С точки зрения созидающего человека, вся сеть азартная игра прыжок в неизведанное.
Её Кусама
Наибольшую популярность приобрела после колобрации с Louis Veton. Многим сейчас она известна только по сотрудничеству с Louis Veton. Хотя на самом деле эта художница создала свое течение в искусстве Psychedelic art или мир в горошек.
Семья
Яёи Кусама родилась 22 марта 1929 г. в японском городе Мацумото, префектура Нагано. Она была четвертым ребенком в семье. Ее семья занималась оптовым производством семян. Ее мать была авторитарной и очень ревнивой женщиной и не без оснований. Отец взял фамилию жены и в семье голоса не имел. Чтобы восполнить свое мужское я и чувствовать себя уверенным заводил бесконечные любовные связи. Мать Кусамы знала о изменах отца, но ничего не могла поделать. Свою злость от бессилия она вымешала на детях. Мать отправляла маленькую Кусаму следить за отцом и докладывать ей о всем увиденном. Что в итоге повлекло за собой психологическую травму для дочери.
Путь к точкам.
Когда Кусаме было 10 лет с ней случилась первая ее галлюцинация:
"Однажды я смотрела на скатерть в красный цветочек. Посмотрев вверх, я вдруг увидела, что те же самые цветы покрывают потолок, окна, стены, всю комнату, мое тело и вселенную. Я почувствовала, что самоуничтожаюсь, растворяюсь в бесконечности времени и пространства, превращаюсь в Ничто. Я поняла, что это происходит не в моем воображении, а наяву, и испугалась".
Трудно представить какой страх испытывает ребенок, видя, как цветы преобладают в цветах появляются точки -горошек, увеличиваются в кол-ве и размере и это все была первая ее галлюцинация в 10 лет. Некоторые провоцируют для себя такие визуалы, к ней же галлюцинации пришли неожиданно.
И остается только одно спасение рисовать их, в процессе ей становится легче. Она становится одержимой своими кругами.
«Шарики-это мерцание душ. Мир состоит из точек, точки и есть весь мир.»
Травма отверженности спровоцировало это психическое заболевание. Ее заболевание- это ее особенность. Которое она направила в нужное русло.
Путь в искусство.
Родители были против карьеры художника. Вплоть до того, что мать отбирала краски и альбомы у нее. Чтобы понять, как она работает нужно быть или понимать состояние паники и истерики. Быстрее четче успеть. Нужно успеть до того, как отнимут.
Точки вдохновляют ее. Когда она их видит ее глаза начинают ярче блестеть.
Но, она убедила родителей отдать ее в Токийскую школу искусств. Там учили реализму, но это не то чего она хотела, ее тянуло к абстракции (точки, сети)
Ради художественной школы согласилась ходить в школу этикета. Когда ее мать узнала то была в бешенстве.
«Энергию жизни я превращаю в точки вселенной, и эта энергия вместе с любовью летает в небо.»
На ее первую выставку никто не пришел. Картины Кусамы японскому обществу казались странными и непонятными. Япония в то время была очень консервативной страной в обществе доминировали мужчины.
Мать хотела для дочери, чтобы та вышла замуж и стала домохозяйкой. Кусама получала очень много предложений о замужестве, но всем отказала. Родители были рассержены единственное чего она хотела- это быть художницей больше ее ничего не интересовало.
Главное решение
Однажды Кусама увидела работы Джорджии О'Кифф. В работах О'Кифф она увидела что-то родное схожее с собой. В ней она увидела наставника учителя и отправила ей письмо вместе со своими акварельными работами. У них завязалась переписка. О'Кифф ей порекомендовала поехать с своими работами в Америку и ничего не боятся, а просто найти свой путь. Перед отьездом она сожгла практически все свои работы, чтобы начать жизнь с чистого листа. По воспоминаниям художницы, мать отреагировала на идею негативно:
"Она швырнула мне в лицо конверт с миллионом йен (примерно 2800 долларов в то время], сказав: "Вот тебе, и никогда больше не переступай порог этого дома".
Мать была настолько рассержена выбором и неповиновением дочери что не пустила ее на похороны отца.
На пути к мечте.
Без связей и знания языка Кусама прилетает в Сиэтл, через год переезжает Нью-Йорк. Кусама попадает в мир искусства одинокой женщиной. Женщины все еще не имели право проводить персональные выставки миром правили мужчины. Ей было тяжелее всего начать свой путь в искусство она была женщиной, да еще и японкой. Ее не воспринимали в серьез.
Живет очень бедно, хватает денег только на съем жилья без отопления. Во время холодных ночей бесконечно пишет картины. Картины, состоящие из точек. Так рождается ее первая серия картин «Сети бесконечности». Глядя на картину Сети Бесконечности, кажется, что точки двигаются и переплетаются друг с другом и можно увидеть геометрические фигуры.
Картина 1958 года Тихий океан от этой картины начинается бесконечная сеть ее живописи.
« Я одержима сетями они покрывают меня и душат они восхищают и преследуют меня.»
Идеи Кусамы воровали друзья художники. Она переживала и впадала в депрессию из-за этого. В мире искусства преобладали мужчины, женщин не воспринимали в серьез и если стоял выбор кому отдать право первым выставляться, то предпочтение отдавали мужчине-художнику. Таким образом ее идея могла быть продемонстрирована быстрее ее самой.
Ее целью было создать новое течение в искусстве. Она делала все чтобы пробиться в мире искусства искала даже себе покровителя. Тихой и скромной нет она никогда не была она была шумной агрессивной и очень откровенной.
Искусство Кусамы
Видения Кусамы двигают ею и расширяют границы которые создают уже ее собственный мир. Ее творчество — это борьба. Бесконечная борьба с своими триггерами, общественными стереотипами, сексизмом, расизмом и предвзятостью арт-истеблишмента.
Глядя на то как, она работает видно сколько сюжетов проносится в ее глазах и все надо зарисовать ничего не потерять в потоке своего сознания. Она может работать над одной картиной три дня без сна и отдыха.
Она не пишет картины на стандартных холстах. Ее работа может достигать 10 метров, а это уже не картина, а целый космос или мир сотканный из сетей и точек. Одержимость аккумуляция результат ее наваждения. Эта философия является основной темой ее искусства. Ее аккумуляция - это то что ничего не может существовать само по себе.
Во многих своих произведениях она пытается произвести опыт, опыт погружения в пространство опыт потери себя в пространстве.
В основе ее работ лежит собственная трансформация ее психологических проблем в искусство.
Свой уникальный стиль
Пик карьеры художника приходится на 60-е годы.
В это время она знакомится с с ключевыми фигурами американского искусства того времени: Энди Уорхолом, Роем Лихтенштейном. Кусама стала смешивать абстракцию и поп-арт и создала свой уникальный стиль. В 1965 г. Она создала инсталляцию "Бесконечная зеркальная комната" ("Infinity Mirror Room"). Эта инсталляция стала событием в мире современного искусства. Она была первой кто ее показал свету. Эффект инсталляции в зеркалах бесконечно отображались скульптурные "кораллы" покрытые горошком, что стало главным элементом искусства Кусамы
"Горошек имеет форму солнца, который является символом энергии всего мира и нашей живой жизни, а также формы спокойной луны. Круглый, мягкий, красочный, бессмысленный и не знающий. Горошек не может оставаться в одиночестве; подобно коммуникативной жизни людей, два или три горошка становятся движением…
Горошек — это путь к бесконечности".
Забвение
Сад нарциссов. 1966 Венеция. Кусама стала участницей Венецианской Биеннале, но не по приглашению организаторов фестиваля. Она приехала на фестиваль самостоятельно. Художница заполнила лужайку перед входом в итальянский павильон зеркальными шарами, которые продавала по 2 доллара за штуку всем желающим "Ваш нарциссизм на продажу".
Каждый мог получить кусочек искусства и каждый мог повлиять на то, как будет выглядеть инсталляция. Это дерзкая выходка принесла узнаваемость
Сад нарциссов стал одним из самых узнаваемых произведений японской художницы и продолжал развиваться. Зеркальные сферы появлялись в разных, порой неожиданных местах. Так, например, в 2016 г. серебряные сферы покрыли поверхность водоема музея искусства и архитектуры в Новом Ханаане, штат Коннектикут.
На открытии больших мероприятиях одевала всегда кимоно, показывая кто она и откуда-это могло в то время ей навредить, но она не боялась наоборот ярко выражала, это была ее стратегия продвижения.
Кусама устраивает много хэпингов, и становится аполитичной для правительства США. Ее начинают все меньше выставлять в галлереях ее работы.
Хэпинги сгубили ее карьеру. Она принимает решение вернуться в Японию начать все сначала.
Но, Япония исключает ее из своих художников и из выпускников Токийской школы искусств.
1977 Кусама решает, что ей нужно пройти лечение в токийском психиатрическом институте. С тех пор она живет там. Каждый день художница работает в своей мастерской, расположенной в двух кварталах больницы, и каждую ночь она возвращается в медучреждение.
За 10 лет ее имя стирается из мира искусств. В конце 1980-х гг., после нескольких ретроспектив в Европе, произошло "возрождение". И в 1993 году ее приглашают принять участие в Венецианской Биеннале, но уже как художницу фестиваля легально и официально. Она стала первой женщиной в истории, которая представляла Японию на Венецианской Биеннале. Она возвращается в мир искусства с новым символом но с той е расцветкой- тыква покрытая горошком. Тыква стала для художницы воплощением ее "альтер эго", автопортретом.
Кусама сегодня
Сейчас нашей художнице 94 года. Но она продолжает работать и создавать новые произведения. В Японии она стала признанной и понятной. В ее честь построили музей ее имени не каждый художник удостаивается такому признанию при жизни.
«Я наконец-то принесла корону домой»
Ей важна была поддержка родителей, и чтобы они гордились ей!
Несмотря на все травмы, которые они ей нанесли.
Стратегия продвижения, разработанная ею в 60-х наиболее эффективна в наши дни. Она будто смотрела в будущее и предсказала какие инструменты могут работать. Но эффективны они стали в наши дни…
О Кусаме сняли фильм с ее участием «Бесконечные сети»
Текст: Дарья Гросман