одной профессиональной роли увеличивает шансы разочароваться в своей выборе и стать невостребованным несчастным специалистом.
Такой ход мысли специалиста порадовал Валентину. Девушка поделилась, что ей приятно понимать, что может стать не просто фрилансером, а лидером в профессиональной команде.
📍 Профессии выбраны. Что дальше?
Когда Валентине удалось разобраться, как хочет реализовать себя в будущем, профориентолог помог определиться с ближайшими шагами к поставленной профессиональной цели:
- организовать пробы лидера и развивать организаторские способности;
- рассматривать 2 варианта образовательного маршрута (определили, по каким программам в вузах можно получить высшее образование не просто для галочки, а что можно освоить через практические курсы);
- следовать рекомендациями от специалиста по подбору учебных заведений (на что обращать внимание?) и подготовке к поступлению.
«Это было очень интересно! Я даже не знала, что так можно!» — такую обратную связь дала мама Валентины.
«Было полезно посмотреть на себя со стороны, услышать, что в тебя верят. Теперь мне понятно, что делать!» — таким выводом поделилась сама девушка. А это значит, что на еще одного подростка, который нашел СЕБЯ, в мире стало больше!
🎯 От точки А к точке Б. Результаты профконсультации
Итак, что же нам было дано?
Есть подросток Валентина, 17 лет, учится в 11 классе турецкой школы.
Её запрос и есть Точка А:
- хочет найти будущую профессию с высокой ЗП (нашла подработку летом и сама купила новый телефон, понравилось);
- рассматривает графический дизайн, но не уверена в выборе, ведь «дизайнеров и так уже много»;
- сильно напряжена из-за неопределенности с поступлением;
- хочет понять, какие ещё профессии ей подойдут и как их освоить.
После проведения демо-консультации, профориентационного тестирования и 1 полноценной консультации вместе с профориентологом Валентине удалось прийти к Точке Б:
- стала лучше понимать себя, появилась уверенность и вера в свои возможности;
- увидела себя в роли графического дизайнера, смм-специалиста и даже руководителя;
- знает, как можно совместить эти направления в своей жизни, получив 2 сценария карьеры;
- составила стратегию поступления при поддержке профориентолога.
Чувствуете, что вашему подростку пора к профориентологу? Или может вы сами задумались о смене деятельности?
Переходите и регистрируйтесь на нашей платформе Забота.Дети — вам откроется доступ к 3 урокам курса «Как общаться с подростком и выжить?» 🎁