Комедийная мелодрама «Карьера Димы Горина» стала первым шагом в кино сразу для нескольких будущих знаменитостей. Доверили снимать её оканчивающим ВГИК режиссёрам Фрунзе Довлатяну и Льву Мирскому под патронажем их мастера Сергея Герасимова. Выпускникам нечасто разрешали создавать полнометражное кино, дипломные работы чаще были короткометражными, но
Довлатян и Мирский были уже людьми взрослым и опытными (обоим было за 30),
так что они такое разрешение получили.
Режиссёры сразу же задумались, кто будет играть главную роль в ленте, роль того самого интеллигента Димы Горина, который вдруг резко изменил жизнь. Они попробовали Виктора Сергачёва, Романа Вильдана, Анатолия Адоскина, но в итоге сделали выбор в пользу Александра Демьяненко. Он уже мелькал в фильмах, но публике не запомнился, так что и известен почти не было. Любопытно, что
почти параллельно Демьяненко снимался в двух других лентах, они вышли в тот же год, что и «Карьера Димы Горина», и тоже оказались успешными
(это были комедия «Взрослые дети» и драма «Мир входящему»). Но именно Дима Горин стал первой большой ролью актёра и показал, что восходит новая звезда.
А вот партнёршей Александра Демьяненко режиссёры решили сделать уже действующую звезду - Татьяну Конюхову. Но
Татьяне эта идея не понравилась.
Во-первых, она была знаменитостью, за которой гонялись режиссёры куда более опытные, а здесь были дебютанты. Во-вторых, Демьянко, артист начинающий и почти без опыта, был младше неё на шесть лет, а по сюжету у их героев возникали романтические чувства. Ну и в третьих, Татьяна ждала сына, и не была уверена, что сниматься в этот момент будет правильным.
Расстроенные Довлатян и Мирский уже начали искать другую исполнительницу, но тут вмешался Сергей Герасимов. Он лично отправился к Конюховой и уговорил её принять участие в работе. Не последним аргументов стала музыка к фильму, которую писал молодой композитор Андрей Эшпай. Татьяна Конюхова музыку обожала с детства, и, зная об этом её увлечении,
Герасимов пообещал, что песни из картины непременно станут шлягерами.
Одной из первых работ в кино «Карьера Димы Горина» стала и для Владимира Высоцкого. Роль шофера изначально играл Лев Борисов. Но он прямо на съёмках начал прикладываться к бутылке, так что его заменили на начинающего театрального актёра Высоцкого. Интересно, что
за пару лет до того, и Александр Демьяненко, и Владимир Высоцкий уже снялись в одном фильме «Сверстницы», но оба сыграли настолько маленькие роли, что даже не попали в титры.
К концу 1960 года съёмки завершили, а в середине 1961 года картина вышла в прокат. Режиссёры и актёры волновались: им было важно, как зрители примут их первую работу. Но
аудитория оказалась благосклонна: «Карьера Димы Горина» пришлась ей по вкусу.
И даже критики в целом отозвались о картине похвально, особенно отметив Александра Демьяненко. Тогда ещё никто не знал, что уже совсем скоро у него начнётся головокружительная карьера, которой мог позавидовать даже Дима Горин.
Режиссёров Фрунзе Довлатяна и Льва Мирского тоже ждал успех, хотя и не столь впечатляющий. Вместе они сняли ещё один фильм, а потом их пути разошлись. Мирский остался в Москве, преподавал во ВГИКе, занимался режиссурой. А Довлатян уехал в Армению и следующей его работой стал красивый фильм в оттепельной эстетике «Здравствуй, это я!». Спустя годы Довлатян станет большим мастером и гордостью Армении.
Ну а в финале напомню о словах Сергея Герасимова про музыку. Песня из мелодрамы «Карьера Димы Горина» действительно стала шлягером -
это была лирическая нежная композиция «А снег идёт», которую спела Майя Кристалинская, которая и сегодня часто звучит по радио.
А вы увидели в интеллигентном очкарике Диме Горине черты будущего Шурика?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296