День добрый! Из учебников, рассказов, фильмов и старых книг нам известно каким образов в старые времена сплавляли огромные массы пиленного леса. Это делали в основном по рекам, формируя бесконечные плоты-караваны и даже целые корабли - беляны. Так было практически по всему миру, но что делать если Вы много строите у гор и сопок и больше всего леса Вы можете добыть именно там? Рек крупных нет, ручьёв не хватит, да и загубить ценный источник воды так себе затея. Для этого ещё в 19 веке были придумана схема сплава бревен и готовых пиломатериалов на большие расстояния, посредством строительства протяженных треугольных лотков, устанавливаемых по склонам где велась вырубка леса. На самых высоких отметках строились накопительные пруды, обеспечивающие водой лесосплав, а на протяжении всего канала строились лесозаготовительные/сплавные станции, обеспечивающие подачу бревен, а в некоторых случаях и готовых обработанных пиломатериалов. Лотки не так требовательны к объёму материалов, не требуют постоянного надзора и электроэнергии, именно поэтому они так долго служили лесорубам северной америки. Любовь работяг к экстриму родило известный везде аттракцион, где группа людей на высокой скорости плывёт по узкой трубе. Называются эти аттракционы как и оригинал "Log Flume". Что дословно - "канал для бревен".
Полное описание этой системы уже есть на Дзене, так что не буду делать подробных и скучных разборов, а вместо этого рассмотрим ряд исторических фотографий, посвященных таким системам. Желающим долгого чтива искать в Яндексе "Лесосплавная система Виктора Шаубергера", материал не мой, но он хорош, подробен, да и мне не жалко. Мы же приступим к разбору старых фотографий:
1. Самое первое и простое фото - схема устройства транспортного лотка. Ширина по верху - 90 сантиметров, длина секции 4,7 метра. Строились каналы с досок толщиной 5 сантиметров.
2. Накопительный сплавной пруд, они устанавливались на участках трассы, куда была возможна доставка по естественным руслам, или для накопления бревен вместе с рабочей водой.
3. Схема секции лотка с примером сплава пиломатериалов. На схеме показан пример как сплавлять уже готовые пиленные доски сразу секциями, они объединялись в брусы по 8 штук и скреплялись скобами, а также тросами друг к другу, формируя протяженный цельный караван из досок.
4. Проект высокой эстакады для сплавных лотков. Эта эстакады имела в пиковой точке высоту 91 метр. Отличие сплавных лотков от перевозки бревен автотранспортом или поездами - низкие нагрузки! Поэтому строительство эстакад для сплава было в разы, а то и десятки раз легче, проще и дешевле, чем для дорог.
5. Фото лесопильного комплекса. Пойдем слева направо. Сначала накопительный пруд, в нашем случае он использовался как для сбора воды для питания канала, так и для бревен. Выше пруда - небольшая железная дорога под паровозы, вероятнее всего узкоколейка. Правее - здание лесопилки и лесосплавной канал.
6. Многопутный канал от лесопилки. Как Я уже писал, сплавлялся не только лес кругляк, но и как на этом фото - готовый пиленный брус. Недостаток конечно очевиден, после доставки весь готовый погонаж было необходимо аккуратно складывать и сушить, а ошибки в этом деле приводили к короблению, гниению и порче материалов. Крупные лесопильные комплексы, как этот на фото, могли иметь сразу несколько каналов доставки, во-первых это позволяет доставлять в несколько раз больше груза, а во-вторых делать разделение по направлениям или по видам доставляемых материалов. Пример - по одной трубе поставляем погонаж на один из пунктов приёма, а по второй отправляем избыточные бревна не подходящие для обработки, но идущие в топливо.
7. Тупиковый приёмный терминал. Тупик, конечная точка поставки груза, в которой осуществлялась разгрузка канала, складирование материалов, а также слив воды. Слив воды в нашей задаче тоже не так прост как кажется. В процессе движения, канал постоянно засоряется как щепой и корой от досок и бревен, так и листвой и песком от леса и ветра. Сброс воды всегда сопровождался хотя бы минимальной очисткой от всей той грязи, которая попала в канал.
8. Транспортная лодка на сплавном канале. Как Мы уже поняли, каналы засоряются, а значит их необходимо чистить. Для этого использовались станционные смотрители, как на ж/д путях, так и бригады, передвигавшиеся непосредственно по самому каналу на небольших лодочках. Так же каналы использовались для передачи грузов между бригадами и станциями, когда в лодку помещались припасы, инструменты и даже оружие. На фото видны закрепленный ящик и винтовка с рычажным затвором.
9. Рабочие плывущие по каналу. Эти маленькие лодки, как раз и стали основой для будущих аттракционах в парках развлечений. А тогда в лодках с плоским дном и трапецеидального сечения рабочие сплавлялись вдоль линий.
10. Электрическая тележка для инспекции канала. Каналы не всегда полностью проходили по горным склонам. В некоторых случаях каналы с малым уклоном использовались и на относительно равнинных участках. Минус - меньший уклон - выше склонность к засорению грязью или к застреванию древен и бруса. Плюс - возможность выполнить инспекционные тележки, а точнее трамвайчики. Вместо рельс использовались сами края канала, а тяговый двигатель питался от расположенной рядом электрической линии.
11. Схема раскладки бревен при строительстве высокой эстакады. Такие схемы применялись для лотков, которые проходили через ущелья высотой более 75 футов, на наши - 23 метра (примерно 7 этажный дом).
12. Конструкция низкого канала. Так как вес треугольных каналов достаточно низкий, это позволяло при низкой высоте прокладки строить эти каналы достаточно просто и дешево.
13. Процесс сброса бревен. При достижении бревнами концевого участка лотка требуется выполнить сброс бревен и погонажа с канала. На фотографии весь процесс выполняется одним рабочим с помощью перекоса лотка и сброса брусьев с наклонных бревенчатых полозьев.
14. Лоток пересекающий длинное и высокое ущелье. Длина всей конструкции достигла 236 метров, а высота 23 метра.
15. Дорожка для обслуживания лотков. Длина лотков в горных района достигала десятков километров, для обслуживания, ремонта и движения людей между станциями, особенно на сложных участках к каналу пристраивались боковые пешеходные мостики/дорожки. На фото канал в ущелье Capilano в США.
16. Погрузка крупных пиленных бревен в широкий треугольный лоток. Большинство сплавляемых бревен отправлялись для производства строевого пиломатериала. На фото виден достаточно нестандартный широкий канал и на фото показан сброс бревен в лоток. Заметим, что бревна большинству рабочих более чем по пояс, а значит диаметр варьируется около метра!
17. Сплав материала по прямоугольному лотку. Несмотря на то, что большинство лотков были треугольными. Прямоугольные сечения тоже были в ходу. Особенно на участках, где осуществлялся сплав большого объема бревен. На фото виден такой крупный канал с дорожкой для обслуживания и даже с линией электропередач.
На этом доклад Я заканчиваю. Надеюсь статья Вам понравилась! Специально для Вас Мы разработали новый учебный курс по гидравлическому расчету трубопроводных систем! Его и другие курсы Вы можете найти на сайте: http://hydreducation.tilda.ws/.
Ссылка на наш telegram-канал t.me/HYDReducation.
Подборка статей по строительству! // Подборка статей о новых проектах в России! и Наша Подборка материалов по гидравлике.