Найти в Дзене
Дикий Лось

Стал одним из первых невозвращенцев и звездой на западе, признавшимся в нетрадиционной ориентации: Судьба артист балета Рудольф Нуреева

Оглавление

Конечно, можно по-разному относиться к истории спорта в Советском Союзе. И безусловно, что в советское время Родина породила просто колоссальное число талантливейших спортсменов, которые на каждой Олимпиаде неизменно считались самыми главными конкурентами для представителей прочих стран.

И всё же было в СССР что-то такое, что, мягко говоря, мешало многим деятелям спорта. Да и не только спорта, если говорить откровенно. Именно поэтому это «что-то» заставляло именитых, прославленных и обласканных властью Чемпионов делать рывок либо прыжок навстречу соблазнительному западному миру, где и трава казалась зеленее, и цветы душистее.

Особенно балет — «артисты этого вида сценического спорта» (уж простите за игру слов), зачастую подготовлены и растянуты лучше, чем многие гимнасты.
Особенно балет — «артисты этого вида сценического спорта» (уж простите за игру слов), зачастую подготовлены и растянуты лучше, чем многие гимнасты.

Профессиональные танцы — это тоже спорт. Особенно балет — «артисты этого вида сценического спорта» (уж простите за игру слов), зачастую подготовлены и растянуты лучше, чем многие гимнасты. Да и мужчинам нужна недюжинная физическая сила, чтобы изображать лёгкость, когда партнёрша взмывает вверх и удерживается на прямых руках.

Рудольф Хаметович Нуреев, родившийся 17 марта 1938 года рядом с посёлком Раздольное в Приморском крае, стал одним из самых востребованных артистов Большого театра, проделав долгий путь из глубинки в Москву. В лучшие годы у артиста было всё, о чём мог мечтать обычный гражданин Советского Союза — своя машина, квартира, хороший оклад и узнаваемость. Что не помешало ему совершить известный «прыжок свободы» и навсегда остаться в Париже, так и не вернувшись домой с гастролей 1961 года.

Рудольф Хаметович Нуреев, родившийся 17 марта 1938 года рядом с посёлком Раздольное в Приморском крае, стал одним из самых востребованных артистов Большого театра, проделав долгий путь из глубинки в Москву.
Рудольф Хаметович Нуреев, родившийся 17 марта 1938 года рядом с посёлком Раздольное в Приморском крае, стал одним из самых востребованных артистов Большого театра, проделав долгий путь из глубинки в Москву.

И о том, почему Рудольф Хаметович стал одним из самых известных первых «невозвращенцев» в СССР, я расскажу вам в рамках новой статьи.

Первый с детства

Рудольф с самого раннего детства и до последнего своего дня в Париже, который пришёлся на 6 января 1993 года, во всём и везде старался быть первым. Это даже прослеживается непосредственно в связи с темой статьи: один из первых, кто бежал из СССР, не вернувшись с международных гастролей; один из первых, кто стал настоящей звездой на Западе, превысив свой «советский» успех; первый, кто открыто признался в нетрадиционной ориентации…

...один из первых, кто бежал из СССР, не вернувшись с международных гастролей; один из первых, кто стал настоящей звездой на Западе, превысив свой «советский» успех; первый, кто открыто признался в нетрадиционной ориентации…
...один из первых, кто бежал из СССР, не вернувшись с международных гастролей; один из первых, кто стал настоящей звездой на Западе, превысив свой «советский» успех; первый, кто открыто признался в нетрадиционной ориентации…

Да, все мы знаем, что мир балета полон «не таких» людей. Уж не знаю с чем связан данный феномен, и обсуждение этого феномена в любом случае выпадает за рамки рассматриваемой темы, так что я буду говорить о Рудольфе исключительно как о мастере своего дела. А то, что Нуреев был гением — это признавали как в СССР до его побега, так и на Западе.

Рудольф родился в татарско-башкирской семье в поезде, который мчал домой по Транссибирской магистрали 17 марта 1938 года. Время во всех смыслах очень и очень сложное — по всей стране продолжались и набирали обороты национальные чистки, отчего в Сибирь переселялись не только целые семьи, но и целые народы.

Несмотря на это, семья Нуреевых, до ВОВ проживавшая в Москве, поначалу избежала депортации. Но в связи с фашистским наступлением 1941 года была всё-таки перевезена в Уфу, где попала в крайне-жёсткие условия существования.

То, что запомнил Рудольф о своём раннем детстве и первых школьных годах — это постоянный голод, тотальная нищета, мороз, к которому он был так непривычен и постоянное давление учеников и некоторых учителей в школе.
То, что запомнил Рудольф о своём раннем детстве и первых школьных годах — это постоянный голод, тотальная нищета, мороз, к которому он был так непривычен и постоянное давление учеников и некоторых учителей в школе.

То, что запомнил Рудольф о своём раннем детстве и первых школьных годах — это постоянный голод, тотальная нищета, мороз, к которому он был так непривычен и постоянное давление учеников и некоторых учителей в школе. Причём именно из-за бедности мальчик был вынужден донашивать вещи старшей сестры, что и могло стать первопричиной негативных изменений в будущем.

Но одно мотивировало Нуреева — в возрасте 6 лет, по стечению обстоятельств, он впервые попал на балет. И был просто очарован тем, что происходит на сцене. Именно тогда в столь раннем возрасте, Рудольф поклялся, что станет артистом балета, во что бы то ни стало. И с этой мечтой достаточно мужественно преодолевал все вызовы судьбы.

Отец, ввиду своих религиозных предубеждений, выступил решительно против данной мечты. Но Нуреев, чей мятежный характер проявлялся с самого детства, ходил на уроки танцев втайне от отца, постепенно повышая свой уровень мастерства.

Но Нуреев, чей мятежный характер проявлялся с самого детства, ходил на уроки танцев втайне от отца, постепенно повышая свой уровень мастерства.
Но Нуреев, чей мятежный характер проявлялся с самого детства, ходил на уроки танцев втайне от отца, постепенно повышая свой уровень мастерства.

Путь к мечте

Переселение народов и ВОВ спутали очень много судеб. Именно поэтому Рудольфу несказанно повезло, что в Уфе на тот момент его преподавателями стали опытные артисты, окончившие Ленинградское хореографическое училище имени Вагановой, которые и познакомили Нуреева с мастерством танца. Более того, помимо сугубо технических балетных приёмов, мудрые наставники показали мальчику, что такое азы актёрского мастерства. И именно этот козырь — умение не только «оттанцевать», но и отыграть нужную роль, стал визитной карточкой будущего беглеца.

К обучению присоединились и «нормальные» учителя в школе. В ту пору балет в Советском Союзе был очень почитаемым занятием и его история, в качестве факультатива, преподавалась в рамках школьной программы. Узнав о том, что один из учеников мечтает стать артистом балета, ответственные преподаватели не стали смеяться над его мечтой, но на полном серьёзе посоветовали отправиться в Ленинград по достижению возраста совершеннолетия. И Нуреев был искренне благодарен своим настоящим учителям и наставникам, что они не пресекли его мечту, но всячески способствовали её воплощению.

В 17 лет, едва окончив школу, Рудольф совершает свой первый побег из-под родительской опеки.
В 17 лет, едва окончив школу, Рудольф совершает свой первый побег из-под родительской опеки.

В 17 лет, едва окончив школу, Рудольф совершает свой первый побег из-под родительской опеки. При этом так как юноша уже обладал достаточной физической подготовкой и артистическими навыками, он без особого труда смог поступить в академию Русского балета имени Вагановой.

И даже в «родной среде» Нуреев первоначально подвергся травле, ибо утончённые ленинградцы и москвичи, составлявшие основной костяк воспитанников академии, всё никак не хотели принимать в свой круг «провинциала». Но талантливый педагог и тёзка русского поэта — Александр Пушкин, взял мальчика под своё крыло, быстро оформив его природные таланты и домашние наработки в настоящее мастерство.

Именно поэтому, благодаря своему наставнику, в 1958 году Рудольф окончил академию и немедленно получил приглашение сразу в несколько театров: имени Станиславского и ленинградский Кировский. И Нуриев выбрал Кировский театр, так как там прямое партнёрство молодому человеку предложила сама Прима — Наталья Дудинская, которая на тот момент считалась одной из лучших балерин мира!

Нуриев выбрал Кировский театр, так как там прямое партнёрство молодому человеку предложила сама Прима — Наталья Дудинская, которая на тот момент считалась одной из лучших балерин мира!
Нуриев выбрал Кировский театр, так как там прямое партнёрство молодому человеку предложила сама Прима — Наталья Дудинская, которая на тот момент считалась одной из лучших балерин мира!

Неслыханный успех для новоиспечённого артиста!

Тогда казалось, что всё, что происходит — это награда Рудольфу за годы трудностей и страданий, которые он преодолел. Но первые же иностранные гастроли труппы открыли глаза Нурееву на то, что он действительно хочет, ибо западные ценности и устройство жизни показались ему много ближе, чем советские. И с тех самых пор у Рудольфа начала зреть довольно дерзкая идея побега.

Воплощение плана побега

-8

Когда труппа выехала на гастроли в Париж в 1961 году, «незримые сотрудники», всегда сопровождавшие советские творческие коллективы за рубеж, имели чёткие инструкции особенно внимательно следить за Рудольфом, так как до сотрудников правоохранительных органов начали доходить слухи о неблагонадёжности этого артиста балета. И гастроли в Париже пошли без видимых эксцессов, ибо Нуреев вёл себя как образцовый советский гражданин и ничем не выдал своих намерений.

Между тем, следующим этапом турне был Лондон, отчего артисты балета в полном составе отправились в аэропорт Ла Бурже. Но в последний момент планы, касающиеся конкретно Нуреева поменялись, отчего по дороге в аэропорт он узнал, что он отправляется в Москву.

Как вспоминал Рудольф, он прочувствовал, с чем связано такое решение. На тот момент времени советская система слежки собрала исчерпывающие доказательства того, что артист часто заявлял о побеге в узких кругах и имел нетрадиционную ориентацию. Именно поэтому, с огромной долей вероятности, по возвращению в СССР Нуреева ждало не только лишение всех регалий, но и, возможно, тюремное заключение (привет либералам, которые считают, что сейчас у нас в стране всё плохо с правами и свободами).

На тот момент времени советская система слежки собрала исчерпывающие доказательства того, что артист часто заявлял о побеге в узких кругах и имел нетрадиционную ориентацию.
На тот момент времени советская система слежки собрала исчерпывающие доказательства того, что артист часто заявлял о побеге в узких кругах и имел нетрадиционную ориентацию.

Между тем события развивались, и труппа Кировского театра улетела в Лондон. Сам Нуреев в окружении сотрудников КГБ остался в аэропорту, дожидаться своего рейса на Родину.

Благо, что по дороге Рудольф предупредил о том, что происходит одну из коллег. Коллега чудом смогла связаться с Кларой Сэн — известной французской артисткой балета, которая быстро подружилась с Нуреевым во время гастролей.

Силой отнимать советского артиста у советских же сотрудников было нельзя — крупнейший международный скандал, который мог привести к глобальным последствиям. Но Клара предупредила французских полицейских, что скоро к ним обратиться советский перебежчик с просьбой предоставить ему защиту и политическое убежище. Сама же Сэн на правах подруги, якобы ничего не подозревая о том, что происходит, «неожиданно» появилась в аэропорту и отправилась к Рудольфу, чтобы обняться на прощание. Тогда же она и смогла шепнуть своему другу о том, что его ждут у входа в кафе, куда он должен добраться во что бы то ни стало.

Тогда же она и смогла шепнуть своему другу о том, что его ждут у входа в кафе, куда он должен добраться во что бы то ни стало...
Тогда же она и смогла шепнуть своему другу о том, что его ждут у входа в кафе, куда он должен добраться во что бы то ни стало...

Разговор ещё не завершился, как молчаливые люди в серых пиджаках поняли, что происходит что-то неладное. Они постарались мягко оттеснить Клару, но тут сам Рудольф, осознав, что либо побег свершиться сейчас, либо никогда, проявив всю свою силу, растолкал подготовленных сотрудников и кинулся к нужному входу…

Начало новой истории

Нет, эпичной погони и перестрелки не было — сотрудники КГБ изначально понимали, что операция провалена, отчего не стали поднимать лишний шум. Сам же Рудольф, совершив свой рывок к свободе, смог выстроить карьеру поначалу в английском Королевском балете, в котором танцевал до 1977 года, а потом в балете Парижской оперы, в которой он стал одновременно директором, хореографом и солистом.

Редактировать галереюОднако сам Рудольф умер в 1993 году, имея «за плечами» очень известную и неизлечимую болезнь, которую приобрёл ввиду своих особенных пристрастий.
Редактировать галереюОднако сам Рудольф умер в 1993 году, имея «за плечами» очень известную и неизлечимую болезнь, которую приобрёл ввиду своих особенных пристрастий.

Именно Нуреев стал лучшим козырем французского балета, за 6 лет сотворив труппу принципиально иного качества, которая могла на равных конкурировать с советскими артистами. Однако сам Рудольф умер в 1993 году, имея «за плечами» очень известную и неизлечимую болезнь, которую приобрёл ввиду своих особенных пристрастий.

-12

Известный советский, английский и французский артист балета, а также прославленный хореограф, был упокоен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, где нашли своё последнее пристанище такие соотечественники, как Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус и Иван Бунин. Но я думаю, что Рудольф всё-таки ушёл счастливым человеком, ибо осмелился совершить рывок и смог дотянуться до главного рекорда в жизни каждого человека — заветных мечтаний.

Не забывайте ставить лайк, если понравилось и подписываться на канал, чтобы видеть мой контент чаще. Спасибо за прочтение, а пока рекомендую: