Найти тему
ГидроПрепод

Сплав леса по каналам и лоткам.

День добрый! Из учебников, рассказов, фильмов и старых книг нам известно каким образов в старые времена сплавляли огромные массы пиленного леса. Это делали в основном по рекам, формируя бесконечные плоты-караваны и даже целые корабли - беляны. Так было практически по всему миру, но что делать если Вы много строите у гор и сопок и больше всего леса Вы можете добыть именно там? Рек крупных нет, ручьёв не хватит, да и загубить ценный источник воды так себе затея. Для этого ещё в 19 веке были придумана схема сплава бревен и готовых пиломатериалов на большие расстояния, посредством строительства протяженных треугольных лотков, устанавливаемых по склонам где велась вырубка леса. На самых высоких отметках строились накопительные пруды, обеспечивающие водой лесосплав, а на протяжении всего канала строились лесозаготовительные/сплавные станции, обеспечивающие подачу бревен, а в некоторых случаях и готовых обработанных пиломатериалов. Лотки не так требовательны к объёму материалов, не требуют постоянного надзора и электроэнергии, именно поэтому они так долго служили лесорубам северной америки. Любовь работяг к экстриму родило известный везде аттракцион, где группа людей на высокой скорости плывёт по узкой трубе. Называются эти аттракционы как и оригинал "Log Flume". Что дословно - "канал для бревен".

Источник https://en.wikipedia.org/wiki/File:Särkänniemi_-_Tukkijoki.jpg
Источник https://en.wikipedia.org/wiki/File:Särkänniemi_-_Tukkijoki.jpg

Полное описание этой системы уже есть на Дзене, так что не буду делать подробных и скучных разборов, а вместо этого рассмотрим ряд исторических фотографий, посвященных таким системам. Желающим долгого чтива искать в Яндексе "Лесосплавная система Виктора Шаубергера", материал не мой, но он хорош, подробен, да и мне не жалко. Мы же приступим к разбору старых фотографий:

1. Самое первое и простое фото - схема устройства транспортного лотка. Ширина по верху - 90 сантиметров, длина секции 4,7 метра. Строились каналы с досок толщиной 5 сантиметров.

Источник https://academic-accelerator.com/encyclopedia/log-flume
Источник https://academic-accelerator.com/encyclopedia/log-flume

2. Накопительный сплавной пруд, они устанавливались на участках трассы, куда была возможна доставка по естественным руслам, или для накопления бревен вместе с рабочей водой.

Источник https://academic-accelerator.com/encyclopedia/log-flume
Источник https://academic-accelerator.com/encyclopedia/log-flume

3. Схема секции лотка с примером сплава пиломатериалов. На схеме показан пример как сплавлять уже готовые пиленные доски сразу секциями, они объединялись в брусы по 8 штук и скреплялись скобами, а также тросами друг к другу, формируя протяженный цельный караван из досок.

Источник https://archive.org/details/flumesfluming87bruc/page/6/mode/2up
Источник https://archive.org/details/flumesfluming87bruc/page/6/mode/2up

4. Проект высокой эстакады для сплавных лотков. Эта эстакады имела в пиковой точке высоту 91 метр. Отличие сплавных лотков от перевозки бревен автотранспортом или поездами - низкие нагрузки! Поэтому строительство эстакад для сплава было в разы, а то и десятки раз легче, проще и дешевле, чем для дорог.

Источник https://academic-accelerator.com/encyclopedia/log-flume
Источник https://academic-accelerator.com/encyclopedia/log-flume

5. Фото лесопильного комплекса. Пойдем слева направо. Сначала накопительный пруд, в нашем случае он использовался как для сбора воды для питания канала, так и для бревен. Выше пруда - небольшая железная дорога под паровозы, вероятнее всего узкоколейка. Правее - здание лесопилки и лесосплавной канал.

Источник фото https://www.maderatribune.com/single-post/2017/08/08/sugar-pines-chinatown-had-its-revenge
Источник фото https://www.maderatribune.com/single-post/2017/08/08/sugar-pines-chinatown-had-its-revenge

6. Многопутный канал от лесопилки. Как Я уже писал, сплавлялся не только лес кругляк, но и как на этом фото - готовый пиленный брус. Недостаток конечно очевиден, после доставки весь готовый погонаж было необходимо аккуратно складывать и сушить, а ошибки в этом деле приводили к короблению, гниению и порче материалов. Крупные лесопильные комплексы, как этот на фото, могли иметь сразу несколько каналов доставки, во-первых это позволяет доставлять в несколько раз больше груза, а во-вторых делать разделение по направлениям или по видам доставляемых материалов. Пример - по одной трубе поставляем погонаж на один из пунктов приёма, а по второй отправляем избыточные бревна не подходящие для обработки, но идущие в топливо.

Источник https://academic-accelerator.com/encyclopedia/log-flume
Источник https://academic-accelerator.com/encyclopedia/log-flume

7. Тупиковый приёмный терминал. Тупик, конечная точка поставки груза, в которой осуществлялась разгрузка канала, складирование материалов, а также слив воды. Слив воды в нашей задаче тоже не так прост как кажется. В процессе движения, канал постоянно засоряется как щепой и корой от досок и бревен, так и листвой и песком от леса и ветра. Сброс воды всегда сопровождался хотя бы минимальной очисткой от всей той грязи, которая попала в канал.

Источник https://academic-accelerator.com/encyclopedia/log-flume
Источник https://academic-accelerator.com/encyclopedia/log-flume

8. Транспортная лодка на сплавном канале. Как Мы уже поняли, каналы засоряются, а значит их необходимо чистить. Для этого использовались станционные смотрители, как на ж/д путях, так и бригады, передвигавшиеся непосредственно по самому каналу на небольших лодочках. Так же каналы использовались для передачи грузов между бригадами и станциями, когда в лодку помещались припасы, инструменты и даже оружие. На фото видны закрепленный ящик и винтовка с рычажным затвором.

Источник https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/ab/Flume_Boat_and_George_Hume.jpg
Источник https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/ab/Flume_Boat_and_George_Hume.jpg

9. Рабочие плывущие по каналу. Эти маленькие лодки, как раз и стали основой для будущих аттракционах в парках развлечений. А тогда в лодках с плоским дном и трапецеидального сечения рабочие сплавлялись вдоль линий.

https://en.wikipedia.org/wiki/File:Workmen_Riding_a_Flume_Boat.jpg
https://en.wikipedia.org/wiki/File:Workmen_Riding_a_Flume_Boat.jpg

10. Электрическая тележка для инспекции канала. Каналы не всегда полностью проходили по горным склонам. В некоторых случаях каналы с малым уклоном использовались и на относительно равнинных участках. Минус - меньший уклон - выше склонность к засорению грязью или к застреванию древен и бруса. Плюс - возможность выполнить инспекционные тележки, а точнее трамвайчики. Вместо рельс использовались сами края канала, а тяговый двигатель питался от расположенной рядом электрической линии.

Источник https://academic-accelerator.com/encyclopedia/log-flume
Источник https://academic-accelerator.com/encyclopedia/log-flume

11. Схема раскладки бревен при строительстве высокой эстакады. Такие схемы применялись для лотков, которые проходили через ущелья высотой более 75 футов, на наши - 23 метра (примерно 7 этажный дом).

Источник https://archive.org/details/loggingprincip00brya
Источник https://archive.org/details/loggingprincip00brya

12. Конструкция низкого канала. Так как вес треугольных каналов достаточно низкий, это позволяло при низкой высоте прокладки строить эти каналы достаточно просто и дешево.

Источник https://archive.org/details/loggingprincip00brya
Источник https://archive.org/details/loggingprincip00brya

13. Процесс сброса бревен. При достижении бревнами концевого участка лотка требуется выполнить сброс бревен и погонажа с канала. На фотографии весь процесс выполняется одним рабочим с помощью перекоса лотка и сброса брусьев с наклонных бревенчатых полозьев.

Источник https://archive.org/details/loggingprincip00brya
Источник https://archive.org/details/loggingprincip00brya

14. Лоток пересекающий длинное и высокое ущелье. Длина всей конструкции достигла 236 метров, а высота 23 метра.

Источник https://archive.org/details/loggingprincip00brya
Источник https://archive.org/details/loggingprincip00brya

15. Дорожка для обслуживания лотков. Длина лотков в горных района достигала десятков километров, для обслуживания, ремонта и движения людей между станциями, особенно на сложных участках к каналу пристраивались боковые пешеходные мостики/дорожки. На фото канал в ущелье Capilano в США.

Источник https://ru.pinterest.com/pin/901986631605574434/
Источник https://ru.pinterest.com/pin/901986631605574434/

16. Погрузка крупных пиленных бревен в широкий треугольный лоток. Большинство сплавляемых бревен отправлялись для производства строевого пиломатериала. На фото виден достаточно нестандартный широкий канал и на фото показан сброс бревен в лоток. Заметим, что бревна большинству рабочих более чем по пояс, а значит диаметр варьируется около метра!

Источник https://ru.pinterest.com/pin/855402522996103519/
Источник https://ru.pinterest.com/pin/855402522996103519/

17. Сплав материала по прямоугольному лотку. Несмотря на то, что большинство лотков были треугольными. Прямоугольные сечения тоже были в ходу. Особенно на участках, где осуществлялся сплав большого объема бревен. На фото виден такой крупный канал с дорожкой для обслуживания и даже с линией электропередач.

Источник https://ru.pinterest.com/pin/901986631605574560/
Источник https://ru.pinterest.com/pin/901986631605574560/

На этом доклад Я заканчиваю. Надеюсь статья Вам понравилась! Специально для Вас Мы разработали новый учебный курс по гидравлическому расчету трубопроводных систем! Его и другие курсы Вы можете найти на сайте: http://hydreducation.tilda.ws/.

Ссылка на наш telegram-канал t.me/HYDReducation.

Подборка статей по строительству! // Подборка статей о новых проектах в России! и Наша Подборка материалов по гидравлике.