Освобождение Крымского полуострова в 1944 году имеет множество интересных моментов. Одним из них является отход немецких войск в Севастополь. В документах противника удалось найти достаточно много интересных деталей, особенно, если положить рядом советские и немецкие документы.
Забавная ситуация: только сейчас, почти получилось сложить картинку событий, которые происходили почти 80 лет назад.
И, все же, даже несмотря на то, что прошло столько лет, из событий, происходивших в то время можно извлечь достаточно много интересных уроков, ибо война… «… война никогда не меняется». Ладно, это все лирика.
Самыми «мутными» с исторической точки зрения являются события, которые происходили после какого-либо «перелома» в событиях. Очень динамично происходящие события, недостаток документов, попытки противоборствующих сторон скрыть свои просчеты, переложить ответственность, все это создает свои сложности.
Очень сложно разбирать события, которые происходили «на стыке ведомственных границ». Поясню: когда в операции задействованы только наземные части, все разбирать намного проще: посмотрел документы частей, сопоставил, получил картину. Если в событиях была задействована авиация, все становится чуть сложнее (с авиацией, вообще, все «сложно»). А, вот ежели сюда добавить еще и флот…
Да, получается «система уравнений с несколькими неизвестными». Скажу четно: при разборе этой ситуации я не раз и не два подключал компьютер. О чем речь?
Разбирая ситуацию с эвакуацией по морю V-го немецкого армейского корпуса в апреле 1944 года в Севастополь из Судака, Алушты и Ялты, мы закончили на описании событий 13-го апреля.
Рассказ о следующем дне будет самостоятельным повествованием-расследованием, но…
В 7 часов утра 14 апреля советскими войсками был освобожден Судак. Эвакуация противника велась из Алушты и Ялты.
Теперь необходимо «расставить фигуры на шахматной доске». Фигур много, но, по возможности, постараюсь не перегружать текст, разложив все «по полочкам». Итак, начинаем с 0 часов 14 апреля 1944 года.
14 апреля 1944 года
Балаклава
Сюда 13.04.44 пришли два немецких отряда самоходных барж MFP (в дальнейшем буду использовать не совсем корректное, но привычное сокращение БДБ). К «нулям» в Балаклаве собралась «компания» из шести барж, которые закончили выгрузку.
В 1.10 из Балаклавской бухты вышел первый отряд из трех барж (F-122, F-132, F-561). Отряд опять сводный (одна баржа 7-й флотилии, две из первой). И, вот первая «задачка»: в 2.50 в районе мыса Сарыч отряд попал под налет советской авиации. Противник пишет, что потерь и повреждений не было, потому вопрос теоретический, но, просто, ради интереса… Кто мог наносить удар?
Противник отмечает 8 бомбардировщиков. Пока оставляем вопрос открытым, потому, как авиация дальнего действия по плавсредствам на переходе не работала, в документах авиации ЧФ тоже ничего нет, 4-я воздушная армия говорит о том, что 132-я нбад работала по дорогам одиночными самолетами Б-3. Смотрим дальше. Этот отряд в 5.30 уже вошел в Алуштинский порт, а, в 7.30 он уже вышел из порта, но не в полном составе. Вышли F-122 (на борту 220 раненых) и F-561 (371 человек), в сумме 591 человек. В составе отряда отсутствовала баржа F-132.
В 2.00 из Балаклавы на Алушту вышел отряд л-та Якобейта в составе F-325 (3-я флотилия), F-335 и F-571 (1-я флотилия). Отряд в 7.50 прибыл в Алушту. Отряд встал под погрузку вместо отошедшего первого отряда. В 8.15 от причала в Алуште отошли все три баржи.
В 9.20 в море отмечен налет советской авиации, повреждений и потерь не отмечено.
В 8.10 в Алушту из Ялты вышли три баржи (F-374, F-563 и F-168) из шести, находившихся ночью в этом порту. В Ялте остались F-568, F-572, F-579. В Алушту они прибыли в 10.50, и уже в 11 часов они легли на обратный курс в Балаклаву. В 12.15 отмечается налет советской штурмовой авиации (1убитый и 2 раненых), и в 16.50 этот отряд без потерь в корабельном составе вошел в Балаклаву .
Теперь приостановимся, и посмотрим, советские данные.
Три торпедных катера (№№325, 331, 332), которые выходили из Анапы ночью на перехват в район Ялта-Алушта, на обратном пути в тумане потеряли ориентировку, и израсходовав топливо, легли в дрейф в 25 милях от Анапы. Почему они не перехватили БДБ противника – вопрос. Вероятнее всего, виноваты погодные условия.
Что «увидела» советская авиаразведка? В этот район с 6.05 до 13 часов вылетали два самолета Як-9 6-го гв. авиаполка и 2 самолета 30-го морского разведывательного авиаполка.
В 6.45 в районе горы Аю-Даг обнаружены 3 БДБ. Учитывая разницу в часах, возможно, разведка видела БДБ отряда л-та Якобейта.
В 6.46 в Ялте обнаружены 4 БДБ. По логике немецких документов, должно быть шесть, но есть нюанс:
В 6.50 в районе Гурзуфа обнаружены еще две БДБ. Чуть не так, как в документах противника, но не критично. Возможно, две баржи вышли раньше или встали на рейде.
Дальше в донесениях авиаразведки идет Севастополь, о нем поговорим отдельно. Разведчики наблюдают три немецких торпедных катера в 10 милях от Херсонесского маяка (и это тоже правильно), наблюдают конвой, но обо всем этом чуть позже.
В принципе, разведка отработала нормально, увидев все, что нужно.
В нашем рассказе мы не касаемся действий немецкой авиации. Причина проста, даже по нашим данным, «авиация противника в своих действиях ограничивалась разведкой». В общем-то, действительно, действия немецкого командования могут показаться беспечными: немецкие БДБ возят войска под прикрытием трех торпедных катеров, но есть нюанс: противник четко контролирует передвижение всех советских кораблей и пытается отслеживать подводные лодки (в том числе и по радиопереговорам).
Для осуществления воздушной разведки морской акватории на аэродроме Севастополь-VIII (в просторечии Юхарина балка, он же аэродром ДОСААФ) базировалась «Береговая эскадрилья» (Küstenstaffel Krim, командир Hptm. Hans Klimmer), которая следила за советским флотом, и, в случае необходимости, могла нанести удар по боевым кораблям, в случае их выхода из баз. С другой стороны, ее численность была не такой большой, чтобы справиться с флотом. В ее составе на апрель 44 года числится два Bf-110C-4 один Bf-110Е-2, один Не-111Н-6 и четыре самолета Не-111Н-16. Предполагалось, что обнаружив выход советских кораблей, эскадрилья вызовет армейскую авиацию. Интересное совпадение, как раз в этот день отмечена потеря одного самолета Не-111Н-16. По советским данным в 10.24 четыре флотских истребителя 7-го иап в 35 км южнее Севастополя сбили одиночный Ю-88. Возможно, эти события связаны, и флотские летчики ошиблись с идентификацией самолета.
Переходим к действиям флотской штурмовой и бомбардировочной авиации. По данным флотских документов, в 11.12 (по нашим часам) самолеты 8-го гв. шап (11 Ил-2) в сопровождении 12 самолетов Як-9 (6-й гв. иап) нанесли удар по 6 БДБ на подходе к Алуште. По советским данным, потоплена одна БДБ и две повреждены.
В принципе, да, отряд Якобейта отмечает в 9.20 по немецким часам налет советской авиации. Но это всего 3 БДБ. Возможно, в число шесть вошел другой отряд, идущий из Ялты, оказавшийся в том же районе, но и там потерь нет.
Есть еще один нюанс: в 10.46 (по нашим часам) 4 «Бостона-20» 277 бап (командир группы майор Дмитриев) под прикрытием четырех «Аэрокобр» из 4-й воздушной армии нанесли удар по 6 баржам идущим в Алушту в 4 км восточнее горы Аю-Даг, одна баржа отвернула к берегу. Возможно, это как раз отряд, идущий из Ялты в Алушту. Не хочу притягивать события друг к другу, потому, как точного совпадения нет, возможно, позже получится уточнить, но в принципе, отряд, идущий из Ялты, с учетом разницы в часах, как раз находился примерно в этой точке (но это опять только три баржи).
В общем, по результатам «первой ходки» получается так:
- F-122 и F-561, доставили из Алушты в Балаклаву 591 человек.
- F-325, F-335 и F-571 доставили в Балаклаву 915 человек
- F-374 доставила около 500 человек, F-563 350 румын и F-168 доставила 450 человек, суммарно 1300. В принципе, эти данные есть в сводном докладе, только указывается, что они доставлены из Судака (это явная ошибка)
Подводим промежуточный итог? 13 числа перевезено около 2 тыс. человек, первой ходкой БДБ 14 апреля перевезено еще 2,8 тысяч. Что касается потерь, то здесь опять «загадка». Обращает на себя внимание тот факт, что баржи третьего отряда очень сильно перегружены. В принципе, бывает.
Есть еще один нюанс: в справочниках (например, в справочнике Богатырева и Стрельбицкого) в числе потерь противника указана баржа F-569, причем указано, что погибла она на переходе в районе Балаклавы. Но пока в немецких документах ее нет. Что могло произойти? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно посмотреть события второй половины дня, ибо немцы сделали еще одну «ходку» в Алушту…(но об этом в следующей статье)