Найти тему
Филолог pro ЕГЭ

Так ли страшен черт, как его малюют: пишем сочинение в формате ОГЭ

Оглавление

Опять сочинение… – вздыхает одна из моих учениц. Очень уж она не любит это дело. А уж если задать на дом, то совсем беда. Либо не сделает, либо спишет. Причем, когда пишем вместе, то все получается нормально. Вывод – не хочет думать и утруждаться.

Но это скорее исключение из правил. Остальные ученики пишут без проблем. Главное мое достижение – избавление от проблем с логикой. Даже у той ученицы, которой сочинение стоит поперек горла. И это заслуга идеального алгоритма.

Итак, сегодня хочу рассказать вам о том, как научить детей понимать тексты и писать сочинение 13.2 в формате ОГЭ.

С чего начать?

Сочинение 13.2 пишется по цитате из текста, оно полностью строится на анализе текста и аргументах из него. На мой взгляд, это сочинение самое простое из предложенных трех. Хотя многие, наверное, со мной не согласятся, потому что часто слышала мнение от учеников, что 13.3 легче. Однако как только они начинают пользоваться моим алгоритмом, то сразу просыпается любовь к 13.2, так как затрачивается меньше усилий на него.

Пример формулировки задания к сочинению 13.2.
Пример формулировки задания к сочинению 13.2.

Поскольку сочинение базируется на тексте, нужно понять этот текст как следует. Начинаем мы именно с этого.

  • Читаем текст и составляем план этого текста, то есть прописываем основные события, факты из текста в сюжетной последовательности.
  • После этого задаем себе вопрос: «А какой вывод я могу сделать из этого текста? Какова его основная мысль, каков посыл?». Ответ на этот вопрос также записываем себе в черновик. Это будет наша база.
Пример составления плана и вывода.
Пример составления плана и вывода.
  • Затем смотрим на ту цитату, которую нам нужно объяснить. Как правило, тот вывод, который мы сделали на основе плана, будет соотноситься с этой цитатой и в 90% случаев послужит объяснением к ней. Если нужно чуть-чуть скорректировать – корректируем. Если походит идеально – оставляем как есть.
Посмотрите на задание и цитату, которую нужно объяснить. А теперь на утверждение, которое у нас уже есть. Соотносится? Более чем.
Посмотрите на задание и цитату, которую нужно объяснить. А теперь на утверждение, которое у нас уже есть. Соотносится? Более чем.

Теперь приступаем к написанию сочинения.

Первый абзац – вступление и тезис

Нас просят объяснить цитату. Если цитата короткая, то можно ее переписать полностью, а затем дать объяснение. Например, таким образом:

  • В тексте ФИО звучат такие строки: "Цитата". Их смысл я понимаю так: …

Если цитата слишком длинная, то можно не переписывать, а сразу начать с объяснения:

  • Смысл приведенного отрывка (приведенных слов, финала текста) я понимаю так: …

Объяснение, напомню, у нас уже есть. Это тот самый вывод из текста, который мы сделали. Переписываем его сюда.

Затем нужна фраза-мостик, в которой вы сообщите о том, что сейчас будете доказывать свою точку зрения примерами. Я не даю ученикам никакого фиксированного клише здесь (про мою позицию относительно клише можно прочитать у меня на канале), просто даю вектор того, что им нужно сказать. У них выходят примерно такие мостики:

  • Для доказательства своей позиции приведу примеры.
  • Докажу свои слова примерами.

Чем проще и короче связка – тем лучше. Так текст выглядит живее.

Пример введения от моей ученицы. Зеленым выделен основной вывод, который будет служить базой для всех дальнейших выводов в сочинении.
Пример введения от моей ученицы. Зеленым выделен основной вывод, который будет служить базой для всех дальнейших выводов в сочинении.

Второй и третий абзац – примеры из текста

Чтобы привести примеры из текста, нужно посмотреть на тот план, который вы написали и решить, какие ситуации позволили вам сделать тот вывод из текста, который вы сделали. Вам нужно два примера, соответственно, глядя на план, вам нужно выбрать те пункты, который пойдут в первый пример, а затем те – который пойдут во второй. Не обязательно говорить обо всем, что есть в вашем плане. Выбирайте только те пункты, которые непосредственно иллюстрируют ваше суждение.

План текста. В нем мы отметили разными цветами пункты, которые пойдут в первый и второй примеры.
План текста. В нем мы отметили разными цветами пункты, которые пойдут в первый и второй примеры.

Итак, выбрали пункты для второго и третьего абзаца. Пишем. По сути, у вас получается мини-пересказ ситуации.

Сформулировали первый аргумент. В скобках нужно обязательно дать ссылку на текст, то есть указать номера предложений, в которых говорилось о том, что вы пересказали только что. Можно взять одно-два предложения.

Не стоит брать сюда огромные промежутки типа предложение 1-20, даже если ситуация так растянута. Укажите максимально показательные предложения, в которых была самая соль.

Мы описали ситуацию. В скобках указали номера предложений, в который она описывалась. Причем предложения взяли наиболее показательные, про то, как бесстрашно мальчик шел по льду на спасение товарища.
Мы описали ситуацию. В скобках указали номера предложений, в который она описывалась. Причем предложения взяли наиболее показательные, про то, как бесстрашно мальчик шел по льду на спасение товарища.

Наш абзац почти завершен. Осталось только дать пояснение к примеру, дать ответ на вопрос: «А что этот пример, эта ситуация, показывает?». Тут нам на помощь опять приходит наш общий вывод из текста. Как правило, он и сюда подойдет. Перефразируем его другими словами и готово. Мы дали анализ пересказа. На приведенном выше фото зеленым цветом выделено пояснение.

Третий абзац пишется точно так же. И да, вывод там будет тот же, но снова другими словами.

Четвертый абзац – заключение

Закончить сочинение нужно, как любой хороший текст, повтором основной мысли. А основная мысль – это снова наш вывод. Пишем его в четвертый раз, вновь под новым соусом. Сравните утверждения из вступления и заключения, они идентичны по смыслу:

Это заключение.
Это заключение.
А это вступление.
А это вступление.

Сочинение готово!

Не много ли повторов?

Именно повтор одной и той же мысли во всех абзацах сочинения, перифраз одного и того же вывода помогают ученикам избежать логических ошибок и выстроить сочинение, подчиненное четкой структуре. Вам нужно объяснить цитату и доказать свое объяснение. У вас одна цель, одно объяснение. Совершенно логично, что вы будете его повторять из абзаца в абзац. Откуда тут взяться новой мысли? Да и зачем? Вот почему я учу своих ребят брать за основу одно утверждение и крутить его на протяжении всего сочинения.

А что если примеры не об одном и том же и один вывод им не подойдет?

Напоследок скажу, что бывают тексты с более сложной структурой, где примеры будут распадаться так, что один и тот же вывод к ним не подойдет. Тогда логика будет такая: в первом и последнем абзаце у вас один общий вывод, тот, который вы из текста сделали. А во втором и третьем абзацах, то есть в примерах, этот большой общий вывод распадется на две части – одна из его частей будет иллюстрировать первый пример, а другая – второй.

Посмотрите внимательно на пример. Общий вывод у нас состоит как бы из двух частей, он контрастен. Вот мол, если веришь в людей, то будешь бескорыстно помогать, а если веры нет, то будешь эгоистом. Первый пример у нас о человеке, у которого вера в людей есть, значит тут мы возьмем только часть вывода про людей бескорыстных, верящих в других. Второй пример противоположен: он про героиню, которая веру в людей потеряла. Соответственно, здесь мы используем вторую часть вывода, про то, что когда веры нет, люди ищут выгоду. В заключении мы снова должны собрать все воедино и перефразировать общий вывод, который у нас был в первом абзаце.
Посмотрите внимательно на пример. Общий вывод у нас состоит как бы из двух частей, он контрастен. Вот мол, если веришь в людей, то будешь бескорыстно помогать, а если веры нет, то будешь эгоистом. Первый пример у нас о человеке, у которого вера в людей есть, значит тут мы возьмем только часть вывода про людей бескорыстных, верящих в других. Второй пример противоположен: он про героиню, которая веру в людей потеряла. Соответственно, здесь мы используем вторую часть вывода, про то, что когда веры нет, люди ищут выгоду. В заключении мы снова должны собрать все воедино и перефразировать общий вывод, который у нас был в первом абзаце.

Я искренне верю, что такой формат избавит моих ребят от шаблонного, клишированного мышления, научит их анализировать тексты и последовательно излагать свои мысли.

Делитесь своими мыслями в комментариях. А как у вас дети пишут сочинения? Какие трудности возникают?