История создания знаменитых Сандуновских бань берет свое начало в XVIII веке, когда на свадебный подарок от самой императрицы Екатерины II молодожены, актеры придворного театра Сила Сандунов и Елизавета Уранова, купили землю недалеко от реки Неглинной и в 1808 году возвели на ней бани.
Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи» вспоминает, что Сандуновские бани приобрели неимоверную популярность сразу после открытия:
«В них так и хлынула Москва, особенно в мужское и женское «дворянское» отделение, устроенное с неслыханными до этого в Москве удобствами: с раздевальной зеркальной залой, с чистыми простынями на мягких диванах, вышколенной прислугой, опытными банщиками и банщицами. Раздевальная зала сделалась клубом, где встречалось самое разнообразное общество, — каждый находил здесь свой кружок знакомых, и притом буфет со всевозможными напитками, от кваса до шампанского Моэт и Аи. В этих банях перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне Зинаиды Волконской и в Английском клубе."
Сандуны, как называли их в просторечии, чудом уцелели в пожаре 1812 года, а их популярность у москвичей росла из года в год. Однако они стали камнем преткновения в отношениях супругов Сандуновых: супруге Силы, вложившей большую часть своих денег в строительство, не нравилось, что бани ассоциируют с именем мужа. В итоге затяжной конфликт привел к разводу, и бани остались за Елизаветой.
Далее Сандуны несколько раз меняли владельцев, пока в 1869 году их ни приобрел московский предприниматель Иван Григорьевич Фирсанов, которому принадлежало множество доходных домов, а также предприятия по торговле лесом.
Свою единственную дочь Веру Фирсанов выдал замуж за банковского служащего Владимира Воронина. Вера его не любила, но не смогла препятствовать воле отца, поэтому в замужестве была крайне несчастлива. Когда Ивана Григорьевича не стало, Вера Ивановна унаследовала все его огромное состояние и заявила, что все дела отныне будет вести лично. Но первым делом она решила расторгнуть так тяготивший ее брак. В XIX веке сделать это было проблематично – требовалась весомая причина, например адюльтер. Сама она подписаться под этим не могла, поэтому договорилась с Ворониным – он признался в несостоявшейся измене, получив за это внушительные отступные в миллион рублей. Такую цену пришлось заплатить Вере Ивановне за свободу.
Спустя некоторое время Фирсанова вышла замуж уже по любви, за гвардейского поручика Алексея Ганецкого. Именно он и предложил супруге полностью перестроить бани, которые к тому времени изрядно обветшали:
«… надо Сандуновские бани сделать такими, каких Москва еще не видела и не увидит. Вместо развалюхи построим дворец для бань, сделаем все по последнему слову науки, и чем больше вложим денег, тем больше будем получать доходов… Надо создать нечто новое, великое, слить Восток и Запад в этом дворце!»
Получив от жены в собственность Сандуны за десять рублей, а также открытый кредит без ограничения, Ганецкий поехал в Европу. Посмотрев там множество бань, он собрал лучшие идеи и пригласил из Вены архитектора Бориса Фрейденберга. Правда в процессе строительства Алексей с ним рассорился, и достраивал Сандуны уже другой архитектор – Сергей Калугин.
Открылись обновленные бани 14 февраля 1896 года. Название решили оставить прежним, так как в Москве того времени оно уже стало нарицательным.
Банный комплекс состоял из нескольких строений: одного доходного дома, трех банных корпусов и трех зданий, в которых размещались собственная электростанция, водораспределитель, а также кладовые и ремонтные мастерские.
Фасад главного дома напоминал скорее дворец, чем бани: три ризалита увенчаны куполами из дерева с металлической обшивкой, их украшают скульптуры, на карнизе здания расположены вазы, над аркой центрального ризалита - скульптуры мифологических морских коней с всадниками – мужчиной, трубящим в рог, и женщиной, играющей на лире. И если обыкновенно в ту пору здания украшались лишь с фасада, то в Сандунах архитектор пошел дальше и устроил во дворе-колодце так называемый арабский дворик:
«Когда вы входите через ворота с Неглинной во внутрь, перед вами открывается небольшой арабский дворик. Стиль здесь соблюден строго и всё красиво, начиная от колонн и арок и кончая разноцветными окнами. С этого дворика двери ведут в вестибюль номеров.» - так он описан в издании «Иллюстрированное описание Сандуновских бань», датированном 1896 годом.
Не менее впечатляющим оказалось и внутреннее убранство: мавританский зал, русская и ирландская парные и античный бассейн в стиле Помпеи под стеклянным куполом!
Фото этих роскошных интерьеров, дальнейшую историю бань, а также описание уникальных инженерных систем Сандунов я опубликую в следующих статьях. Ссылки на них обязательно закреплю в комментариях.