Найти тему
Научные статьи

Возникновение и развитие концепции качества жизни за рубежом и в России

Подробная аннотация. Рассматриваются основные этапы развития концепции качества жизни. Показано, что первоначальное оформление идей, лежащих в основе концепции качества жизни, связано с осмыслением отрицательных сторон экономического роста и потребления обществом благ и услуг. Первый этап охватывает 1950-1960 годы. Переход ко второму этапу во многом связан с работой Дж. Гелбрейта «Общество изобилия».

Второй этап охватывает 1960-70-е годы. Этот этап связан с идеями основателей «Римского клуба» – А. Печчеи, Дж. Гелбрейта, Д. Медоуза, с работами Дж. Форрестера «Мировая динамика», А. Печчеи «Человеческие качества», Э. Ласло «Цели для человечества». Выделены основные идеи, на базе которых развивалась концепция качества жизни в 1960-1970-е годы:

1) экономический рост, изобилие и дешевизна товаров массового потребления не обеспечат людям психологическое благополучие и счастье (Э.Ласло, Дж. Форрестер, Э.Фромм);
2) последствия экономического роста и свободно-рыночного капитализма скорее негативны и в материальном плане: загрязнение окружающей среды (Э.Ласло, Д. Медоуз, Э.Фромм, Д. Фостер, Дж. Форрестер), и в социально-экономическом плане: концентрация власти, зависимость бедных от богатых, экономическое и социальное неравенство (Дж. Гэлбрейт), и в психологическом плане: рост напряженности и стресса, обесценивание нравственных норм и т.п. (Ж. Аттали, М. Гийом, Д. Фостер, Э.Фромм);
3) необходимо прекратить безудержную гонку за ростом экономических и производственных показателей, снизить потребление и, наконец, обратить внимание на развитие лучших человеческих качеств и создание более гуманного общества. Именно это приведет людей к повышению психологического благополучия и удовлетворенности жизнью (А. Печчеи, Дж. Форрестер, Д. Медоуз, Э.Фромм).

Отмечается созвучие этих идей с мнением психологов, связанных с гуманистическим направлением в психологии, которое оформлялось в те же годы. В качестве примера приводится мнение А. Маслоу, высказывавшего свою обеспокоенность чрезмерным увлечением людей техническими достижениями и сведением на нет вопросов «о добре и зле, о правильном и ошибочном», «иногда все это» ему «кажется едва ли не аморальным».

Переход к третьему этапу развития концепции качества жизни произошел в середине 1970-х гг. и связан с началом оформления концепции субъективного качества жизни.

Отмечено, что современный этап характеризуется развитием множества концепций субъективного качества жизни и возрастанием учета на макро- и микро уровнях субъективных мнений людей об окружающей их жизни, об уровне личного счастья и удовлетворенности жизнью. Приведены численные оценки, иллюстрирующие быстрый и многократный рост числа отечественных исследований в области субъективного качества жизни за последние 20 лет. Делается вывод о росте интереса исследователей к данной области.

Ключевые слова: качество жизни, уровень жизни, субъективное качество жизни, субъективное благополучие.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Нехорошева И. В. Возникновение и развитие концепции качества жизни за рубежом и в России // Электронный научный журнал Гуманитарный научный вестник. — 2022. — № 4. — С. 115–122. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48613737

Развитие концепции качества жизни за рубежом

В развитии концепции качества жизни за рубежом можно выделить ряд этапов. Первый этап охватывает 1950-1960 годы. Социально-экономическое состояние западного общества того времени характеризуется в социологии терминами «общество изобилия» или «общество потребления». Господствующая тогда общественная идеология постулировала возможность достижения всеобщего благоденствия, социальной однородности и бесконфликтного существования общества за счет изобилия и дешевизны товаров массового потребления. Доминирующим в понимании качества жизни являлся эко­номический подход. Качество жизни на уровне всего общества определялось через величину валового продукта, на индивидуальном уровне – через доход и равенство экономических возможностей людей [12, с.39; 14, с.9]. Новое понятие «качество жизни» еще мало отличалось по содержанию от понятия «уровень жизни».

В 1958 году появилась известная работа американского экономиста Дж. Гелбрейта «Общество изоби­лия», в которой «качество жизни было противопоставлено цен­ностям потребительского образа жизни американского общества» [7, с.60]. Он определял качество жизни как «возможность потребления благ и услуг», выходя, таким образом, за рамки исключительно количествен­ных показателей [12, с.39]. С появлением этой работы исследователи связывают начало второго этапа развития концепции качества жизни.

Второй этап охватывает 1960-70-е годы. Он был обусловлен общим гуманистическим подъёмом 1960-х годов, который преобразил все сферы жизни. Это время было связано с «появлением новых гуманистических приоритетов в развитии человечества», с переходом стран Запада к постиндустриальной стадии развития и с переосмыслением положительных и отрицательных сторон экономического роста и потребления [2, с.16; 3, с.34; 4, с.5; 5, с.56]. На данном этапе развития концепции качества жизни упор делался на повышение качества социальных условий жизни: качество и доступность обучения, медицинского обслуживания, условий труда и т.д. [12, с.39].

Значительный вклад в оформление идей качества жизни, их развитие и распространение среди научного сообщества внесли основатели авторитетной международной общественной организации «Римский клуб» – А. Печчеи, Дж. Гелбрейт, Д. Медоуз и др. Организация создана в 1968 г. Среди её задач были следующие: привлечение внимания мировой общественности к глобальным проблемам, моделирование последствий экономического роста в планетарном масштабе, пропаганда сдержанного потребления и гуманизации общественных отношений.

По предложению Римского клуба Дж.Форрестер провел моделирование наиболее вероятных последствий антропогенных воздействий на мировую окружающую среду. Результаты были опубликованы в 1971 году в книге «Мировая динамика», они привлекли внимание мировой общественности и вызвали интенсивные дискуссии. Основным выводами исследования Дж.Форрестера стали следующие:

1) наши сегодняшние действия фундаментальным образом влияют на будущее;

2) рост населения, потребления и производства неизбежно приведет к кризису, в частности к истощению природных ресурсов, загрязнению природной среды, росту смертности, резкому снижению качества жизни;

3) человечество может и должно управлять своим развитием, необходимо стабилизировать промышленный рост и снизить потребление [17].

Среди путей повышения качества жизни Дж. Форрестер называл «ослабление стрессов и уменьшение трудностей, сокращение плотности населения, снижение степени загрязнения окружающей среды» [8, с.46-47].

Результаты исследования Дж. Форрестера легли в основу доклада «Пределы роста», подготовленного одним из основателей Римского клуба Д. Медоузом совместно с соавторами. В докладе предлагалось перейти к «нулевому росту», то есть к отказу от роста производства ради сохранения равновесия между человечеством и природой и повышения каче­ства жизни [12, с.20]. При всех недостатках модели мира, разработанной Дж. Форрестером, результаты его исследования, по мнению академика Д.М. Гвишиани, явились толчком, породившим лавину подобных исследований [17, с.9], а следовательно обратили внимание общества на негативные последствия жизнедеятельности людей и необходимость изменения идеологической основы жизни.

Пятый доклад для Римского клуба «Цели для человечества» был подготовлен в 1977 группой ученых во главе с Э. Ласло на основе материалов, представленных 130 исследователями из разных стран. Авторы выдвигают четыре глобальные цели, направленные на гуманизацию отношений человек-мир, среди которых необходимость замены концепции максимального экономического роста концепцией социаль­но-экономического прогресса, которая гармонично сочетала бы идеи удовлетворения и материальных, и духовных потребностей человека [22; 21].

Аналогичные идеи высказывал в 1977 году основатель Римского клуба А. Печчеи в своей книге «Человеческие качества»: необходимость перехода от «экономического роста ради роста» к развитию, направленному на удовлетворение различных потребностей человека и повышение качества жизни; от изоляции стран и народов к солидарности; от отчуждения и пассивности к участию в общественной жизни, от нравственного обнищания к морально и социально ответственной общественной деятельности [21].

В целом, основные идеи, на базе которых развивалась концепция качества жизни в 1960-1970-е годы, можно сформулировать следующим образом:

1) экономический рост, изобилие и дешевизна товаров массового потребления не обеспечат людям психологическое благополучие и счастье (Э.Ласло, Дж. Форрестер, Э.Фромм),

2) последствия экономического роста и свободно-рыночного капитализма скорее негативны и в материальном плане: загрязнение окружающей среды и т.п. (Э.Ласло, Д. Медоуз, Э.Фромм, Д. Фостер, Дж. Форрестер), и в социально-экономическом плане: концентрация власти, зависимость бедных от богатых, экономическое и социальное неравенство (Дж. Гэлбрейт), и в психологическом плане: рост напряженности и стресса, обесценивание нравственных норм и т.п. (Ж. Аттали, М. Гийом, Д. Фостер, Э.Фромм),

3) необходимо прекратить безудержную гонку за ростом экономических и производственных показателей, снизить потребление и, наконец, обратить внимание на развитие лучших человеческих качеств и создание более гуманного общества. Именно это приведет людей к повышению психологического благополучия и удовлетворенности жизнью (А. Печчеи, Дж. Форрестер, Д. Медоуз, Э.Фромм) [10; 17; 18, с.10].

Однако, несмотря на призывы передовой части человечества, западное общество только лишь сейчас начинает отказываться от «общества потребления», причем вынуждено, в связи с повторяющимися волнами экономических кризисов, причины которых справедливо усматриваются исследователями в кризисе сверхпотребления и кризисе идеологии.

Следует еще раз подчеркнуть, что многие идеóлоги концепции качества жизни стремились уйти от довлеющего влияния экономического роста и приоритета потребления на жизнь и сознание человечества. Они считали, что невозможно повысить качество жизни личности и общества без гуманизации общественных отношений и повышения культурного уровня всего населения. Если убрать это основное идейное ядро, то исследования неизбежно спустятся до того, что наиболее существенными критериями качества жизни населения будут экономические показатели. К сожалению, в некоторых случаях так и происходит. Некоторые исследователи предлагают рассматривать рост благосостояния как основной индикатор обеспечения качества жизни [13].

В 1960-х годах оформляется гуманистическое направление в психологии. Мнения ряда психологов, среди которых А. Маслоу, Э. Фромм, созвучны трем представленным выше идеям концепции качества жизни [9; 18]. Например, А. Маслоу высказывает свою обеспокоенность чрезмерным увлечением людей техническими достижениями и сведением на нет вопросов «о добре и зле, о правильном и ошибочном». «Иногда все это» ему «кажется едва ли не аморальным» [9, с.34]. Постепенно усиливался интерес гуманистически ориентированных психологов к концепции качества жизни, в результате чего накапливались психологические исследования в данной области.

Третий этап. Начало третьего этапа развития концепции качества жизни исследователи выделяют в середине 1970-х гг. и связывают его с началом оформления концепции субъективного качества жизни. К этому времени накопился достаточный объем эмпирических данных, доказывающих, что рост уровня материального благополучия наций влияет на повышение удовлетворенности жизнью и счастья меньше, чем предполагалось, а то и вовсе не влияет [1, с.162; 2, с.69; 15, с.5]. Следовательно, уровень материальных достижений человека и нации не может рассматриваться как основной индикатор качества жизни. Как писал А. Печчеи, «политика изобилия может решить одни проблемы и облегчать другие, однако многие источники человеческой неудовлетворенности не перестают существовать, если спрятать их за грудами товаров» [10, с.151].

Постепенно формируется осознание необходимости учета субъективных мнений людей об окружающей их жизни. С 1970 г. в экономически развитых странах регулярно проводятся социологические опросы населения, посвященные качеству жизни [4, с.5]. К середине 1970-х годов накапливаются эмпирические данные, свидетельствующие о боль­шом влиянии субъективных, психологических факторов на удовлетворенность жизнью и счастье [12, с.39]; оформляется психологическая концепция субъективного качества жизни.

В середине 1970-х гг. произошло разделение исследований качества жизни на три основных подхода.

Первый подход, «объективный», предполагает изучение качества жизни на основе статистических показателей, с помощью которых можно объективно оценить степень удовлетворения позитивных потребностей людей. Например, как один из вариантов обобщенного показателя качества жизни населения принято рассматривать «Индекс развития человеческого потенциала» [3, с.34; 6, с.16; 16]. Он рассчитывается ежегодно практически для всех стран мира и учитывает продолжительность жизни, грамотность населения; реальный ВВП на душу населения. Также вводятся новые индексы, проводятся сравнительные исследования. В 2005 году для 111 стран был впервые рассчитан индекс «The Economist Intelligence Unit’s quality-of-life index», который включает данные об уровне разводов и безработице, о степени безопасности жизни, равенстве мужчин и женщин и другие показатели [23].

Второй подход, «субъективный», фокусируется на изучении субъективных оценок, которые высказывают люди о своей жизни и окружающих условиях. Второй подход можно условно разделить на два направления. Первое фокусируется на субъективном качестве жизни больших групп населения и базируется на социологических опросах. Например, с 2004 года публикуются результаты опроса «European Quality of Life Survey», который включает вопросы об удовлетворенности жизнью и счастье, доходах, удовлетворенности личной и семейной жизнью, работой, здоровьем, а также качеством общества [19]. Второе направление фокусируется на более глубоких психологических исследованиях субъективного качества жизни личности и небольших групп населения.

Третий, «объективно-субъективный» подход объединяет два вышеназванных и многими учеными признается как наиболее продуктивный [3, с.34; 11, с.6]. Одним из примеров глобального объективно-субъективного индекса качества жизни может быть введенный в 2006 году «Happy Planet Index», в который специально не были включены экономические показатели. Он рассчитывается на основе данных о продолжительности жизни населения, экологической ситуации и субъективных оценках гражданами своего благополучия [20].

Начало изучения качества жизни в России

В Советском Союзе признавалось, что в понятие «качество жизни» «включается также признание достоинства и ценности человеческой личности, и здесь оно стыкуется с “этическим социализмом”, сводящим переустройство общества к нравственному совершенствованию людей» (согласно словарю Научного коммунизма, 1983). Однако, в основном эта концепция критиковалась за то, что она не предполагала отказа от капиталистического строя и буржуазного образа жизни [5, с.56]. Например, считалось, что «все эти призывы к гуманизации общественной жизни, в том числе к достижению нового «социального качества жизни», повисают в воздухе, приобретают утопический характер» «в остающихся неизменными условиях современного буржуазного общества» (согласно словарю Научного коммунизма, 1983).

В советском обществоведении разрабатывалось понятие «образ жизни» [2, с.19, 25-33; 5, с.56; 8, с.40; 15, с.22]. Несмотря на то, что с 1980-х годов исследования образа жизни учитывали и субъективные оценки условий жизни, высказываемые гражданами [4, с.5], в целом, проблема качества жизни была мало изучена в советской науке.

С изменением политического строя в России разворачиваются многоплановые исследования качества жизни: изучается зарубежный опыт и адаптируются методики, формируются отечественные подходы к изучению качества жизни. Постепенно исследования качества жизни все больше распространялись в отечественной науке: сначала в медицинской психологии в связи с изучением субъективного и объективного качества жизни людей с физическими недостатками, ограниченными возможностями здоровья, тяжелыми заболеваниями, затем в социологии и социальной психологии, затем и в других областях психологического научного знания.

Современный этап изучения субъективного качества жизни

В современных концепциях субъективного качества жизни основное внимание уделяется исследованию субъективных оценок человеком степени его удовлетворенности различными сферами жизни и связанному с этими оценками психоэмоциональному состоянию человека. Основными составляющими субъективного качества жизни принято считать: самооценку качества жизни, уровень счастья, уровень общей удовлетворенности жизнью, баланс положительных и отрицательных эмоций, уровень удовлетворенности различными аспектами жизни. Первые четыре компонента являются интегральными показателями субъективного качества жизни. Второй, третий и четвертый компоненты используются как показатели субъективного благополучия личности.

За последние годы произошел бурный рост числа исследований в области субъективного качества жизни. Так, например, число статей в журналах, размещенных в научной электронной библиотеке (НЭБ) E-library, в которых термин «субъективное качество жизни» присутствует либо в названии, либо в аннотации и ключевых словах, по подсчетам автора выросло за последние 20 лет более чем в 10 раз (табл. 1).

Таблица 1. Число статей в НЭБ E-library по «субъективному качеству жизни», по годам

2001 2
2002 2
2003 3
2004 11
2005 22
2006 34
2007 44
2008 51
2009 64
2010 84
2011 89
2012 116
2013 131
2014 169
2015 222
2016 240
2017 252
2018 278
2019 318
2020 323
2021 292

Подсчеты, приведенные в таблице, учитывают только научные журналы, без учета других опубликованных работ, и без поправки на рост числа журналов за эти годы. Однако даже такая предварительная оценка показывает рост интереса исследователей к этой области.

Вывод

Таким образом, развитие исследований качества жизни проходило по следующим основным линиям:

1) дополнение экономических показателей качества жизни сначала социальными, а затем и психологическими;

2) повышение значимости учета социальных и психологических показателей на государственном уровне, выработка основных показателей и принятие общегосударственных и международных программ мониторинга объективных и субъективных оценок качества жизни населения;

3) распространение исследований качества жизни в области других наук;

4) оформление психологических исследований субъективного качества жизни в отдельное направление и бурный рост этого направления.

Литература

1. Аргайл М. Психология счастья. СПб.: Питер, 2003. 272 с.

2. Баранова А.В. Экономико-психологические детерминанты субъективного качества жизни: дис. ... канд. психол. наук. М., 2005. 197 с.

3. Беляева Л.А. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации // Социологические исследования. 2009. №1. С. 33-42.

4. Давыдова Е.В., Давыдов А.А. Измерение качества жизни. М.: Инсти­тут социологии РАН, 1993. 52 с.

5. Джидарьян И.А. Представление о счастье в российском менталитете. СПб.: Алетейя, 2001.

6. Зараковский Г.М. Качество жизни населения России: Психологические составляющие. М.: Смысл, 2009. 319 с.

7. Качество жизни. Краткий словарь. М: Смысл, 2009. 168 с.

8. Кулайкин В.И. Социально-психологические параметры качества жизни в раз­личных социальных группах: Дис.... канд. психол. наук. Кострома, 2006.

9. Маслоу А.Г. Новые рубежи человеческой природы. М.: Альпина нон-фикшн: Смысл. 2011. 494с.

10. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1985. 312 с.

11. Савченко Т.Н., Головина Г.М. Субъективное качество жизни: подходы, методы оценки, прикладные исследования. М.: Изд-во ИП РАН, 2006. 170 с.

12. Социально-психологическая концепция качества жизни / Сост. Е.А. Угланова. Ярославль: Ремдер, 2003. 70 с.

13. Спиридонов С.П. Экономический рост как системный индикатор обеспечения качества жизни в сфере поля качества страны // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 11 (033). С.183-185.

14. Тевосян С.Р. Перспективы применения концепции «качества жизни» в современных условиях: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Ереван. 1991. 19с.

15. Угланова Е.А. Влияние феномена субъективного экономического благополучия на оценку качества жизни: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2003. 175 c.

16. Феоктистов Д.В. Методология оценки уровня и качества жизни населения // Налоги. Инвестиции. Капитал. 2002. № 3-4.

17. Форрестер Д. Мировая динамика: Пер. с англ. М.: ООО Изд-во АСТ, СПб.: Terra Fantastica, 2003. 379с.

18. Фромм Э. Иметь или быть?: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. 336с.

19. European Quality of life survey. URL: https://www.eurofound.europa.eu/surveys/european-quality-of-life-surveys (дата обращения: 19.09.2021).

20. Happy Planet Index 2021. Methodology paper. URL: https://happyplanetindex.org/wp-content/themes/hpi/public/downloads/happy-planet-index-methodology-paper.pdf(дата обращения: 07.01.2022).

21. Morkuniene J. Social Philosophy: Paradigm of Contemporary Thinking. Lithuanian Philosophical Studies : Chapter VI. Revival of the tradition of critical thinking in contemporary social philosophy // Cultural Heritage and Contemporary Change. Series IV-A «Eastern and Central Europe». 2004. Vol. 23.

22. Reports to the Club of Rome. Ervin Laszlo et al. Goals for Mankind (1977). URL: https://www.clubofrome.org/publication/goals-for-mankind-1977/ (дата обращения: 10.01.2022).

23. The Economist Intelligence Unit’s quality-of-life index. 2005. URL: http://www.economist.com/media/pdf/quality_of_life.pdf (дата обращения: 19.04.2022).

--------------------------------------

Ссылки на данную статью, размещенную на других платформах.

1. На сайте Научной электронной библиотеки: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_48613737_58224160.pdf

-2

2. На сайте журнала "Гуманитарный научный вестник":

http://naukavestnik.ru/doc/2022/04/Nekhorosheva.pdf

3. На сайте проекта МГУ "Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных" istina.msu.ru:

Возникновение и развитие концепции качества жизни за рубежом и в России - статья | ИСТИНА – Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных

3. В базе документов открытого доступа zenodo: https://doi.org/10.5281/zenodo.6541193

---------------------------------

Другие статьи автора канд. психол. наук Нехорошевой Инны Владимировны.

1. На сайте Научной электронной библиотеки:

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=689724&pubrole=100&show_option=0&show_refs=1

2. На сайте проекта МГУ: https://istina.msu.ru/workers-beta/621698161/publications/