Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Что хорошего в слове хорошо

Специалистам, работающим в сфере психологической помощи следует быть более осторожными при использовании слов "хорошо" и "ужасно" в своей работе.

В процессе оценки состояний и поведения клиента, психологи могут передавать субъективные суждения о том, что считается хорошим или ужасным для данного человека.

Присваивая значения словам "хорошо" и "ужасно", в конкретной ситуации мы проецируем на клиента наши собственные ожидания и стандарты.

Каждый человек уникален, и то, что одному может показаться хорошим, другому может показаться ужасным.

Знаменитые психотерапевты, такие как Вильгельм Райх и Фредерик Перлз, предлагали подход, направленный на безоценочную эмпатию по отношению к клиенту.

Более конструктивным подходом для психолога является установление безоценочного отношения к клиенту, что позволит ему выразить свои переживания и чувства, не боясь быть осужденным, и не считая себя плохим человеком. Это позволит клиенту почувствовать максимальный комфорт и осознать свои эмоции.

Также положительная оценка, полученная от психолога может быть с готовностью принята клиентом в силу того, что фигура психолога является для клиента авторитетной. И часто также может быть образом переноса на родительскую фигуру.

Тогда потребность в одобрении может развить зависимость, что нежелательно в терапевтических отношениях.

Важно, чтобы терапевтическое поле не содержало проекции и прямые послания со стороны психолога по отношению к клиенту.

Обратная связь от психолога не должна основываться на оценке и интерпретации той информации, которой делится клиент.

Желательно озвучивать свои чувства через "я" послания, чтобы была возможность поддерживать чувства и действия клиента вне полярных противоположных оценок.

Такой подход помогает клиенту развивать навык самостоятельности, повышает его самооценку. помогает стать более осознанным по отношению к своим эмоциям.

Избегая использования слов "хорошо" и "ужасно", психолог может сфокусироваться на конкретных возможностях и проблемах клиента, а не на общих категориях и суждениях.

Вместо таких слов, психолог может использовать более объективные и конкретные выражения для описания состояния клиента, например, "вы испытываете трудности", "вы находитесь в состоянии стресса" или "вы чувствуете сильные эмоции".

В безоценочной эмпатичной атмосфере гораздо легче выражать себя и анализировать свои эмоции и состояния, опираясь, на свои убеждения и поддержку специалиста.

Автор: Татьяна Малышева
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru