В конце шестидесятых сценаристы Исай Кузнецов и Авенир Зак написали сценарий, который по тем временам был сомнительным.
В нём рассказывалась история, связанная с продажей шедевров Российской империи за границу в послереволюционные годы.
Понимая, что протолкнуть его будет сложно, Кузнецов и Зак предложили снимать картину в духе американксих вестернов. В таком варианте сценарий утвердили, и пригласили режиссёра Владимира Бычкова для постановки ленты «Достояние республики».
В классических голливудских вестернах интрига, как правило, закручена на противостоянии положительного и отрицательного героев, а для пущей популярности на эти роли обычно выбирали актёров знаменитых и любимых. Этим же путём пошёл и Бычков, решив, что в его картине главных персонажей сыграют самые популярные советские кинозвёзды. В образе героя положительного, обаятельного сотрудника уголовного розыска, которому предстоит распутать дело с пропажей художественной коллекции, режиссёр видел лишь одного артиста - Олега Табакова. А вот его антипода, смельчака и отчаянного авантюриста, предложили исполнить Олегу Далю. Пробы прошли блестяще, но сценарист попросили Даля внести кое-какие коррективы в образ.
Актёр, который был известен нетерпимостью, отреагировал на это резко негативно и тут же от участия в картине отказался.
В экстренном порядке пришлось искать замену. Выбор пал на Андрея Миронова, который в отличие от Даля скандальностью и непредсказуемостью не отличался.
Роль беспризорника Иннокентия мог бы сыграть сын режиссёра Василий. Но худсовет предложение отклонил по причине чрезмерной упитанности мальчика. Но Василий в фильм тоже попал, он сыграл беспризорника с говорящей кличкой Булочка, который постоянно хотел есть. А Иннокентием стал школьник из Москвы Виктор Галкин.
Кстати, на площадке были и другие родственники: одну из ролей сыграла Людмила Крылова, тогдашняя супруга Олега Табакова.
А ещё один любимец страны Спартак Мишулин предстал в образе очень нехарактерном: зрители чуть ли не впервые увидели его в злодейском обличии.
Съёмки «Достояния республики» растянулись почти на год, что создало актёрам, занятым в театрах, проблемы. К тому же группе приходилось перемещаться по стране, и это тоже было непросто. Снимая фильм, киношники поработали в Боровске, Калуге, Вологде, Ленинграде и Москве.
И повсюду за группой следовали толпы наблюдателей, что неудивительно, ведь
на площадке постоянно были признанные кинозвёзды Олег Табаков и Андрей Миронов. Между ними, к слову сказать, на этих съёмках постоянно было негласное соперничество.
Оба были невероятно талантливы и харизматичны, их обожали и превозносили, но каждому хотелось доказать, что его значимость пусть чуть-чуть, но больше.
Но не исключено, что это завуалированное соревнования пошло ленте на пользу: доводя дубли до совершенства, и Табаков, и Миронов выкладывались на все 100.
Когда пришло время монтажа, выяснилось, что
материала отсняли так много, что его с лихвой хватит на две серии.
Бычков уговорил руководство киностудии на двухсерийную ленту. Но ещё монтируя фильм, он понял, что в «Достоянии республики» не хватает музыки и песен. Музыку он решил заказать у молодого и пока мало кому знакомого композитора Евгения Крылатова, а за стихами отправился к своей любимой поэтессе Бэлле Ахмадулиной и поэту Юрию Энтину. Две созданные этими творцами для приключенческого фильма песни и по сей день популярны.
Исполнил их в кадре Андрей Миронов, и это здорово задело Олега Табакова.
Он даже позвонил Владимиру Бычкову и попросил, чтобы и его герой тоже что-то спел. Режиссёр согласился, заказал композицию у Крылатова и Энтина и даже перенял эпизод, в который планировалось вставить песню. Увы, при финальном монтаже на плёнке выявили брак, поэтому
музыкальный номер Табакова в картину так и не вошёл.
В 1972 году вестерн «Достояние республики» вышел в прокат и моментально оказался в числе фаворитов. По итогам года он оказался на пятом месте в списке лидеров проката. Но и тут удивительным образом продолжилось начатое ещё на съёмках противостояние двух гениев: одна часть зрителей без памяти влюбилась в отчаянного искателя приключений, сыгранного Мироновым, другая была без ума от симпатичного и справедливого чекиста с лицом и голосом Табакова.
А какой герой из «Достояния республики» приглянулся вам?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296