Стремительный рост популярности загородного отдыха на фоне сокращения иностранных туристических направлений и бума внутреннего туризма сегодня предопределяет развитие рекреационной сферы. На этом фоне вложение в современные загородные объекты — глэмпинги, турбазы и курортные поселки — представляется одним из наиболее перспективных видов инвестиций в доходную недвижимость.
Ныне складывается на редкость удачный момент для освоения этой отрасли. Пока инвестору доступны интересные варианты участков и домиков по приемлемым ценам с прогнозируемой доходностью до 20-30% годовых от последующей сдачи в аренду. По мере насыщения рынка в ближайшие два-три года возможностей для подобных покупок в разы поубавится. Прицениваться нужно сейчас. Но какими соображениями руководствоваться? В этой статье приведу ряд основных, с моей точки зрения, критериев подбора таких объектов.
Расположение
В случае с любой сервисной недвижимостью, ориентированной на туристов, определяющее значение имеет локация. Загородные базы отдыха не исключение. Что здесь важно?
1. Местонахождение недалеко от крупного и развитого города — максимум два часа до объекта на автомобиле, то есть не более 100-150 км.
2. Богатая природа: лес и водоем непосредственно на территории или в шаговой доступности.
3. Популярные точки притяжения туристов неподалеку: горнолыжные курорты, локации для рафтинга, уникальные памятники природы, культурно-исторические объекты, места паломничества и так далее.
Инфраструктура
Сам объект должен отвечать актуальным запросам любителей загородного отдыха. Для этого стоит учесть следующие пункты.
1. Закрытая, благоустроенная территория с асфальтированными дорожками, современными, комфортабельными домами под разные сегменты отдыхающих и другими постройками в духе времени.
2. Все необходимые коммуникации для удобства и безопасности отдыхающих: электричество, газ, сети водоснабжения и водоотведения, системы охраны территории.
3. Оптимальное количество домиков, чтобы обеспечить их полную заполняемость. На мой взгляд, число юнитов не должно превышать сотню.
4. Термальный комплекс, ресторан, пляж, пирс, экотропы, велосипедные и лыжные трассы, комплексы для воркаута, детские площадки и другие элементы сопутствующей инфраструктуры для организации досуга гостей в любое время года — чем больше возможностей для отдыхающих, тем лучше.
Услуги
Эта часть необходимых критериев вытекает из требований к инфраструктуре. Следует помнить, что загородный отдых отличается сезонностью. Летом обеспечить высокую загрузку рекреационной зоны несложно. В холодное же время года для привлечения масс отдыхающих требуются дополнительные усилия и идеи. На помощь приходят предлагаемые услуги.
1. Водные, конные и зимние виды спорта.
2. Спа-комплексы с банями, купелями, ароматерапией.
3. Ивент-календарь и тематические развлекательные программы для гостей.
Управляющая компания
В заключении, но не в последнюю очередь по значимости поставлю квалификацию управляющей компании. Содержание элементов инфраструктуры, поиск и заселение арендаторов, организация и предоставление услуг, техническое обслуживание, чистка дорог и вывоз мусора, обеспечение безопасности гостей и, наконец, начисление дохода инвесторам. Все это берет на себя УК. И от ее эффективности зависит половина успеха. Отсюда при выборе предложений полезно осведомиться о наличии релевантного или схожего гостиничного опыта у предполагаемой обслуживающей организации.
Полагаю, это неполный список необходимых критериев подбора такого рода объектов. Однако достаточный, чтобы сравнить между собой разные варианты вложений и оценить перспективы. Одно из таких предложений в ближайшее время представит на рынке моя инвестиционно-строительная компания Inreit. Об этом я расскажу в другой раз. Подписывайтесь на канал, чтобы оставаться в курсе, и следите за публикациями, друзья.