Найти в Дзене

Восхитительное погружение в величие Ренессанса: искусство и культура эпохи Возрождения!

Оглавление

Вдохновленные классическим наследием, люди Ренессанса искали смысл в изучении человека и творчестве.

«Диспута» — фреска работы Рафаэля Санти, созданная в 1509–1510 годах.
«Диспута» — фреска работы Рафаэля Санти, созданная в 1509–1510 годах.

Небывалый расцвет в таких разных областях творчества, как архитектура и поэзия, живопись и наука, скульптура и политология, наблюдался в XIV в. в итальянских городах - государствах.

Французский историк Жюль Мишле подобрал слово, которое выражало суть этого процесса - Ренессанс, т.е. Возрождение. Поскольку в его представлении это было пробуждение интереса к классическим корням европейской культуры после эпохи мрачного средневековья.

Изучение античных текстов, обнаруженых в библиотеках Европы, было ускорено благодаря энтузиазму греческих ученых, бежавших от турок и принесших с собой тысячелетнюю традицию учености. Люди начали гордиться достижениями в мирской жизни, а к архитекторам, живописцам и скульпторам впервые стали относиться как к художникам, а не просто талантливым ремесленникам.

Во Флоренции живописец Мазаччо, архитектор Филиппо Брунеллески и скульптор Донателло стали родоначальниками новых стилей, которые, по крайней мере частично, имели в своей основе искусство Древнего Рима, особенно его сохранившиеся произведения архитектуры и скульптуры.

Пришедшие им на смену гении, такие, как Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти и Рафаэль Санти, продолжали черпать вдохновение в классических представлениях о гармонии, порядке и пропорциях.

Самые известные работы Леонардо да Винчи
Самые известные работы Леонардо да Винчи

Однако их творения совсем не были простым подражанием римским или греческим образцам. Изучая человеческое тело и природу, они старались запечатлеть в мраморе, на холст или на бумаге не больше не меньше как вдохновленную душу человека и божественную красоту окружающео его мира.

Флоренция - колыбель Ренессанса

Город Флоренция, бывший во времена Рима военной колонией, стал в XV в. центром Ренессанса. Такие архитекторы, как Альберти и Брунеллески, украсили город зданиями, которые сами по себе были произведениями искусства, а такие художники, как Фра Анджелико и Гирландайо, расписали их яркими фресками. Ученые, поэты и художники - Данте и Петрарка, Леонардо и Микеладжело были уроженцами Флоренции. Их влияние распространилось далеко за пределы родного города.

Расцвет Флоренции как центра искусств состолся во многом благодаря покровительству семейства Медичи, которое правило городом в течение 3 веков. Медичи разбогатели благодаря доходам, которые принес им основанный в 1397 г. банк.

Львиную долю полученых денег они использовали для того, чтобы поддерживать искусство: давали заказы художникам и мастерам, создавшим великие произведения ради прославления семьи Медичи и Флоренции.

К 1434 г. Козимо Старший был первым из Медичи правителем города, а в 1469 г. при его внуке Лоренцо Медичи Флоренция стала одним из самых могущественных итальянских городов-государств.

Санта-Мария-дель-Фьоре (Флорентийский собор). Строительство началось в 1420г.
Санта-Мария-дель-Фьоре (Флорентийский собор). Строительство началось в 1420г.

Новая точка зрения.

Художники Возрождения открыли законы линейной перспективы, основанные на наблюдении, согласно которому горизонтальные линии, приближаясь к горизонту сходятся, а вертикальные предметы типа колонн или деревьев по мере приближения к той же точке горизонта уменьшаются.

Архитекторы использовали рисунки, базирующиеся на законах перспективы, для изучения античных зданий, а художники освоили эту технику, чтобы придать своим полотнам пространственную глубину и создать иллюзию трехмерного изображения на плоской поверхности. Маззачо первым применил законы перспективы в своих фресках.

Человек эпохи Возрождения.

Благодаря разностороннему гению - Леонардо да Винчи, его можно назвать самым выдающимся человеком эпохи Возрождения. Доказательства многогранных талантов Леонардо сохранились в его зашифрованых записных книжках, затрагивающих разнообразные темы - от анатомии и оптики до ботаники и законов перспективы.

Сила печатного слова.

Внедрение в Европе в 1450-х годах печатных станков с наборным шрифтом, приписываемое Иоганну Гутенбергу из Майнца, позволило тысячам думающих людей по всей Европе ознакомиться с новыми политическими и религиозными направлениями. Благодаря печатным изданиям древних текстов таких авторов, как Цицерон и Платон, еще больше возрос интерес к античности. В то же время перевод этих классиков на французский, немецкий и итальянский языки позволили прочесть их более широким слоям населения, незнакомым с латынью. Они так же способствовали развитию местных языков. Начали возникать национальные литературы.

Повелитель мрамора.

Статуя "Давид" была высечена Микеладжело из куска камня, забракованного другим скульптором.
Статуя "Давид" была высечена Микеладжело из куска камня, забракованного другим скульптором.

Мечтой флорентийских скульпторов XV в. было изображение совершенного человеческого тела. Они хотели поспорить со скульпторами античности и с самой природой. Многие из них учились у Лоренцо Гиберти, который в 1401г. выиграл конкурс на право изготовления северных дверей Флорентийского баптистерия (пристройка к церкви, отдельное здание, предназначенное для совершения крещения). Среди его учеников был и Донателло, чей "Давид" стал первой с античных времен обнаженной фигурой, отлитой в бронзе. Микеладжело, вдохновленный Донателло, создал своего собственного "Давида". Эта статуя ближе всех к одухотворенному идеалу Ренессанса.

Художники Севера.

Новые веяния в живописи и архитектуре, а также в жизни и образе мыслей в течение XV в. распространились на Северную Европу. Центры нового гуманитарного образования зародились в Лондоне, Париже, Антверпене и Аугсбурге. К XVI в. появились мыслители, которые как Томас Мор в Англии, считали гуманизм образом жизни, основанным на принципах христианской любви.

Нидерландский живописец XV в. Ян ван Эйк, а позже и немецкие художники Дюрер и Гольбейн соперничали по части художественных достижений с итальянцами.

В начале XV в. в работах живописцев фламандской школы возникло новое направление. Художники искали вдохновение не в Древней Греции и в Риме, а в жизни простых людей и бытовых ситуациях.

Фламандцы разработали и применили новую технику: попеременно покрывая холст непрозрачными и полупозрачными слоями краски, они сумели добиться изображения, на которых не было видно оставляемых кистью мазков. В таких работах, как "Портрет супругов Арнольфини", ван Эйк сочетал внешний реализм со скрытым символизмом: собака означает супружескую верность, а свеча символизирует в этом браке божественного начала.

"Портрет супругов Арнольфини"
"Портрет супругов Арнольфини"

Архитектура достигает новых высот.

Дворцы и церкви эпохи Ренессанса имеют в своей основе классическую простоту и упорядоченность. Они возродили использование форм круга и квадрата, на которых базировалась архитектура Древней Греции и Древнего Рима. Классические идеи были развиты в творчестве Филиппо Брунеллески во Флоренции и в теоретических работах архитектора Леона Баттисты Альберти (1404 - 1472), который вошел в историю как человек, распространивший в XV в. новый стиль по всей Италии. Источников вдохновения для большинства архитекторов Ренессанса был трактат De Architectura римского автора Витрувия, чье учение о пропорциях обобщило опыт греческого и римского зодчества.

Собор Святого Петра в Ватикане.
Собор Святого Петра в Ватикане.
"Купольное великолепие". Контур собора Святого Петра выделятся своим классическим великолепием на фоне римского неба. На протяжении 150 лет его строили, сменяя один другого, 14 архитекторов. Среди них были: Браманте, Рафаэль и Микеланджело.

  • Делитесь своим мнением и впечатлениями в комментариях)
  • Для людей, которые очень интересуются XV-XVI вв. рекомендую от себя прочитать роман "Флоретийка" автор Жульетта Бенцони. Очень подробно описана деятельность четы Медичи, политические отношения между странами, путешествия и сложная судьба главной героини и, конечно, в целом книга о любви. Очень рекомедую!