Фискальная политика является ключевым инструментом государства для регулирования экономической активности и достижения макроэкономических целей. Фискальная политика влияет на экономику через изменения в государственном бюджете. Доходы государства формируются в основном за счет налогов и сборов. Также государство владеет различными компаниями и получает дивиденды из их прибыли. Государственные расходы же включают расходы на поддержку части населения, на здравоохранение, образование, национальную безопасность и т.д. Если государство хочет поддержать экономику, оно, как правило, увеличивает расходы в бюджете или уменьшает доходы. В результате у населения и компаний становится больше ресурсов, которые они могут направить на покупку товаров и услуг. Бывают ситуации, когда экономика «перегрета», то есть растет слишком быстро, тогда государство увеличивает доходы и снижает расходы. Для стимулирования экономики государство может снизить ставки налогов или дать временные налоговые льготы. Для того чтобы «охладить» экономику, оно, наоборот, увеличивает налоги и сборы. Налоговая система является основным инструментом, посредством которого государство мобилизует средства для финансирования своей деятельности и обеспечения социального и экономического благополучия своих граждан. Она имеет существенное значение для социально-экономического развития государства, поскольку позволяет собирать деньги, необходимые для выполнения государственных функций, таких как обеспечение безопасности, поддержка общественных услуг и улучшение инфраструктуры.
Фискальная политика
Фискальная политика – это совокупность мер, направленных на изменение уровня государственных доходов и расходов, с целью влияния на экономическую активность и достижения определенных результатов.
Основными инструментами фискальной политики являются налоги и государственные расходы. Через изменение налогообложения правительство может контролировать доступность денежных средств у предприятий и населения, а также стимулировать или тормозить экономическую активность. Увеличение или уменьшение государственных расходов позволяет влиять на потребление, инвестиции и занятость.
Цели фискальной политики могут быть различными и зависят от конкретной ситуации в экономике. Одними из основных целей могут быть: Стимулирование экономического роста. Путем увеличения государственных расходов и снижения налогов правительство может увеличить спрос на товары и услуги, стимулировать производство и создание новых рабочих мест. Сокращение инфляции. Увеличение налогов и сокращение расходов может снизить общий уровень потребления и спроса, что поможет сдержать рост цен на товары и услуги. Регулирование бюджетного дефицита. Правительство может использовать фискальную политику для сокращения или увеличения дефицита бюджета, что в свою очередь повлияет на уровень государственного долга и финансовую стабильность страны. Через фискальную политику можно воздействовать на распределение доходов и имущества в обществе, введя прогрессивную систему налогообложения или предоставляя социальные пособия.
Важной составляющей фискальной политики является бюджетное планирование. Правительство разрабатывает бюджет, определяющий план по доходам и расходам на определенный период времени. Бюджетное планирование позволяет государству управлять своими финансовыми ресурсами, определить приоритеты и обеспечить финансовую устойчивость.
Однако, фискальная политика также может иметь негативные последствия. Например, неправильное распределение доходов и налогообложение может привести к увеличению неравенства в обществе. Кроме того, недостаточное контролирование государственных расходов может привести к увеличению бюджетного дефицита.
Налоговая система
На сегодняшний день существует множество различных видов налогов, которые могут взиматься государствами. Они включают в себя прямые налоги, косвенные налоги и локальные налоги.
Прямые налоги — это налоги, которые взимаются с доходов граждан или предприятий. Такими налогами являются налог на доходы физических лиц, налог на прибыль предприятий и налог на недвижимость.
Косвенные налоги — это налоги, которые взимаются с товаров и услуг через цепочку производства и потребления. К ним относятся такие налоги, как НДС, акцизы и пошлины на импорт.
Локальные налоги — это налоги, которые взимаются на местном уровне государственной власти. Такие налоги могут включать налоги на недвижимость и налоги на местный бизнес.
У налоговой системы есть несколько преимуществ, которые делают ее важным инструментом управления экономикой. Во-первых, налоговая система позволяет государству собирать деньги для финансирования своих функций и услуг. Благодаря налогам государство может финансировать свою деятельность и обеспечить социальное и экономическое благополучие своих граждан. Кроме того, налоговая система может служить инструментом социальной справедливости. С помощью прогрессивного шкалирования налогов государство может облагать высокооплачиваемых граждан большими налогами и использовать эти средства для поддержки бедных и малообеспеченных слоев населения. Налоговая система также может служить средством регулирования экономической деятельности. Путем изменения налоговых ставок и структуры налогообложения государство может стимулировать определенные отрасли экономики и регулировать уровень инфляции.
Налоговая система является основным инструментом, посредством которого государство мобилизует средства для финансирования своей деятельности и обеспечения социального и экономического благополучия своих граждан. Она имеет существенное значение для социально-экономического развития государства, поскольку позволяет собирать деньги, необходимые для выполнения государственных функций, таких как обеспечение безопасности, поддержка общественных услуг и улучшение инфраструктуры.
Налоговая система РФ — это основа для выполнения государством своих функций и главный источник доходов федерального, региональных и местных бюджетов. Налоговую систему РФ можно определить, как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов и их плательщиков. Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.
1. Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:
2. Федеральный;
3. Региональный;
4. Местный.
Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит. Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:
Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями Налогового кодекса, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.
Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.
Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления.
Система налогового администрирования в России является одной из самых прогрессивных. Единый налоговый счет - очередной этап цифрового развития налоговой системы.
Кроме того, на основании НК РФ Минфин РФ и ФНС РФ разрабатывают приказы, разъяснения, пояснения, письма и другие подобные документы. Они необходимы для конкретизации положений и статей НК РФ и других федеральных законов РФ в области налогообложения. Такие документы разъясняют непонятные с точки зрения налогоплательщиков ситуации и могут составляться на основании их обращений.
Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.
В структуру налоговой системы России включены: все налоги, страхвзносы и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ, субъекты обложения налогами и сборами, нормативно-правовая основа, государственные органы власти в области налогообложения и финансов.
Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ. Понятие налога и сбора определено в НК РФ.
Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы. В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года).
К системе налоговых органов РФ относятся:
Министерство финансов РФ.
Федеральная налоговая служба РФ.
Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти. Главными функциями ФНС РФ являются: учет плательщиков налогов и сборов, контроль за выполнением требований налогового законодательства, надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.
ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. Единая централизованная система налоговых органов состоит из:
Управление в каждом субъекте РФ. Ему подчиняются территориальные налоговые органы и инспекции ФНС РФ.
Межрегиональные инспекции ФНС по каждому федеральному округу. У них в подчинении находятся межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной обработке данных (ЦОД), а также межрайонные инспекции.
Какие бывают налоги в РФ
Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. Также обособленно выделим страхвзносы и новые экспериментальные режимы налогообложения.
Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся: НДФЛ, налог на прибыль организаций, НДС, акцизы, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, госпошлина.
Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.
Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:
1. Земельный налог;
2. Налог на имущество физических лиц;
3. Торговый сбор.
В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.
Заключение
Из выше сказанного можно сделать вывод, что фискальная политика – это структура и управление государственными расходами и налоговыми поступлениями с целью воздействия на экономику страны. Она используется правительством для регулирования общественного спроса, стимулирования экономического роста, борьбы с инфляцией и безработицей, поддержки отраслей и социальной защиты населения. Фискальная политика может включать изменения в налоговой системе, уровне государственных расходов, оборотных средствах и инвестициях. Она является одним из инструментов экономического управления, наряду с монетарной политикой.
Налоговая система — это комплекс правовых норм, установленных государством, регулирующих сбор налогов от физических и юридических лиц. Налоги являются основным источником доходов государства и используются для финансирования государственных функций, таких как образование, здравоохранение, оборона, социальная защита и др. Налоговая система определяет виды налогов, ставки, порядок и сроки уплаты налогов, права и обязанности налогоплательщиков, меры по контролю за соблюдением налогового законодательства.
Фискальная политика и налоговая система связаны в том, что налоговая система является одним из ключевых инструментов фискальной политики. Вот как они взаимосвязаны:
Формирование доходов государства: Налоговая система позволяет правительству собирать доходы от налоговых поступлений, которые затем используются для финансирования различных государственных программ и услуг. Фискальная политика определяет, как эти доходы будут распределены и в каких областях они будут использованы.
Влияние на экономику: Фискальная политика может использовать налоговую систему для регулирования экономики. Например, снижение налоговых ставок может стимулировать экономический рост, а повышение налогов может сдерживать инфляцию или финансировать государственные программы.
Социальная справедливость: Налоговая система может быть настроена для обеспечения социальной справедливости. Это означает, что более обеспеченные граждане могут платить больше налогов, чтобы поддерживать тех, кто имеет меньше доходов. Фискальная политика определяет такие налоговые политики и программы поддержки.
Бюджетное планирование: Фискальная политика использует налоговую систему для создания бюджета правительства. Этот бюджет определяет, сколько средств будет выделено на различные государственные нужды, такие как образование, здравоохранение, оборона и многое другое.
Итак, налоговая система является инструментом, с помощью которого реализуется фискальная политика, и они тесно связаны в процессе управления экономикой и финансами государства.