Найти в Дзене
Герои и битвы

"Брат судит тебя Бог": предательство и гибель новгородского войска в Югре в 1193 году

Югра - полярный Урал. Здесь, следуя скандинавским легендам, расположено ни много ни мало преддверие загробного мира, где силы тьмы, томятся в ожидании битвы с древними богами. Дорога сюда к р. Оби была протоптана ногами новгородских купцов и промысловиков, а затем и воинов еще в конце X - середине XI веков. Затем XII век ознаменовался довольно масштабными военными походами Новгорода в Югру. Не все они были удачными, однако часть местного населения - обских угров (предков ханты и манси) подчинилась и стала платить дань. В Новгород с Урала "потекли реки" пушнины, и что еще важнее стало поступать серебро, попадавшее туда через посредством Волжской Булгарии. Знаменитый историк М.Н. Покровский очень высоко оценивал последний фактор для дальнейшей истории Новгорода: "в новгородских колониях был едва ли не единственный на всю Россию источник драгоценных металлов. «Закамское», т.-е. уральское, серебро попадало и в Западную Европу и в Москву, пройдя через форму новгородской дани, - дани, собиравшейся Новгородом с Югры и других уральских племен, унаследовавших богатства древней Биармии .... не даром Иван Данилович Калита так добивался уступки ему именно этой разновидности новгородской дани. Большая часть столового серебра и его, и даже еще его внуков и правнуков была новгородского происхождения, с именами новгородских владык и посадников. Перехватыванье новгородских «данников» с закамским серебром для врагов Новгорода было таким же излюбленным средством борьбы, как для английских корсаров XVI века перехватыванье испанских галлионов с золотом, шедших из Нового Света".

В 6695 году (сентябрь 1186-август 1187) году, в Новгородской земле произошли пугающие события. Сначала случилось затмение: "бысть знамение в солнци в полудне, яко месяц смерчеся, и по мале времени наполнися и пакы просветися, септября в 9", а затем была ужасная гроза и молния ударила в шествие верующих, шедших с крестами "от святые Софии к святому Михаилу". Она разметала всех по земле, убив двух человек и подожгла церковь. Перечень несчастий на этом не закончился. Вслед за этим произошло масштабное "избиение" новгородских воинов, собиравших дань с Печеры и Югры и "за Волоком". Летопись не объясняет причины произошедшего, отмечая только то что погибли 100 кметей (лучших воинов, дружинников). Вероятно, на этом данническая связь с далекими Югорскими землями была прервана, нужен был новый масштабный поход и подчинение.

Югорские воины  XIII-XIV вв. Реконструкция А. Зыкова, рисунок А. Грефенштейна
Югорские воины XIII-XIV вв. Реконструкция А. Зыкова, рисунок А. Грефенштейна

Однако Новгород не спешил отправлять войско в Югру. Были видно более насущные проблемы. Наконец, разгромив вместе с корелами "землю Емскую" (емь - предки финнов), а затем вместе с псковичами "пожгоша землю" чюди новгородцы в 6701 (сентябрь 1193-август 1194) году снарядили поход в Югру. По некоторым данным в состав экспедиции вошли 300 чел. Однако, в самом начале этого похода в этом военном предприятии был существенный изъян. В рядах воинов был предатель, который отражал интересы части богатых новгородцев, которые имели торговые связи с югорской племенной аристократией. Летопись сохранила имена воеводы - Ядрей и изменника - Сава.

Приход в Югорскую землю начался удачно - новгородцы сожгли один из городков и приступили к другому, где укрылся югорский князь. Осажденные прислали парламентеров, попросили не атаковать крепость, мотивируя это тем, что они собирают дань и на это нужно время: "сбираем сребро и соболи и иная узорочия, а вы не губите нас своих смердов и своеи дани". 5 недель новгородцы ждали под крепостью. За это время югорцы тайно "скопили" воинов. Затем они пригласили в крепость часть новгородцев на переговоры. Тут и вступил в дело предатель Сава. Вероятно, он был в числе первых 12 "лучших"приглашенных. Среди них также был воевода Ядрей и поп Иванко Легена. Как только они оказались в крепости их всех, исключая Саву "иссекоша". Затем позвали других.

В югорскую крепость вошли группы в 30 и 50 человек. Их доверие можно объяснить только тем, что бдительность русских усыпил Сава. Он сам был одним из "лучших" новгородских людей, которому безусловно доверяли. Все 80 новгородцев погибли. В их числе попал в плен и один из самых влиятельных людей в экспедиции - Яков Прокшиниц. Сава убедил югорского князя не оставлять его в живых: "живого отпустишь в Новгород, то тому ти, княже, опять привести вои ... и землю твою пусту сотворят". Перед смертью Яков сказал Саве "брате судит ти бог ... и станеши с нами пред богом и отвещаеши за кровь нашу".

-3

После предательства и потери почти трети отряда, новогородцы в нерешительности продолжали стоять под югорской крепостью. Вскоре продовольственные припасы стали заканчиваться и начался голод. В это время югорские воины сделали вылазку, атаковали новгородцев и "иссекоша вся". Только 80 русских воинов смогли уйти с поля битвы.

В Новгороде всю зиму не было вестей об экспедиции, что стало поводом для всеобщего траура (" и печаловахутся ... князь и владыко и все Новгород"). Неожиданно выжившие вернулись в город. По стечению обстоятельств (а может быть и нет) перед этим в Новгороде начался пожар, и начался он именно с "Савкиново двора". Вернувшиеся воины в ярости перебили друзей Савы: Себышку Волосовица, Завиду Негочевича и Моислава Поповица. Остальные участники "партии торговли" откупились "кунами". В летописи прямо указана причина погрома - ха то, что они "совет державеше с Югрою на свою братью".