Найти тему
Мастер Творцов

Иероним Босх – «Поклонение Волхвов» (примерно 1494 год)

Иероним Босх – «Поклонение Волхвов»
Иероним Босх – «Поклонение Волхвов»

Данный триптих Иеронима Босха (годы жизни 1450-1516) даёт раннее представление об ослепительно оригинальном и морально сложном видении живописца, представленном в истории поклонения младенцу Иисусу Христу Тремя Королями (или же Волхвами). Обнажённый младенец Иисус восседает на коленях Богородицы, а волхвы приближаются к нему со всем царственным достоинством, подобающим такому смиренному событию.

Историк искусства Пилар Сильва наблюдает здесь, как образ Марии с Иисусом на своих коленях написан «в манере, сильно напоминающей работы Яна ван Эйка (годы жизни 1390-1441)», в то время как сам Босх «демонстрирует нам свои навыки живописи в богатстве одежд волхвов и их приношениях – в роскоши материалов и его виртуозном применении бликов мазками, настолько тонкими, что они кажутся просто нарисованными».

Хотя они и являются обычными зрителями в повествованиях о Крещении из XV столетия, посещающие здесь крестьяне / пастухи Босха (которые обычно представляют собой израильтян) необычайно непочтительны; любознательные и возбуждённые зрители прячутся за повреждённой стеной конюшни и даже на её крыше.

Пожалуй, самая что ни на есть «босхианская» особенность картины – это бородатая фигура, стоящая внутри конюшни прямо позади волхвов. Сильва пишет:

«Антихрист у входа в конюшню, сильно напоминающую собой брабантскую хижину, носит плащ, едва прикрывающий его тело, а сразу под ним прозрачную вуаль. Его злобный вид подчёркивают люди, стоящие рядом с ним внутри хижины, среди них имеется женщина, напоминающая нам образы карикатур Леонардо да Винчи – в головном уборе, подобном тем, что были у некоторых нарисованных Босхом демонов, чьи деформированные черты лица принимают отвратительное выражение».

В пейзаже творца Пилар также идентифицирует «дом, чей флаг с лебедем и голубятней наверху позволяет классифицировать его как бордель», в то время как мужчина «тянет к себе привязанную лошадь, на которой сидит обезьяна, а это уже намёк на похоть, ибо лошадь двигается в направлении мужчины». Чувство угрозы в картине хорошо подтверждается на средней дистанции, где можно разглядеть атаку со стороны двух армий верхом на лошадях.

Также Сильва пишет:

«По восточным головным уборам, люди были идентифицированы как солдаты Ирода, разыскивающие Иисуса Христа, чтобы убить его».

Город на горизонте – это Вифлеем, и здесь Босх ещё больше «увлекается своим воображением», поскольку все его сооружения имеют восточный вид, а ветряная мельница находится прямо за городскими стенами.

  • Художник – Иероним Босх
  • Название – «Поклонение Волхвов»
  • Год создания – примерно 1494
  • Размеры – 138 х 144 сантиметра
  • Материал – Масло на дубовой панели
  • Место нахождения – Музей Прадо (Мадрид, Испания)