Найти в Дзене

Как реформа законодательства повлияет на процедуру внесудебного банкротства.

Оглавление

Статья вторая.

Какие законы о внесудебном банкротстве
следует рассматривать в первую очередь

Основных законов, регулирующих внесудебное банкротство, два:

-Федеральный закон №289-ФЗ от 31.07.2020 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», которым впервые введено само понятие «внесудебное банкротство» и где подробно изложен порядок реализации этой процедуры банкротства физических лиц. До 2020 года процедура внесудебного банкротства не применялась, в связи с чем в закон, после его вступления в силу, неоднократно вносились поправки. То есть, правоприменительная практика дала возможность усовершенствовать указанную процедуру, которая в последнее время используется должниками все чаще, с учетом повышения стоимости процедуры судебного банкротства. Каковы изменения, внесенные в закон и каковы перспективы реализации возможностей, которые закон предоставляет должникам – постараюсь ответить на эти вопросы.

-03.11.2023 года вступили в силу очередные поправки в Закон о банкротстве (Федеральный закон от 04.08.2023 № 474-ФЗ). В основном они коснулись внесудебного банкротства, значительно расширяя права граждан, являющихся участниками банкротства. Поправки в закон стали предметом активного обсуждения, участниками которого стали не только юристы. Мне тоже несколько раз приходилось писать статьи на темы внесудебного банкротства. Сегодня продолжаю это делать.

Какую информацию считаю первостепенной

-2

Почитал сами законы и комментарии к ним, судебную практику посмотрел. Выводы получились «нестандартные», несопоставимые с традиционными. Решил, лучше этими своими умозаключениями поделиться с читателями, чем в очередной раз «перетирать» поправки изменения и дополнения. Много этого добра в интернете. И без меня найдется, кому вам законы и юридические новости с «текстового суфлера» зачитывать. Итак, как говорят обычно видео-блогеры – поехали.

В процедуре внесудебного банкротства теперь есть главное действующее лицо и это – не сотрудник местного МФЦ, который будет рассматривать предъявленные должником документы, как вы могли подумать. Это главное действующее лицо – судебный пристав, от воли которого зависит, начнется ли внесудебное банкротство, как таковое.

В чем заключается основная роль пристава

-3

Обязательным условием внесудебного банкротства закон определил наличие оконченного исполнительного производства, причем оконченного не как-нибудь, а на основании конкретного пункта, части и статьи закона «Об исполнительном производстве». Если ваше исполнительное производство будет окончено на основании пункта 4 части 1 статьи 46 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», тогда будет вам счастье. Если судебный пристав решит, что не может установить местонахождение должника (то есть пункт статьи будет не четвертый, а третий), не видать вам счастья во внесудебном формате. На всякий случай, помните про этот пункт третий, часто судебные приставы используют его для оправдания собственного дездействия. Попробуй разберись, искал он должника, или не искал…

Все в его воле

-4

Именно от судебного пристава зависит, получит ли должник возможность стать банкротом во внесудебном порядке. Все в его руках: насколько энергично он будет искать имущество должника, на которое можно обратить взыскание; что найдет в результате; насколько быстро будеет посылать запросы, обрабатывать ответы, устанавливать банковские счета и применять обеспечительные меры. Наконец, от пристава зависит, когда он поедет посещать должника по месту проживания, чтобы убедиться, что должник уже давно «вывернул карманы», причем судебный пристав – не первый такой посетитель.

-5

От пристава зависит не только прекращение действующих исполнительных производств, но и предотвращение возникновения новых: получив документы, сотрудники МФЦ очень быстро определят, насколько исполнительное производство актуально для конкретного должника и какие у него вообще отношения с исполнительным производством, так сказать, в ретроспективе, за семь лет до обращения в МФЦ.

Судебный пристав будет отвечать на запросы местного МФЦ, связанные с проверкой заявления должника, предоставлять документы и информацию о том, как проявил себя должник в рамках исполнительного производства.

-6

Наконец, судебный пристав может ведь ничего этого не делать, во всяком случае, не делать быстро. У него, как утверждает руководство ФССП России, «в работе» несколько тысяч исполнительных производств. С такой «отмазкой» можно вообще повременить с участием в судьбе какого-то там пенсионера-должника. Или не повременить, если очень попросит. Надеюсь, никому не надо объяснять, чем в России заканчиваются реформы, в ходе которых от конкретного судебного пристава зависит, как скоро должник получит статус банкрота и получит ли он его вообще. Если мои худшие опасения сбудутся, тогда наши судебные приставы эту самую статью №46 закона «Об исполнительном производстве» буду читать, как молитву, два раза в день… За «кормилицу» будут молиться.

«Высший пилотаж» законотворчества

-7

Лично я мысленно аплодировал сотрудникам Федеральной службы судебных приставов России, разработчикам законопроектов последних трех лет. У них, видимо, незаурядный юрист появился, который создает это рукотворное чудо законодательства. Когда читаешь документы, регулирующие новую концепцию «цифрового исполнительного производства», или документы, предусматривающие использование в исполнительном производстве единой информационной базы на портале Госуслуги, или упомянутые поправки о внесудебном банкротстве, начинаешь понимать, что все те функции, которые сейчас переданы Фонду пенсионного и социального страхования или, допустим, территориальным МФЦ, это все функции ранее принадлежали ведомтству судебных приставов. Реформа законодательства дала неожиданный для многих результат: от приставов по-прежнему будет зависеть главное, они сохранили за собой роль основного «решалы», но всю ответственность и всю «черновую работу» официально «сбагрили» другим. А сами прикроются суперсервисом «цифровое исполнительное производство», станут доступны для населения исключтельно в электронном формате и на портале государственных и муниципальных услуг.

Все бы ничего, только вот все эти реформы далеко не обязательно дадут ожидаемый Правительством России результат. У нас зарубежные семена приносят иногда неожиданный урожай.

Вот такие у меня впечатления от изучения поправок в законодательство о внесудебном банкротстве. Несколько неожиданно, так вы считаете? Зато честно.

Одобряете такую авторскую позицию – поставьте «лайк». Если есть желание и дальше узнавать о результатах моих размышлений – станьте моим активным подписчиком. Хорошие будут для меня вознаграждение и стимул.