Вдохновленные классическим наследием, люди Ренессанса искали смысл в изучении человека и творчестве.
Небывалый расцвет в таких разных областях творчества, как архитектура и поэзия, живопись и наука, скульптура и политология, наблюдался в XIV в. в итальянских городах - государствах.
Французский историк Жюль Мишле подобрал слово, которое выражало суть этого процесса - Ренессанс, т.е. Возрождение. Поскольку в его представлении это было пробуждение интереса к классическим корням европейской культуры после эпохи мрачного средневековья.
Изучение античных текстов, обнаруженых в библиотеках Европы, было ускорено благодаря энтузиазму греческих ученых, бежавших от турок и принесших с собой тысячелетнюю традицию учености. Люди начали гордиться достижениями в мирской жизни, а к архитекторам, живописцам и скульпторам впервые стали относиться как к художникам, а не просто талантливым ремесленникам.
Во Флоренции живописец Мазаччо, архитектор Филиппо Брунеллески и скульптор Донателло стали родоначальниками новых стилей, которые, по крайней мере частично, имели в своей основе искусство Древнего Рима, особенно его сохранившиеся произведения архитектуры и скульптуры.
Пришедшие им на смену гении, такие, как Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти и Рафаэль Санти, продолжали черпать вдохновение в классических представлениях о гармонии, порядке и пропорциях.
Однако их творения совсем не были простым подражанием римским или греческим образцам. Изучая человеческое тело и природу, они старались запечатлеть в мраморе, на холст или на бумаге не больше не меньше как вдохновленную душу человека и божественную красоту окружающео его мира.
Флоренция - колыбель Ренессанса
Город Флоренция, бывший во времена Рима военной колонией, стал в XV в. центром Ренессанса. Такие архитекторы, как Альберти и Брунеллески, украсили город зданиями, которые сами по себе были произведениями искусства, а такие художники, как Фра Анджелико и Гирландайо, расписали их яркими фресками. Ученые, поэты и художники - Данте и Петрарка, Леонардо и Микеладжело были уроженцами Флоренции. Их влияние распространилось далеко за пределы родного города.
Расцвет Флоренции как центра искусств состолся во многом благодаря покровительству семейства Медичи, которое правило городом в течение 3 веков. Медичи разбогатели благодаря доходам, которые принес им основанный в 1397 г. банк.
Львиную долю полученых денег они использовали для того, чтобы поддерживать искусство: давали заказы художникам и мастерам, создавшим великие произведения ради прославления семьи Медичи и Флоренции.
К 1434 г. Козимо Старший был первым из Медичи правителем города, а в 1469 г. при его внуке Лоренцо Медичи Флоренция стала одним из самых могущественных итальянских городов-государств.
Новая точка зрения.
Художники Возрождения открыли законы линейной перспективы, основанные на наблюдении, согласно которому горизонтальные линии, приближаясь к горизонту сходятся, а вертикальные предметы типа колонн или деревьев по мере приближения к той же точке горизонта уменьшаются.
Архитекторы использовали рисунки, базирующиеся на законах перспективы, для изучения античных зданий, а художники освоили эту технику, чтобы придать своим полотнам пространственную глубину и создать иллюзию трехмерного изображения на плоской поверхности. Маззачо первым применил законы перспективы в своих фресках.
Человек эпохи Возрождения.
Благодаря разностороннему гению - Леонардо да Винчи, его можно назвать самым выдающимся человеком эпохи Возрождения. Доказательства многогранных талантов Леонардо сохранились в его зашифрованых записных книжках, затрагивающих разнообразные темы - от анатомии и оптики до ботаники и законов перспективы.
Сила печатного слова.
Внедрение в Европе в 1450-х годах печатных станков с наборным шрифтом, приписываемое Иоганну Гутенбергу из Майнца, позволило тысячам думающих людей по всей Европе ознакомиться с новыми политическими и религиозными направлениями. Благодаря печатным изданиям древних текстов таких авторов, как Цицерон и Платон, еще больше возрос интерес к античности. В то же время перевод этих классиков на французский, немецкий и итальянский языки позволили прочесть их более широким слоям населения, незнакомым с латынью. Они так же способствовали развитию местных языков. Начали возникать национальные литературы.
Повелитель мрамора.
Мечтой флорентийских скульпторов XV в. было изображение совершенного человеческого тела. Они хотели поспорить со скульпторами античности и с самой природой. Многие из них учились у Лоренцо Гиберти, который в 1401г. выиграл конкурс на право изготовления северных дверей Флорентийского баптистерия (пристройка к церкви, отдельное здание, предназначенное для совершения крещения). Среди его учеников был и Донателло, чей "Давид" стал первой с античных времен обнаженной фигурой, отлитой в бронзе. Микеладжело, вдохновленный Донателло, создал своего собственного "Давида". Эта статуя ближе всех к одухотворенному идеалу Ренессанса.
Художники Севера.
Новые веяния в живописи и архитектуре, а также в жизни и образе мыслей в течение XV в. распространились на Северную Европу. Центры нового гуманитарного образования зародились в Лондоне, Париже, Антверпене и Аугсбурге. К XVI в. появились мыслители, которые как Томас Мор в Англии, считали гуманизм образом жизни, основанным на принципах христианской любви.
Нидерландский живописец XV в. Ян ван Эйк, а позже и немецкие художники Дюрер и Гольбейн соперничали по части художественных достижений с итальянцами.
В начале XV в. в работах живописцев фламандской школы возникло новое направление. Художники искали вдохновение не в Древней Греции и в Риме, а в жизни простых людей и бытовых ситуациях.
Фламандцы разработали и применили новую технику: попеременно покрывая холст непрозрачными и полупозрачными слоями краски, они сумели добиться изображения, на которых не было видно оставляемых кистью мазков. В таких работах, как "Портрет супругов Арнольфини", ван Эйк сочетал внешний реализм со скрытым символизмом: собака означает супружескую верность, а свеча символизирует в этом браке божественного начала.
Архитектура достигает новых высот.
Дворцы и церкви эпохи Ренессанса имеют в своей основе классическую простоту и упорядоченность. Они возродили использование форм круга и квадрата, на которых базировалась архитектура Древней Греции и Древнего Рима. Классические идеи были развиты в творчестве Филиппо Брунеллески во Флоренции и в теоретических работах архитектора Леона Баттисты Альберти (1404 - 1472), который вошел в историю как человек, распространивший в XV в. новый стиль по всей Италии. Источников вдохновения для большинства архитекторов Ренессанса был трактат De Architectura римского автора Витрувия, чье учение о пропорциях обобщило опыт греческого и римского зодчества.
"Купольное великолепие". Контур собора Святого Петра выделятся своим классическим великолепием на фоне римского неба. На протяжении 150 лет его строили, сменяя один другого, 14 архитекторов. Среди них были: Браманте, Рафаэль и Микеланджело.
- Делитесь своим мнением и впечатлениями в комментариях)
- Для людей, которые очень интересуются XV-XVI вв. рекомендую от себя прочитать роман "Флоретийка" автор Жульетта Бенцони. Очень подробно описана деятельность четы Медичи, политические отношения между странами, путешествия и сложная судьба главной героини и, конечно, в целом книга о любви. Очень рекомедую!