Теорема Пифагора является фундаментальной теоремой для геометрии. Названная в честь древнегреческого философа и математика Пифагора, простая теорема (согласно которой квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов) помогает определить недостающее значение прямоугольного треугольника, если известны две другие стороны. Его применение было жизненно важно для технических направлений, таких как проектирование и архитектура, на протяжении тысячелетий. Однако, несмотря на название теоремы, она была известна задолго до рождения Пифагора (около 570 г. до н. э.). Древние глиняные таблички доказывают, что древние вавилоняне обладали этими знаниями еще в 2000 году до нашей эры.
Табличка, обнаруженная в Ираке и покрытая клинописью, датируется где-то между 2000 и 1500 годами до нашей эры. Вероятно, она использовалась в качестве учебного пособия, поскольку описывает, как можно использовать "теорему Пифагора" для определения длины диагонали прямоугольника. Этот древний текст не единственное доказательство того, что вавилоняне использовали это уравнение. На других табличках изображены треугольники, удивительно похожие на доказательства теоремы.
Так почему же Пифагор получает всю славу, если вавилоняне и, вероятно, древние египтяне знали о таком соотношении между сторонами прямоугольного треугольника?
В античных биографиях о Пифагоре изложено множество легенд, которые с течением времени сложно отделить от фактов, но исходя из имеющихся данных, мы знаем, что философ был очень любознателен и в молодости много учился и путешествовал. Получал знания он от египетских жрецов, магов, семитских племён и Заратуштры, вероятно, что в это время он изучил теорему, которую назвали его именем.
После миграции в Италию, Пифагор открыл собственную школу (прообраз массонских лож) под названием "полукруг Пифагора", получившую на какое-то время политическое влияние. Ученики этой школы приписывали Пифагору не пренадлежащие ему открытия, порой даже те, которые делали сами. Сочинения философа не сохранились до наших дней, а вся информация о нем и его открытиях передавалась его последователями, поэтому и данная теорема, как и другие, которым он учил, была присвоена ему.
Верно также и то, что большая часть древних исторических исследований была глубоко евроцентристской.
Однако всегда важно помнить о древних математических традициях неевропейских культур и об обмене идеями, происходившем на протяжении тысячелетий.