Найти тему

Строгановский дворец: путешествие в мир российской аристократии и шедевров искусства. Часть 3

Перед прочтением рекомендую ознакомиться с:

Судьба единственного сына А. С. Строганова – Павла Александровича – сложилась иначе, чем у его отца, напоминая скорее авантюрно-приключенческий роман. Большую часть своей молодости Павел Александрович провел в Париже, где его застала французская революция. Поддавшись влиянию свободолюбивых идей, молодой дворянин даже принимал участие в работе якобинского клуба, скрываясь под псевдонимом Поль Очер, чтобы скрыть свое истинное происхождение.

Строгановский дворец. источник spbmuzei.ru/ автор фото неизвестен
Строгановский дворец. источник spbmuzei.ru/ автор фото неизвестен

Императрица Екатерина II сильно возмутилась и приказала Павлу Александровичу немедленно вернуться в Россию. По приезду она отправила его в ссылку в Братцево, где жила его мать. Это было сделано, чтобы отделить Павла Александровича от столичных друзей, которые могли заразиться от него вольнодумством.

После кончины императрицы Павел Александрович вернулся в Петербург в 1796 году. В придворной среде он сблизился со старшим сыном императора Павла I Александром Павловичем. Оба были приверженцами идей преобразования России, введения конституционных положений и т.п.

Став императором, Александр I ввел Павла Александровича в состав негласного совета, занимавшегося разработкой реформ. Вместе с этим советом были определены и первые мероприятия нового царствования: амнистия для 12 тысячи человек, открытие границ, разрешение на ввоз европейских книг, упразднение Тайной полиции, запрет на продажу крестьян без земли, появление в 1803 году указа “О вольных землепашцах”, который стал первым шагом к отмене крепостничества.

Однако со временем отношения между Александром I и Павлом Александровичем охладели. Павел Александрович чувствовал себя разочарованным из-за нерешительности царя и принял решение кардинально изменить свою жизнь - он поступил на военную службу. Строганов участвовал в битвах против шведов и турков, а также против французов и показал себя с лучшей стороны.

В марте 1814 года в битве под Краоном погиб единственный сын и наследник Павла Александровича - Александр, ему было всего 19 лет. В течение двух дней Павел Александрович пытался найти тело своего сына.

У Павла Александровича Строганова осталось четыре дочери, поэтому чтобы избежать дробления родовых имений между наследниками, он незадолго до своей смерти позаботился о том, чтобы всё его земли и имущество оставались неделимыми и переходили по наследству к старшему представителю династии.

В результате после смерти Павла Александровича всё имущество перешло к его вдове, Софье Владимировне (урожденной княгине Голицыной), дочери той самой “Пиковой дамы”.

Супруга графа Строганова, Софья Владимировна, значительно улучшила состояние владений, принадлежащих семье. Она основала школу для обучения управляющих, в каждой деревне для крестьянских детей были построены школы, все работники и мастера по достижении определенного возраста стали получать пенсию, а во владениях были организованы медицинские пункты.

Именно Софья Владимировна купила дома No 19 и No 23 на Невском проспекте. На их месте были возведены здания, предназначенные для сдачи в аренду. В них располагались различные магазины, банки и даже трактир «Строганов». Все это приносило Строгановым стабильный доход, который использовался для содержания резиденции в Санкт-Петербурге.

Непосредственно Строгановский дворец при Софье Владимировне претерпел серьезные изменения.

Малая гостиная, созданная архитектором А. Н. Воронихиным, сохранилась до наших дней во дворце и является уникальным примером стиля директория в оформлении петербургских дворцов. Интерьер украшают искусственный мрамор, изящная лепнина и скульптурные рельефы.

В 1842 году Петр Садовников, ученик Воронихина и бывший крепостной дворян Голицыных, создал в южном крыле дворца ряд интерьеров по заказу Софьи Владимировны.

Неизвестный художник. Большой кабинет гр.С.В.Строгановой в Строгановском дворце. Акварель из альбома семьи Строгановых. 1830-е годы
Неизвестный художник. Большой кабинет гр.С.В.Строгановой в Строгановском дворце. Акварель из альбома семьи Строгановых. 1830-е годы

Одним из наиболее значимых проектов Садовникова стал Большой кабинет. В кабинете не было окон, и он освещался исключительно верхним светом через специальный световой потолок.

Е. Есаков. Кабинет графини С. В. Строгановой в Строгановском дворце.
Е. Есаков. Кабинет графини С. В. Строгановой в Строгановском дворце.

Рядом с Большим кабинетом располагался Малый кабинет. Он отлично сохранился до наших дней - дошел практически в первозданном виде. Этот кабинет был создан Воронихиным в 1804 году и напоминает небольшой античный храм. Барельеф под названием «Иван Грозный поит своего витязя» был выполнен племянником Воронихина – Алексеем Воронихиным.

Интерьер Туалетной комнаты кн.А.П.Голицыной / Росси
Интерьер Туалетной комнаты кн.А.П.Голицыной / Росси

С интерьерами дворца также работал известный архитектор К. И. Росси, однако его работ, к сожалению, не сохранилось до наших дней. В период с 1810 по 1820 годы он спроектировал несколько комнат для дочерей Софьи Владимировны и их мужей. Долгое время об этой работе Росси никто не знал, но недавно в одном из альбомов Строгановых были найдены 18 миниатюр этих комнат.

Эти комнаты были оформлены в стиле ампир. Росси украсил их с помощью драпировок, изящных росписей, барельефов и расположил в них предметы искусства и мебель.

После смерти Софьи Владимировны в 1845 году ее старшая дочь, Наталья Павловна, унаследовала майорат и стала новой владелицей дворца на Невском проспекте. В 1818 году она вышла замуж за своего дальнего родственника, барона Сергея Григорьевича Строганова.

Большую часть своей жизни супруги провели в Москве, а не в Петербурге. Сергей Григорьевич был активным общественным деятелем и председателем Московского общества истории и российских древностей. Он был одним из основателей Императорской археологической комиссии и каждый год на свои средства отправлял научно-археологические экспедиции по югу России.

Результатом этих экспедиций в Крыму стало обнаружение богатых керченских кладов и «скифского золота», которые в настоящее время хранятся в Эрмитаже.

В 1860 году Сергей Григорьевич Строганов был приглашен в Петербург и назначен главным наставником наследника престола, цесаревича Николая Александровича. Строганов оказался прекрасным педагогом для цесаревича, однако это продолжалось недолго, так как в 1865 году Николай Александрович скоропостижно скончался от костного туберкулеза.

Из-за того, что владельцы дворца проводили большую часть времени в Москве, дворец Строгановых на Мойке долгое время пустовал. Однако, в конце 1850-х годов, когда Строгановы приняли решение о переезде в Петербург, дворец подвергся некоторым изменениям.

Кабинет С.Г. Строганова. автор И.К. Бианки
Кабинет С.Г. Строганова. автор И.К. Бианки

В это же время был создан Кабинет С. Г. Строганова, который, до наших дней не сохранился.

Рядом с кабинетом находилась Арабесковая гостиная, которая представляла собой совершенно необычный интерьер для того времени. Ее стены украшали копии фресок, созданных учениками Рафаэля для «Лоджий Рафаэля» в Ватикане в конце XVIII века при участии А. С. Строганова. За оформление этого зала отвечал архитектор Петр Садовников.

Арабесковая гостиная. Автор И.К.Бианки
Арабесковая гостиная. Автор И.К.Бианки

Со смертью С. Г. Строганова в 1880 году слава Строгановых постепенно угасает. Ни один из их потомков больше не занимал столь высоких постов при дворе.

Дворец унаследовал старший сын, А. С. Строганов, который был военным. Как и его предки, он был увлеченным коллекционером произведений искусства, но основную часть времени проводил в своем поместье в Волышове (ныне Псковская область), где занимался разведением лошадей.

Большая гостиная. Автор И.К.Бианки
Большая гостиная. Автор И.К.Бианки

Эклектичный интерьер Большой гостиной был создан в 1860-е годы для жены А. С. Строганова – Татьяны Дмитриевны, и завершает ряд залов, расположенных вдоль реки Мойки.

Охотничий кабинет / Фото взято: trip-spb.ru / автор фото неизвестен
Охотничий кабинет / Фото взято: trip-spb.ru / автор фото неизвестен

По соседству находится интерьер, созданный во времена последнего владельца Строгановского дворца – С. Г. Строганова: Охотничий кабинет.

Садик около дворца. 1917 год
Садик около дворца. 1917 год

После революционных событий в 1905 году, С. Г. Строганов покинул Россию и переехал в свою виллу на юге Франции. Из-за отсутствия должного внимания к своим владениям в России, многие из его петербургских домов и усадеб пришли в упадок и запустение.

В июле 1918 года графу Строганову пришлось официально отказаться от всех своих владений в Петербурге, поскольку все его имущество было объявлено государственной собственностью. Интересно отметить, что, даже живя в Париже, Строганов продал за 14 млн франков права на майорат, включавший владения не только в Петербурге, но и в Перми.

Покупателем стал предприниматель Карл Ярошинский, однако неясно, какую выгоду он надеялся извлечь из этой сделки. Возможно, он планировал впоследствии перепродать эти владения людям, не осведомленным о политической ситуации в стране.

Строгановский дом-музей на Мойке Открытка 1929 г.
Строгановский дом-музей на Мойке Открытка 1929 г.

Строгановский дворец до 1929 года был домом-музеем «Народный музей (бывший Строгановский)», коллекцию которого формировал Государственный Эрмитаж. Затем эти помещения передали Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук, а во дворце разместился Институт прикладной ботаники.

Художественные коллекции Строгановых разделили между различными музеями. Значительная их часть, однако, была продана за границу.

Строгановский дворец. Фото www.citywalls.ru / автор неизвестен
Строгановский дворец. Фото www.citywalls.ru / автор неизвестен

В начале 1930-х во дворце расположился “Электромортрест”, принадлежавший Наркомату судостроительной промышленности. Во времена СССР цвет здания неоднократно менялся. Сначала его покрасили красной краской, затем зеленой. Только в 1990-е, во время реставрационных работ, дворцу был возвращен его исторический цвет.

4 апреля 1988 г. было решено передать дворец “Русскому музею” в качестве одного из его филиалов, благодаря чему были восстановлены почти все залы парадной анфилады.

Каждая эпоха оставила во дворце свой след, и XX век не стал исключением. Появилась Греческая комната, сохранившая в своих стенах элементы различных исторических периодов. Реставраторы решили использовать ее как своеобразный “исторический срез”.

Греческая комната. Фото www.citywalls.ru / автор фото неизвестен
Греческая комната. Фото www.citywalls.ru / автор фото неизвестен

Паркет в этой комнате состоит из трёх разных секций. При строительстве дворца на этом месте располагалась проходная гостиная с интерьером работы Растрелли, рядом с которой находилась лестница, связывавшая между собой три этажа здания.

В 1804–1805 годах А. Н. Воронихин создавал интерьеры для Павла Александровича и Софии Владимировны. Было принято решение снести лестницу и реконструировать гостиную. Вместо неё появились приёмная Софии Владимировны (Греческая комната) и уборная Павла Александровича, разделённые стеной и оформленные в разных стилях.

В 1840 году, по проекту архитектора Садовникова, для дочери Софии Владимировны - Е. П. Салтыковой был создан новый интерьер на месте бывшей Греческой приёмной. Стены комнаты были украшены искусственным жёлтым мрамором, а лентой барельефов - верхняя часть стены.

В 1860-х годах произошла ещё одна перепланировка: часть помещения превратили в проход, соединяющий помещения вдоль южного фасада дворца. Считается, что оформлением этого помещения занимался архитектор Гаральд Боссе. Стена между гостиной и уборной была убрана и помещение было оформлено в необарочном стиле. Именно от этого периода сохранились до наших дней потолок и камин.

Когда реставраторы обнаружили остатки разных исторических периодов, они столкнулись с проблемой: как совместить в одном помещении элементы двух разных эпох? Перед ними встал выбор: уничтожить один из стилей или сохранить их оба. В результате было принято решение оставить в комнате оба интерьера.

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала

И обязательно ознакомьтесь: