Найти тему
До 1 июля в Москве можно посетить дом Нирнзее и своими глазами увидеть локации, в которых снимались сцены таких фильмов как "Курьер" и "Служебный роман". Десятиэтажный дом был построен архитектором Эрнстом-Рихардом Нирнзее в 1912-1913 годах в качестве доходного. Он стал самым высоким жилым зданием Москвы (и носил этот статус до 1931 года), получив неофициальное название "тучерез". Квартиры в нем тоже были необычными - имели площадь всего 30-40 квадратных метров (для дореволюционного доходного дома - совсем крошечные), а кухонь и вовсе не было. Предполагалось, что нанимать такое жилье будут несемейные служащие. Но главной особенностью дома стала огромная эксплуатируемая крыша. Выход на нее осуществлялся через стеклянные двери, вся плоскость была "застелена" метлахской плиткой. На крыше располагался фонтан и висячие сады, на нижнем ярусе находился мост, соединяющий два крыла дома, а на верхнем - стеклянный павильон и смотровая площадка, с которой открывалась грандиозная панорама Москвы. Крыша использовалась до 1960 годов: служила столовой, местом для свиданий, кинопоказов и спортивных мероприятий - здесь играли в волейбол и катались на велосипедах, сюда же выводили на прогулку детей, посещавших частный детский сад, устроенный в одной из квартир. В 1924 году на десятом этаже открылось издательство "Московское товарищество писателей" (МТП), и с тех пор история дома неразрывно связана с литературой и именами Маяковского, Есенина, Пастернака, Хлебникова, Ахматовой, Цветаевой и других писателей. Булгаков часто поднимался на крышу в поисках вдохновения и даже упомянул дом в рассказе "Сорок сороков": "В июльский душный вечер я вновь поднялся на кровлю того же девятиэтажного нирензеевского дома. Цепями огней светились бульварные кольца, и радиусы огней уходили к краям Москвы." Кстати, именно тут Булгаков познакомился со своей третьей женой Еленой Шиловской. Спустя 10 лет место МТП заняло московское отделение крупнейшего издательства "Советский писатель", которое просуществовало в этих стенах до 1974 года. Какие только писатели ни побывали здесь в этот период... Всех и не перечислить! С 1975 года десятый этаж занимает издательство журнала "Вопросы литературы". К столетию литературной жизни десятого этажа и собственному пятидесятилетнему юбилею издательство организовало в своих стенах выставку "Литературный этаж". Поближе познакомиться с историей дома, проникнуться атмосферой любимых советских фильмов и полюбоваться панорамой Москвы можно до 1 июля по предварительной регистрации по ссылке: voplit.timepad.ru/...978
1 месяц назад
В усадьбе Демидова на Новой Басманной сейчас проходит выставка "Будущее воспоминаний". Главный дом, в котором и расположилась экспозиция, был построен в 1780 году для уральского горнозаводчика Никиты Никитича Демидова младшего. Но он почти не жил в этой усадьбе. А после его смерти в 1805 году дом приобрел Михаил Петрович Голицын. Это единственное здание на улице, которое уцелело после пожара 1812 года, за что получило название "несгораемый дом". В народе даже ходили слухи, что Демидов, владевший металлургическими заводами, при постройке приказал обить все внутренние стены листами железа, и именно поэтому огонь здание не пострадало. Конечно это были выдумки - все интерьеры были уничтожены огнем, а дом не сгорел благодаря кирпичным стенам метровой толщины. В конце 1820 годов Голицын разорился и больше не мог содержать усадьбу. Она была выставлена на торги и в 1833 году приобретена Попечительным советом о заведениях общественного призрения для Сиротского дома. В заведении воспитывались 100 мальчиков-сирот - детей дворян и канцелярских служащих. Курс обучения составлял 8 лет, после чего выпускники могли поступить на службу по Государственному размежеванию земель, а для пяти отличников имелись места в гимназии. Воспитанники изучали законоведение, геодезию, статистику, бухгалтерию, риторику, историю, черчение, рисование, русский, французский, немецкий языки и латынь. Под нужды сиротского дома к главному дому пристроили домовую церковь, чтобы не водить детей в храм в начале улицы, парадные залы второго этажа переоборудовали в учебные классы, а также выстроили новый вестибюль со входом со стороны сада. В 1876 году здание постигла новая переделка - на этот раз под потребности больницы, которая насчитывала 660 коек и стала одной из крупнейших больниц Москвы того времени. С 1941 по 1945 здесь размещался военный госпиталь, о чем напоминает мемориальная табличка на фасаде. Назначение здания больше не менялось - вплоть до 2015 года в нем находилась больница (ГКБ №6). После ее закрытия дом пустовал 10 лет. Единственное помещение с сохранившимися историческими интерьерами - парадный вестибюль времен Сиротского дома, в остальных комнатах - голый кирпич (где-то дореволюционный, а где-то уже советский). В виду отсутствия исторических интерьеров в усадьбе организовали выставку современного искусства, в которой экспонаты встраиваются в историю дома, переплетаются с ней, соединяя времена и эпохи. Выставка продлиться до 25 апреля, после чего усадьба закроется на реставрацию. Регистрация доступна по ссылке: artbasmannaya26.ru Об еще одной усадьбе Демидовых, также расположенной в Басманном районе, можно почитать здесь: dzen.ru/...03x
1 месяц назад
Немецкий замок в центре Москвы. Особняк Марк-Вогау
Сохранившаяся усадьба Марк-Вогау (или Тессина – Островских – Марк-Вогау, как многие привыкли ее называть) в Большом Николоворобинском переулке была построена по проекту архитектора Виктора Александровича Коссова в 1884 году для семьи немецких предпринимателей Марк-Вогау. Однако ее история началась в XIII веке с князя Александра Андреевича Безбородко, который задумал возвести на этой территории роскошный особняк и разбить сад. Проект дома для Безбородко разрабатывал Джакомо Кваренги, а Николай Александрович Львов спроектировал приусадебный парк, спускавшийся прямо к Яузе...
2 месяца назад
Спальня с видом на Кремль. Особняк Арафелова.
Длинная история дома, выходящего фасадом на улицу Знаменку и Малый Знаменский переулок, берет свое начало в XVIII веке. Тогда участком владел князь Сергей Николаевич Голицын. При нем было выстроено два каменных двухэтажных дома и три деревянные хозяйственные постройки. Более половины площади участка занимал сад, располагавшийся в его центре. Хозяин планировал увеличить главный дом со стороны современного Малого Знаменского переулка за счет пристройки флигеля и проездной арки, соединяющей его с домом...
2 месяца назад
Волшебная новогодняя Москва
2 месяца назад
Тверь за день: пеший маршрут по основным достопримечательностям
В этой статье хочу рассказать, что посмотреть в Твери, если у Вас есть всего один день. В конце статьи приложу карту маршрута. Маршрут составлен и пройден мной пешком за день. Цены указаны на конец августа 2024 года. Ласточка экспресс прибывает из Москвы в Тверь в 9:48. Первая достопримечательность - Императорские комнаты - находится прямо в здании вокзала. Вход стоит 150 рублей, осмотр интерьеров и экспозиции занимает около получаса. Подробнее об императорских комнатах можно почитать здесь: Выйдя из здания вокзала отправляемся завтракать...
4 месяца назад
Императорские комнаты в здании вокзала
Продолжаю рассказ о достопримечательностях Твери. Сегодня речь пойдет об императорских комнатах в здании железнодорожного вокзала. Проект железной дороги, соединяющей Петербург с Москвой, был разработан инженерами Павлом Петровичем Мельниковым и Николаем Осиповичем Крафтом еще в 1839 году. Однако высочайший указ об устройстве дороги вышел лишь 1 февраля 1842 года, а строительство началось еще два года спустя - в 1844 году. И вот, 1 ноября 1851 года Николаевская железная дорога была открыта. Тверь...
4 месяца назад
Тверь парадная: Императорский путевой дворец
Одной из главных культурных достопримечательностей Твери является Императорский путевой дворец, расположенный в центре города на берегу Волги. С середины XVII до середины XVIII века на территории нынешнего дворца находились двухэтажные каменные палаты тверского архиерея и его конюшенный двор. В 1736 году все эти здания уничтожил пожар. В 1738 году начались работы по восстановлению архиерейского дома. Строился он на уцелевшем при пожаре старом фундаменте, о чём свидетельствует нарушение регулярной...
5 месяцев назад
Морозовский городок в Твери
Одной из самых завораживающих и притягательных для туристов достопримечательностей Твери является Морозовский городок, обязанный своим существованием Тверской Морозовской мануфактуре, с которой и началась его история. В 1858 году на землях Жёлтиковой подмонастырской слободы, неподалеку от Рождественской мануфактуры, московскими купцами Матюшиным, Шибаевым, Залогиным, Каулиным и Брызгалиным была построена ткацкая фабрика. Часть купцов вскоре вышли из предприятия, а вместо них в дело вступили Савва...
5 месяцев назад
Непарадная Тверь: казармы Берга
В одном из дворов по улице Спартака стоит комплекс кирпичных зданий, привлекающий внимание туристов, - казармы Берга. Но прежде, чем рассказать о самих казармах, стоит сказать несколько слов о текстильной Рождественской мануфактуре, благодаря которой они появились. Мануфактура была основана в 1853 году купцом Н. И. Каулиным, и состояла из прядильной и ткацкой фабрик, вырабатывавших хлопчато-бумажную пряжу и ткани. Активно расти и развиваться мануфактура начала с 1878 года, когда ее приобрел уральский заводчик Павел Васильевич Берг...
5 месяцев назад
Петербургское кредитное общество
Санкт-Петербургское городское кредитное общество образовалось в 1861 году и стало первым негосударственным учреждением ипотечного кредитования в России. У общества были инвесторы, благодаря которым оно выдавало частным лицам долгосрочные ссуды на строительство под залог недвижимости, находившейся в черте города. Поначалу общество арендовало помещения на Большой Конюшенной улице, пока в 1875 году ни приобрело участок на Александринской площади. После этого сразу же был объявлен конкурс проектов будущего дома...
1 год назад
Общество взаимного кредита - интерьеры XIX века в открытом доступе
Здание Санкт-Петербургского общества взаимного кредита было построено в 1888-1890 годах по проекту архитектора Павла Сюзора. Общество образовалось в 1863 году. Его основатель Евгений Иванович Ламанский был заместителем управляющего Государственного банка Российской Империи. Изучая банковское дело в Западной Европе, в Брюсселе он познакомился с кредитным учреждением, основанном на взаимности, и решил создать аналогичное в России. Такие организации были подобны банкам, но ссудный процент в них был ниже за счет того, что кредиты выдавались только собственным пайщикам...
1 год назад