Здравствуйте, дорогие друзья! В этом видео я хотел бы затронуть очень важную тему, а именно планирование своих доходов и расходов, составление плана продаж, ну и вообще, используя более обобщённое понятие - созданиt бизнес-плана для работы на Каспи.
Конечно, в этом видео мы не сможем создать полноценный бизнес-план, но в принципе для новичков этого и не требуется. По этой причине мы разработали небольшую Excel табличку, которая поможет создать Вам небольшой мини бизнес-план для работы в Каспи Магазине.
Зачем нужен бизнес план?
Почему это важно? Я всегда повторяю, что бизнес, конечно же, в первую очередь - это математика. Если Вы не будете считать доходы, расходы, если Вы не будете планировать, то с огромной вероятностью Вы просто вылетите в трубу. Понятное дело, я прекрасно понимаю, что считать, математика - это всё очень скучно. Всё это не нравится предпринимателям. Им гораздо приятнее продавать, видеть какие-то обороты, им кажется, что у них идут какие-то доходы, какая-то прибыль, но на самом деле они топчутся на месте, а возможно даже работают в убыток. И на Каспи мы видели это огромное количество раз, когда заходит какой-то новичок, какой-то предприниматель, который не имеет опыта, не имеет плана, продаёт что-то, продаёт, продаёт, а через несколько месяцев у него кончаются деньги и он просто вылетает с Каспи.
Почему это происходит? Это происходит потому, что в Каспи Магазине, ну как и в других маркетплейсах есть огромное количество скрытых комиссий, скрытых расходов, которые обычные предприниматели в принципе даже и не берут в расчёт. К примеру, если Вы привыкли торговать на барахолке, то, к слову, Вы покупаете товар по 100 тенге, продаёте по 200, чек, естественно никакой не даёте, POS терминала у Вас, конечно же никакого нет. То есть, грубо говоря, Вы 100 тенге заработали; какую-то копейку отдали на аренду, может быть копейку отдали на зарплату ваших сотрудников. Ну а скажем так, основную массу денег Вы положили себе в карман в качестве прибыли.
А вот работая в Каспи Магазине так не получится, потому что там существует огромное количество расходов, которые могут быть изначально даже и непонятны. И может произойти ситуация, когда какие-то товары, которые изначально может быть и кажутся прибыльными, на самом деле не приносят Вам никакого дохода, а может быть даже и берут деньги из Вашего кармана. По этой причине, прежде чем начинать свой бизнес на любом маркетплейсе, ну или в Каспи Магазине в качестве примера, обязательно сделайте небольшой расчёт; и конкретно вот эта таблица Вам поможет.
Заполним постоянные расходы
Итак, давайте посмотрим на нашу таблицу. Естественно, что начнём мы сначала с расходов. И в верхней части таблички Вы видите надпись "Постоянные расходы". Постоянные расходы - это такие расходы, которые не зависят от Вашего объёма продаж, и их ещё называют фиксированными. Давайте будем заполнять все строки одна за другой. Я буду объяснять, что они значат, а Вы за своими компьютерами повторяйте и делаете то же самое, что делаю я.
- Итак, первой строкой идёт фиксированный расход. Это аренда. Ну, понятное дело, что есть у вас продажи, нет у вас продаж, в любом случае Вы должны платить какую-то определённую аренду, потому что Ваши продажи, скажем так, хозяина помещения не волнуют. Ну, давайте предположим, что в нашем бизнес-плане мы арендовали какую-то небольшую комнатку, скажем так, за 50 000 тенге.
- Следующим пунктом идёт Интернет. Опять же интернет не волнует, продаёте Вы или не продаёте. В любом случае вы должны платить за Интернет. Ну, давайте скажем 5 000 тенге.
- Следующий очень интересный вопрос - зарплата. Понятное дело, что если у Вас есть сотрудники здесь Вы должны будете заполнить их зарплату в месяц. Но что делать, если Вы работаете в одиночку? Стоит ли указывать зарплату 0? Я считаю, что нет, если Вы работаете не за зарплату, если Вы не хотите от своего бизнеса какого-то дохода, тогда зачем, вообще какой смысл им заниматься? Лучше найдите себе какое-то хобби, занимайтесь им, если у Вас много свободного времени. Ну, давайте укажем зарплату, даже минималку - 80 000 тенге.
- Следующим пунктом идут офисные расходы. Например, это бумага, может быть, это заправка принтеров, да что угодно. Ну давайте даже по минималке укажем 2 000.
- It услуги - это оплата, может быть 1с, может быть вызов каких-то специалистов, оплата каких-то интеграций со сторонними сервисами и так далее. Ну, давайте скажем 10 000 тенге.
- Если у вас есть какие-то прочие расходы, вы можете указать их в графе "прочие".
- Также обратите внимание на налоги. Имейте в виду, что, к примеру, если вы работаете на упрощенке, то у вас есть налог с оборота. Он считается отдельно, но в том числе Вы должны платить налоги на сотрудников. То есть, даже если Вы ничего не заработали, если вы, допустим, наторговали на один тенге в месяц, в любом случае Вы должны будете платить налоги. На двадцать третий год это было что-то в районе 15 000 тенге минимальных налогов на сотрудника. А я напоминаю Вам, что даже если у Вас и нет сотрудников, Вы должны платить налоги хотя бы за самого себя.
То есть, таким образом, даже ничего не делая, даже не имея ни копейки продаж, не имея даже одного клиента в месяц, у Вас набегают постоянные расходы в размере 162 000 тенге, по нашему примеру. У кого-то может быть больше, у кого-то может быть меньше, это не играет роли. Давайте запомним эту цифру.
Рассчитываем доходы
Хорошо, когда Вы примерно спрогнозировали свои расходы, ну давайте, перейдем к самому приятному - доходам. Доходы учитываются в следующей табличке. Давайте заполнять ее вместе со мной, и я покажу как она работает.
Вверху пишется название товара, ну это понятно. Далее пишется цена на каспи, к примеру мы продаем какой-то товар, который стоит 2 000 тенге, а его себестоимость 1 000 тенге. Комиссия в данной категории, к примеру, будет 10%. И некоторые из вас могут сказать: "О классно! Здесь практически стопроцентная накрутка!". Ну, может быть небольшую часть комиссии, небольшую часть налогов Вы отдаёте Каспи и государству, но в целом имеете 740 тенге с одной продажи. Именно так было бы на барахолке. Но, как я уже говорил, в Каспи Магазине так не работает, и там есть большое количество дополнительных расходов, которые могут съесть всю Вашу прибыль.
Давайте заполним их. К примеру, данный товар не имеет своей упаковки, поэтому Вы должны будете приобретать её отдельно. Ну, скажем, что товар маленький. Можно купить просто небольшой пакет, скажем за 25 тенге, а поскольку товар до 5 000 тенге Каспи компенсирует его доставку. Хорошо, здесь мы поставим ноль.
А теперь перейдём к рекламе. То есть сколько денег Вы будете тратить на продажу одного товара в Каспи магазине. Конечно, пока у Вас нет опыта, пока у Вас нет каких-то конкретных результатов, Вам очень трудно предугадать, какое количество денег Вы потратите на продажу одного товара. Поэтому на этапе прогнозирования Вы можете либо только пользоваться своей интуицией, либо обратиться в нашу группу предпринимателей в Telegram и может быть, кто-то поделится своим опытом с Вами. Либо можете обратиться к нам за консультацией, а мы попробуем примерно предсказать Ваш рекламный бюджет.
Ну, давайте скажем, что для такого товара мы тратим 200 тенге. То есть, говоря другими словами, для того, чтобы продать одну единицу товара, Вы должны потратить 200 тенге на рекламу.
Под конец остаются два параметра. Первый параметр - это брак. То есть в любом случае Вы должны учитывать такие возможные ситуации, когда, к примеру, товар потеряется или сломается в дороге, или, как вариант, он придёт с браком, например, если Вы заказываете его из Китая или из других городов и других стран. Конечно же, всё это нужно учитывать, и подобную вероятность надо закладывать в Ваш бизнес-план. Ну, давайте скажем, что 1% товаров будет с браком, будут какие-то проблемы при его закупке или при его продаже.
Ну и, наконец, последним параметром являются прочие расходы. То есть, если у Вас при продаже есть какие-то прочие расходы, Вы можете здесь это указать. Например, Вы покупаете этот товар на барахолке, и вам нужно заплатить 100 тенге для того, чтобы заехать на территорию барахолки.
То есть, таким образом, доход в 700 с чем-то тенге опустился почти в два раза до 400 тенге. И, как Вы видите, Ваша реальная прибыль оказалась в два раза меньше, чем Вы планировали изначально.
Хорошо, с этим понятно. Таким образом, вы сможете заполнить таблицу большим количеством товаров, то есть теми товарами, которые Вы планируете продавать в Каспи магазине. Ну, как Вы видите, для примера я уже заполнил эту таблицу разными товарами. У этих товаров есть разные цены, разная себестоимость, у них разная комиссия тоже. Обратите на это внимание. Я заполнил разные показатели рекламы. То есть какие-то товары, например, вообще не требуют рекламы, они продаются сами, а какие-то товары требуют огромного количества денег для того, чтобы он продался. Точно так же я заполнил разные показатели по упаковке. Например, какой-то товар, предположим, имеет свою упаковку, соответственно затраты ноль тенге. А какие-то товары, например, не имеют своей упаковки, и Вам нужно покупать коробку отдельно за свои деньги. То же самое по доставке я заполнил отдельно, к примеру, какой-то товар доставляется за такую сумму, какой-то товар за такую сумму и так далее. То же самое - я заполнил отдельный показатель по браку. Скажем, этот товар не имеет брака, а этот товар, скажем, низкого качества, поэтому процент брака очень высокий. Ну и то же самое - я заполнил показатели с прочими расходами.
Какие можно сделать выводы?
И что мы видим, дорогие друзья? Посмотрите, к примеру, вот этот товар казался вроде бы прибыльным, если вы продаёте его за 25 000, а покупаете за 21 000. При этом комиссия довольно маленькая. Вроде бы кажется, остаётся 4 000 тенге, но на самом деле оказывается, что со всеми расходами товар продаётся у Вас в убыток. То же самое происходит и с этим товаром - он убыточный. То есть здесь мы видим минус. То есть о чём это говорит? Это говорит о том, что такой товар просто невыгодно продавать. То есть Вы либо должны поднять его цену, либо Вы должны найти другого поставщика и купить его дешевле.
И для нашего удобства табличка сама считает Ваши обороты, они записаны здесь; и Вашу конкретную прибыль - доходы, она учитывается здесь. Таким образом, смотрите, Вам может показаться, что Вы продали огромное количество товаров и заработали огромное количество денег. Да, и это правда. В общем, вы продали на 661 000 тенге. Но если Вы сложите всю Вашу прибыль, все Ваши доходы, то на самом деле Вы заработали только 28 000 тенге. То есть из всей этой огромной суммы заработали только Каспи банк и продавец, который Вам продал товар. А вот Вы заработали копейки, всего лишь 28 000 тенге. И если учесть те расходы, которые мы записывали здесь вверху, то есть Ваши постоянные расходы, например, на офис, на интернет, на зарплату и так далее, то в целом Вы находитесь в убытке в -133 000 тенге. То есть неграмотный, не считающий предприниматель, он увидит только сумму 661 тысяча, а вот эти все расходы он не увидит, и ему будет казаться, что "о, я что-то зарабатываю, у меня куча клиентов, у меня куча продаж", но на самом деле каждый месяц он будет терять деньги, и через какое-то определенное время он просто окажется в долгах, просто станет банкротом.
Что же делать? Кто-то из Вас может сказать "о, давайте повысим продажи". Ну давайте, я повышу продажи, к примеру в 2 раза. Здесь буду продавать 20 штук, здесь поставим 0, потому что это в убыток продается, поставим 30, поставим 20, опять уберём, потому что это в убыток, и наконец, 12. Посмотрите, Ваши продажи выросли в два раза, и при этом Вы убрали неходовые товары. Посмотрите: таким образом продажи составили 1 154 000 тенге. То есть кто-то из Вас возможно воскликнет, "ну сейчас-то мы точно станем все миллионерами, сейчас-то мы точно все разбогатеем, ведь мы стали продавать в два раза больше!". Но, давайте посмотрим результат. И какой же результат мы видим?
Результат такой, что вы всё равно в убытке. Хоть Вы и повысили все Ваши продажи в два раза, всё равно с таким товаром, с такой ценой продажи и с такой ценой закупки Вы всё равно продаёте в убыток. А при этом Вы стали работать как Папа Карло, так сказать, как раб на галерах, стали работать в два раза больше. То есть Вы продаёте в два раза больше заказов, но всё равно продаёте в убыток. Именно по этой причине я всегда призываю всех начинающих предпринимателей внимательно считать, потому что бизнес - это математика. Естественно, что это нужно именно Вам, а не кому-то другому. И естественно, что никто другой, кроме Вас не собирается решать Ваши проблемы, не собирается Вам помогать или платить деньги из воздуха. К сожалению, даже сам Каспи магазин очень скромненько так умалчивает о комиссиях. И нигде в Каспи магазине я имею в виду кабинет продавца Вы не увидите, сколько же денег на самом деле вы тратите. Нигде не будет показано, например, в Озон или в Wildberries, они хотя бы приблизительно делают прогноз Ваших расходов и прогноз Вашего дохода от продажи. А вот Каспи Магазин так почему-то не делает.
Надеюсь, что это видео помогло Вам прояснить ситуацию с финансовой моделью Вашего бизнеса в Вашей голове. Поскольку бизнес-план - это очень серьёзная, очень важная вещь, я решил, что мы бесплатно поделимся этой таблицей со всеми нашими подписчиками. Вы можете обратиться к нам в Telegram для того, чтобы получить ссылку на эту таблицу, но а также дополнительно Вы можете обратиться к нам за платной консультацией для того, чтобы вместе обсудить Ваш бизнес, вместе посмотреть Вашу финансовую модель. Ещё раз приглашаю Вас вступить в нашу Telegram группу для предпринимателей, в которой Вы можете задать Ваши вопросы, в том числе и по созданию бизнес-плана Вашего будущего бизнеса в Каспи магазине.
А я благодарю Вас за внимание и встретимся с Вами в других видео!