Бумаги продолжают падать: по итогам торговой сессии 22-го января индекс Hang Seng China Enterprises, включающий в себя 50 крупнейших и самых ликвидных китайских эмитентов Гонконгской биржи, вплотную приблизился к худшим значениям 2008-го года во время мирового финансового кризиса и худшим значениям октября 2022-го года во время панической продажи на фоне сохраняющихся карантинов и перевыборов Си Цзиньпина на ключевые посты в китайском руководстве.
Текущее падение вызвано замедлением китайской экономики, особенно усилившимся в последние месяцы: так, согласно последним официальным макроданным за декабрь, деловая активность вновь оказалась ниже прогноза, розничные продажи оказались ниже ожиданий, а безработица – выше консенсуса, что означает ослабевание внутреннего потребления, из-за чего усиливаются дефляционные ожидания. Потребительская широкая инфляция по итогам декабря составила -0,3% г/г из-за снижения цен на топливо и еду, а рост ВВП страны по итогам 4-го квартала составил 5,2% вместо ожидаемых 5,3%. Несмотря на ухудшение тенденций в китайской экономике, Народный банк Китая вопреки ожиданиям по снижению сохранил ставки среднесрочного кредитования на прежнем уровне, из-за чего на том же уровне остались ставки для первоклассных заемщиков, определяемые коммерческими кредиторами. В условиях такой слабости экономики инвесторы ожидают от китайский властей новых мер стимулирования, однако молчание правительства по этому вопросу приводит к продолжению ухудшения настроений и закономерному падению котировок китайских акций.
В 2024-м году динамика китайского рынка будет в первую очередь зависеть от фискальной политики властей, смягчение которой должно предполагать увеличение дефицита бюджета значительно выше целевых 3% за счет новых заимствований.
Аналитики Freedom Finance Global ожидают оглашения в марте официальной цели по росту ВВП на 2024-й год в 5% – в этом случае новый долг в размере 1 трлн юаней, обсуждаемый сейчас правительством, кажется нам недостаточным для ускорения экономики, поэтому аналитики ждут от руководства КНР либо новых займов, либо экономических реформ, что будет воспринято инвесторами позитивно и может стать ключевым моментом для разворота китайского рынка. В случае же, если господдержка не будет расширена по сравнению с текущим уровнем, достижение 5%-го роста ВВП в 2024-м году будет очень сложной задачей с учетом сложившихся негативных тенденций в девелоперском и банковском секторе вместе со слабым внутренним спросом и нестабильной динамикой китайского экспорта, в связи с чем китайский рынок, вероятно, продолжит падение в отсутствие фундаментальных драйверов роста.