Перед прочтением рекомендую ознакомиться с:
История перестроек Строгановского дворца весьма туманна, поскольку не сохранилось ни одного оригинального чертежа, и поэтому трудно с уверенностью сказать, какой интерьер был создан каким архитектором. Считается, что первоначальный план перестройки дворца принадлежит архитектору Ф. И. Демерцову.
Ф. И. Демерцов, подобно А. Н. Воронихину, был выходцем из крепостных крестьян. Он появился на свет в семье крепостного садовника при князе П. Н. Трубецком. Последний заметил талант юноши и направил его на учёбу в Школу художеств, находившуюся при Артиллерийском и Инженерном кадетском корпусе, а затем даровал ему свободу и помогал в его карьере.
В 1786 г. Демерцов получил звание штык-юнкера, что позволило ему стать дворянином. Впоследствии он взял в жёны дочь князя Трубецкого, Александру Петровну. Их брак вызвал много толков и не был признан князем. В родословной Трубецких и в завещании князя П. Н. Трубецкого нет упоминаний об А. П. Трубецкой.
Потеряв поддержку Трубецкого, Ф. И. Демерцов столкнулся с трудностями. Однако он сумел найти себе нового покровителя — им стал супруг другой дочери Трубецкого, граф Александр Сергеевич Строганов, который часто обращался к нему за услугами. Демерцов считается создателем интерьеров Строгановского дворца (ранее приписывавшихся Воронихину), а также дачи графа на Чёрной речке, над которой позднее работал Воронихин. (Сам Воронихин был учеником Демерцова, копировал его проекты, что привело к путанице.)
А. Н. Воронихин принимал активное участие в создании дворцового интерьера. После своего возвращения из Европы он получил от Строганова первый заказ на проектирование комнаты для демонстрации минералов.
Минералогический кабинет, первая самостоятельная работа Воронихина в роли архитектора, был выполнен в виде храма. В центре комнаты под куполом располагались шкафы, где хранились минералы. Из-за схожести интерьера с храмом графа стали подозревать в связях с масонством.
А. С. Строганов стал масоном ещё во Франции, являясь членом знаменитой ложи Девять Сестёр, куда входили такие известные личности, как Франклин и Вольтер.
Минералогический кабинет был связан с Восточной галереей, которая вела в Картинный зал, Библиотеку и Физический зал.
А. С. Строганов, будучи президентом Академии художеств, использовал свою картинную галерею не только для обучения студентов академии истории и теории живописи, но и как музей для всех любителей искусства Петербурга. Галерея была открыта для публики по воскресеньям.
Длина галереи составляет 28 м. Она разделена на три секции, что визуально увеличивает пространство. Самым дорогим произведением искусства в коллекции была картина “Поклонение волхвов” фламандского художника Лересса. В период жизни А. С. Строганова здесь также висели работы Рубенса, Ван Дейка, Рембрандта и других выдающихся европейских художников.
Граф подбирал картины таким образом, чтобы работы одного и того же автора одинакового размера располагались по обеим сторонам оси галереи.
Во дворце Строганова не было постоянной спальной комнаты. Это связано с привычкой владельца спать в различных помещениях, используя для этого кресла, диваны или даже походную раскладную кровать. Наиболее часто он предпочитал проводить ночи в Картинной галерее.
Сейчас в Картинном зале можно увидеть один из самых знаменитых портретов Строганова, написанный А. Г. Варнеком. Рядом с ним висит зеркало, которое скрывает за собой дверь, ведущую в следующие комнаты.
Следующий зал — это Библиотека. Здесь можно увидеть не только книги, но и бюсты известных ученых и писателей, а также различные научные приборы: астролябии, телескопы, глобусы.
Завершает эту анфиладу Физический кабинет. В конце XIX века он был перестроен и преобразован во второй библиотечный зал. От исторического оформления сохранился лишь бюст Аммон-Юпитера.
Физический кабинет изначально был оформлен в стиле египетского храма. Этот зал представлял собой алхимическую лабораторию, и его дизайн был тесно связан с интерьером дворца в Восточной галерее. Стилистика этих интерьеров выполнена в виде “греческого и римского храма” и “египетского храма”, что придает анфиладе символичное значение этапов масонского посвящения.
В центре комнаты располагалась алхимическая печь, оформленная бронзовыми египетскими статуями, которые поддерживали колпак над печью (отражатель, усиливающий жар).
Стены зала были покрыты иероглифами. По бокам комнаты стояли шкафы, содержащие различные древности. Какие именно сейчас установить невозможно.
В зале имелось большое окно, из которого открывался вид на главное творение А. С. Строганова — Казанский собор. Оно было единственным окном, обращённым в сторону этого собора.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: