Очень известный ныне Данилов монастырь в Москве, согласно преданию, основан был еще в 1282-м первым московским удельным князем Даниилом Александровичем – сыном Александра Невского и отцом Ивана Калиты. Вполне естественно, что от тех древних времен в обители пожалуй остались только княжеские мощи. Обретены они были при патриархе Никоне, хотя, на самом деле, канонизировали Даниила Александровича аж при Екатерине Великой в 1791-м. Там вообще история довольно запутанная, но сегодня речь о другом…
За свою очень долгую историю монастырь конечно и «переезжал» и перестраивался. В результате всех этих перипетий самое старое здание современной обители древностью своей отнюдь не поражает воображение. Но, на мой взгляд, это очень любопытный пример своеобразной «архитектурной растерянности» тех самых времен, когда страна оказалась на перепутье не зная толком идти ли ей без оглядки путем, указанным Петром Великим или все же найти не столь прямолинейный «маршрут». Сейчас многим кажется, что все было однозначно, но не думаю, что так казалось людям того времени….
Первоначально каменная церковь с довольно необычным освящением во имя Святых отцов семи Вселенских соборов была построена еще в конце XVI столетия. Она простоял почти 200 лет, а затем была разобрана до основания и в 1729-м на этом месте появилась новая. Невзирая на «образцы» которые появлялись тогда в Петербурге строили ее по старой привычной схеме – внизу «теплый» храм,
над ним – «летний»,
два предела, с трех сторон открытое «гульбище» и все это в популярном для Первопрестольной стиле, который можно условно назвать «московским барокко».
Хотя таки были тут и черты новой «моды» - без характерного декора и привычного пятиглавия. Этакая попытка угодить одновременно разным вкусам, своеобразная оглядка на новую столицу, но с акцентом на местных традициях .Впрочем интересна в данном случае и сама дата строительства. Церковь сия крайне редкий, а может и единственный на сегодняшний день, сохранившийся пример постройки, возведенной во времена короткого царствования «императора-мальчика» - Петра II…
Время строительства сложно было назвать удачным и к росписи храма «мастер Григорий Яковлев» приступил только через семь лет уже в царствование Анны Иоанновны. И надо сказать, что Яковлев явно был далек от всяких «новин», работал как знал и умел, создавая росписи вполне в русле старых и привычных образцов, без единого намека на «европейское». Было даже трудно поверить, что на дворе уже «осьмнадцатый век»...
Но и на этом все не закончилось…
Уже при Елизавете Петровне, в 1756-м, над папертью «теплой» церкви возвели еще один храм, создав совершенно удивительную композицию из трех церквей на одном фундаменте. При этом тут не было даже намека на известные архитектурные пристрастия и вкусы императрицы…. Собственно в таком необычном виде все это и сохранилось до наших дней.
Вообще тема эта конечно интересна и сама по себе, но в этот раз пожалуй ограничимся сказанным...