Найти в Дзене

Строгановский дворец: путешествие в мир российской аристократии и шедевров искусства. Часть 1

Строгановский дворец — уникальный архитектурный ансамбль, который сохранил интерьеры лучше, чем другие дворцы. При каждой перестройке его облик становился более совершенным, а работы всех участвовавших в этом процессе архитекторов дошли до наших дней.

В начале XVIII века на участке, где сейчас располагается Строгановский дворец, располагались городские пастбища и соляные амбары.

Строительство полутораэтажного дома для портного И. Г. Неймана началось в 1732 году, а слева от него был построен трехэтажный дом для придворного повара Шестакова, возможно, по проекту архитектора М. Г. Земцова.

Вид дворца в 1742 году
Вид дворца в 1742 году

В 1742 году барон С. Г. Строганов купил несколько недостроенных зданий на углу Невского проспекта и реки Мойки, закончил их строительство и объединил в одно целое. Но через 11 лет дворец сильно изменился: придворный архитектор Ф. Б. Растрелли превратил его в образец русского барокко — популярного в то время стиля.

Некоторые источники ошибочно утверждают, что палаты Строгановых сгорели в 1753 году, и барон Сергей Григорьевич вместе с архитектором Ф. Б. Растрелли организовал строительство нового дворца в рекордно короткие сроки - за 6 недель (с 1 ноября по 15 декабря 1753 года). Однако на самом деле сгорел деревянный царский дворец в Москве, на берегу Яузы, и именно он был быстро восстановлен.

Невский проспект от берега Мойки с дворцом Строганова. Неизв.худ. Серед. 1750-х гг.
Невский проспект от берега Мойки с дворцом Строганова. Неизв.худ. Серед. 1750-х гг.

Строительные работы в Строгановском дворце были проведены в рекордные сроки. Начало строительства пришлось на начало 1753 года, а окончание — на октябрь 1754 года. Тогда во дворце прошёл первый бал по случаю новоселья, который посетила императрица Елизавета Петровна. А 19 октября того же года во дворце состоялся маскарад по случаю дня рождения великого князя Павла Петровича.

Важно отметить, что на момент проведения бала были готовы только помещения в корпусе, выходящего на Мойку, оформление же корпуса по Невскому проспекту заняло еще два года, поэтому годом окончания строительства следует считать 1756.

Строгановский дворец. Автор фото неизвестен
Строгановский дворец. Автор фото неизвестен

Изначально войти во дворец можно было только со стороны двора, поэтому он напоминал неприступный замок, предназначенный лишь для узкого круга лиц. Чтобы попасть внутрь, нужно было пройти через арку на Невском проспекте и только потом оказаться во внутреннем дворе. Парадный вход, выходящий на Невский проспект, появился в начале XIX века благодаря архитектору А. Н. Воронихину.

Внешний вид дворца был значительно упрощен в начале XIX века, когда были утрачены многие декоративные элементы, такие как скульптуры и барельефы на крыше, а также кариатиды, украшавшие балконы.

Чугунные столбы. автор фото неизвестен. Взято с www.citywalls.ru
Чугунные столбы. автор фото неизвестен. Взято с www.citywalls.ru

Дворец был окружен оградой, состоящей из чугунных столбов, соединенных цепями. Четыре таких столбика со львиными головами до сих пор сохранились: два из них находятся во дворе Строгановского дворца, а два — во дворе дома № 19 по Невскому проспекту.

Ф. Б. Растрелли декорировал фасад, выходящий на Невский проспект, крупным ризалитом (ризалит – это часть здания, выступающая за основную линию фасада). На этом ризалите можно увидеть родовой герб графов Строгановых.

Герб Строгановых
Герб Строгановых

Герб увенчан баронской короной и поддерживается двумя соболями. Медвежья голова на гербе символизирует принадлежность рода к Пермскому краю - исторической родине Строгановых. Стрелы, пересекающие герб, обозначают реки, по которым проходила экспедиция Ермака, а беличий мех внизу символизирует Сибирь, присоединенную к России благодаря Строгановым.

Портрет на фасаде. Автор неизвестен. Источник www.citywalls.ru
Портрет на фасаде. Автор неизвестен. Источник www.citywalls.ru

Под окнами парадного этажа расположены одинаковые медальоны с изображением мужского профиля, что является загадкой этого дворца. Существует несколько версий того, чей портрет здесь изображен: по одной из них, это портрет С. Г. Строганова – первого владельца здания; по другой – Ф. Б. Растрелли. Однако их живописные портреты мало похожи на изображение на фасаде, и до сих пор точно не установлено, кому оно посвящено.

Фасады были изначально окрашены “песочной краской с желтизной”, такой же, как и стены Зимнего дворца напротив через пустырь (Дворцовая площадь еще не была спроектирована). Позже они были перекрашены в розово-белый оттенок.

Ротари П. А. Портрет архитектора Ф.-Б. Растрелли
Ротари П. А. Портрет архитектора Ф.-Б. Растрелли

С. Г. Строганов выразил свою признательность Ф. Б. Растрелли, заказав известному художнику П. Ротари его портрет. Это единственный прижизненный портрет архитектора. До 1917 года картина висела в Строгановском дворце, украшая одну из парадных гостиных.

От первого владельца Строгановского дворца до наших дней сохранился Танцевальный зал — это единственный интерьер, созданный Ф. Б. Растрелли и почти полностью дошедший до нас в первоначальном виде. В начале XIX века голландские печи в этом зале заменили на камины, которые стоят там и сейчас. Даже в XX веке этот зал не был разрушен или перестроен.

Плафон Джузеппе Валериани. источник Википедия. автор George Shuklin
Плафон Джузеппе Валериани. источник Википедия. автор George Shuklin

Главная особенность Танцевального зала - живописный плафон, созданный Джузеппе Валериани, который состоит из 13 отдельных полотен, закрепленных на подрамниках, и занимает площадь в 125 квадратных метров.

Вторым хозяином дворца был А. С. Строганов, прекрасно образованный и состоятельный вельможа времен Екатерины II. Как и большинство молодых аристократов той эпохи, он получил образование за рубежом, где, помимо учебы, много путешествовал и приобретал произведения искусства.

А. С. Строганов коллекционировал картины западных мастеров, минералы, медали и монеты, для демонстрации которых решил создать новые парадные интерьеры во дворце. Эти интерьеры должны были отвечать новым подходам к оформлению коллекций произведений искусства.

В прошлом такие коллекции рассматривались как часть декора. Однако к концу XVIII века пришло осознание того, что эти собрания имеют самостоятельную ценность, и возникла необходимость разместить их таким образом, чтобы обеспечить удобство их изучения и просмотра.

Многие аристократы начали создавать в своих дворцах музеи, и А. С. Строганов решил последовать их примеру. Корпус здания, обращенный на Невский проспект (где располагались комнаты А. С. Строганова) и корпус, обращенный к Мойке (где находились комнаты его сына, П. А. Строганова), были перестроены, и были добавлены два новых крыла: восточное, тянущееся вдоль внутреннего двора и предназначенное для размещения музейных залов, и южное, которое изначально использовалось как жилые помещения для прислуги и впоследствии было приспособлено под жилые комнаты.

Работы по обновлению дворца были поручены его домашнему архитектору А. Н. Воронихину. Он также спроектировал загородный дом Строганова на Черной речке и позднее, благодаря покровительству Строганова, стал архитектором Казанского собора.

Парадная лестница. автор  Perfectoriy
Парадная лестница. автор Perfectoriy

В начале XIX века А. Н. Воронихин перенёс главный вход со стороны двора на Невский проспект и создал там вестибюль с лестницей, декорированной в стиле разрушенного древнегреческого храма. Мраморные ступеньки поддерживают четыре дорических колонны.

Первоначально помещение было разделено на два уровня, но в 1830-х годах П. С. Садовников предложил убрать перекрытия над лестницей, под которыми располагались помещения для прислуги. Вместо них, архитектор спроектировал световые окна, которые стали освещать лестницу.

Парадная лестница ведет в две приемные: из одной можно попасть в покои Павла Александровича Строганова, а из второй - в анфиладу покоев Александра Сергеевича Строганова. К сожалению, их оформление не сохранилось до наших дней.

Зал Юбера Робера. Фото elsarieva.tourister.ru/
Зал Юбера Робера. Фото elsarieva.tourister.ru/

На половине А. С. Строганова Воронихин создал зал Юбера Робера с шестью пейзажами кисти этого художника, которые в настоящее время находятся в собрании Эрмитажа.

Парадная столовая
Парадная столовая

Также Воронихин оформил парадную столовую. В ее оформлении он использовал большие зеркала в проемах между полуколонн, что визуально увеличивало размер комнаты. При более внимательном изучении интерьера можно заметить, что для достижения оптического эффекта архитектор использовал половинчатую люстру и колонны.

Акварель А.Н. Воронихина
Акварель А.Н. Воронихина

Воронихин работал в помещении, которое появилось во дворце ещё во времена архитектора Растрелли. Оно называлось «Зеркальная галерея». Её внутреннее убранство не сохранилось до наших дней, но осталась акварель Воронихина, на которой изображена столовая после изменений. Интерьер был восстановлен по этому рисунку во время последней реставрации. В конце XIX века зеркала из этого зала убрали, а стены стали использовать для демонстрации картин.

Зеркальная галерея. источник www.spbmuzei.ru / автор фото неизвестен
Зеркальная галерея. источник www.spbmuzei.ru / автор фото неизвестен

Дом Строгановых был известен своими бесплатными обедами, которые устраивались там каждый день. Любой желающий мог прийти и пообедать. Среди гостей Строгановых были российские правители, включая Екатерину II, Павла I и Александра I.

Портрет А. С. Строганова. Он изображён сидящим с архитектурным планом Казанского собора в руках на фоне величественного вида из окна на Казанский собор в Санкт-Петербурге (Невский проспект). Сзади бюст с латинской надписью.
Портрет А. С. Строганова. Он изображён сидящим с архитектурным планом Казанского собора в руках на фоне величественного вида из окна на Казанский собор в Санкт-Петербурге (Невский проспект). Сзади бюст с латинской надписью.

Казанский собор стал венцом жизни А. С. Строганова, на его строительство он тратил свои личные средства, и к концу жизни практически полностью исчерпал свое состояние. После смерти Строганова его сыну, Павлу Александровичу, пришлось занять три миллиона рублей у государства, чтобы покрыть долги своего отца.

Казанский собор был освящен 15 сентября 1811 года. Во время церемонии освящения Строганов простудился и спустя 12 дней скончался. За несколько дней до смерти, он попросил переместить его в картинную галерею, где, наслаждаясь любимыми произведениями искусства, скончался.

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала

И обязательно ознакомьтесь: