Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Очередное столкновение британских военных кораблей и сколько их уже было за 23 года

Хотя англичане пишут - столкновение, это когда оба двигались, а тут скорее произошёл навал. Впрочем, пострадавшим легче от отточенности формулировок не станет.

Дело произошло в гавани Бахрейна. 19 января HMS Bangor, так называемый минный охотник, мирно стоял у причала,

когда HMS Chiddingfold, тоже минный охотник, только другого типа (а по мне, так тральщик)

-2

пришвартованный перед ним, начал от причала отходить. На нём в ходе ремонта только что были завершены основные работы над двигательной установкой, выполненные подрядчиками в Бахрейне. Неожиданно он начал двигаться кормой вперёд, грозя навалиться на Bangor. За несколько секунд до аварии из его трубы повалил дым, видимо, там пытались дать полный ход вперёд, чтобы избежать столкновения, но вместо этого ещё быстрее пошли назад и оно стало неизбежным. Вот, посмотрите, как это было:

Как тут не вставить пять копеек из собственного опыта? В начале 1983 года буксир "Зубр", а может, "Бизон", не припомню уже точно, их таких всего два было, тащил наш ракетный катер в Южный Йемен, мы приближались к Порт-Саиду.

-3

Дело было днём, мы грелись на солнышке на мостике, как вдруг буксир начал двигаться полным ходом назад в нашем направлении. Сделать ничего было нельзя, наши гребные валы стояли на стопорах, пока их снимешь, пока запустишь двигатели, а счёт шёл уже на секунды. Но к счастью, буксир пронесло мимо и он здорово дёрнул нас за буксирный конец прежде, чем остановился.

В Порт-Саиде нас поставили у стенки и я пошёл узнать, что это было. Буксиры эти были норвежской постройки и что-то там переклинило в электронной начинке системы управления двигателями. Нашим ковыряться в ней на тот момент было запрещено. На следующее утро прибыл специалист из Норвегии, выдернул вышедшую из стоя плату, вставил новую, сказал "Окей!" и мы отправились дальше.

Возможно, нечто подобное произошло и на британском минном охотнике. Bangor получил серьезные повреждения левого борта из-за большой пробоины в корпусе из стекловолокна. Столовая и койки младших офицеров также пострадали в результате удара, и предстоит ещё расследование других повреждений.

-4

"Надёжные британские источники" говорят, что Рафик неувиноват эта авария была вызвана механической поломкой в ​​системе управления двигательной установкой, а не ошибкой личного состава. Различные средства массовой информации теперь предполагают, что неисправность заключалась в неправильной замене проводки в системе управления, в результате чего рукоятки были установлены в положение вперед, а гребные валы стали вращаться в обратном направлении.

Ну, пусть разбираются, более интересны последствия. Chiddingfold, которому уже 40 лет, в 2018 году прошёл капитальный ремонт с заменой главных двигателей, как пишут, это был «самый обширный комплекс работ, когда-либо проводившихся с пластиковыми корпусами любых кораблей противоминной защиты класса «Хант». Так что подлатают сейчас и он ещё послужит.

Другое дело Bangor. Это последний из оставшихся в строю кораблей этого типа. Он вскоре всё равно подлежал списанию, так что стоит вопрос, стоит ли его разделывать в Бахрейне или всё же отвезти на судне-доке в Британию. А вдруг найдётся иностранное государство, которое захочет его приобрести после восстановления? Ушли же его собратья в Прибалтику, а пара досталась Украине...

В любом случае, на данном этапе это удар по боеспособности Королевского флота в данном регионе - минные охотники не зря тут ошиваются, в ожидании применения против мин, выставленных Ираном или хуситами.

Англичане пишут, что эта авария особенно не к месту в то время, когда Великобритания фактически вовлечена в необъявленную войну на Ближнем Востоке против Ирана и его приспешников.

Это также очень неприятно для ВМФ, поскольку произошло как раз в то время, когда появилась волна негативных новостей о состоянии службы на нём в целом. Неизбежные шутки, подколки и мемы, которые последовали за этим, могут быть немного забавными, "но они также увеличивают международный ущерб, и флотскому начальству не понравится необходимость публично объяснять аварию".

И в качестве подслащения пилюли указывается, что поскольку военно-морские силы высшего уровня (читай - британские и США) крупнее и, как правило, более активны, они статистически подвержены более высокому риску неудач. Что в общем-то справедливо.

Ну и не обходится от кивания на других: несомненно, были и другие несчастные случаи, о которых не сообщалось или которые были скрыты на флотах стран, находящихся под контролем репрессивных режимов. Это усиливает ложное впечатление, что западные военно-морские силы более подвержены несчастным случаям.

"...Было бы удивительно, если бы в китайском военно-морском флоте, который очень быстро расширяется, не произошло инцидентов, но которые были бы широко обнародованы. Советский/российский военно-морской флот также имеет длинный и впечатляющий список катастроф как в порту, так и на море, многие из которых теперь стали достоянием общественности..."

Оставим на совести авторов (если она у них есть) утверждения о репрессивности китайского или российского "режимов" и посмотрим, что творилось на британском флоте за 23 года нового столетия.

HMS Nottingham сел на камни у берегов Австралии 7 июля 2002 года. Это было вызвано накопившимися ошибками навигационной и ситуационной осведомленности команды мостика. Корабль был возвращен в Великобританию на барже, ремонт занял два года и обошелся в 39 миллионов фунтов стерлингов.

HMS Grafton сел на мель в сентябре 2000 года к югу от Осло, но был стянут буксирами и смог отправиться домой своим ходом.

Норвежские воды также оказались опасными для HMS Campbeltown, который повредил здесь гребные винты, когда врезался в песчаную отмель у Тромсё в 2001 году из-за навигационных ошибок. Ремонт обошёлся в 300 000 фунтов стерлингов.

Интересна история с ледовым патрульным кораблём HMS Endurance

-5

В декабре 2008 года в антарктических водах произошло затопление машинного отделения и нижних жилых палуб, корабль едва остался на плаву. Чилийский буксир довёл его до порта Пунта-Аренас, где выяснилось, что безобразие произошло во время очистки фильтра морской воды в попытке улучшить производительность опреснителя.

Воздухопроводы пневматической системы, управляющей приёмным клапаном, были неправильно подсоединены, в результате чего клапан открылся и невозможно было его закрыть. Монтаж труб не соответствовал общепринятым нормам, что делало переподключение воздухопроводов невозможным.

Расследование также показало, что из-за нехватки рабочей силы на корабле не было специалиста по обслуживанию систем и никто не отвечал за управление ими.

Судно доставили в Британию

-6

но смета ремонта составила 30 миллионов фунтов стерлингов. Таких денег не нашлось и в 2016 году его продали туркам на металлолом.

В ноябре 2002 года во время учений HMS Trafalgar, двигаясь на глубине 50 метров со скоростью 14 узлов, наткнулся на камни у острова Скай. Три моряка получили ранения, ремонт обошелся в 5 миллионов фунтов стерлингов. Причина оказалась в несоответствии карт.

В мае 2008 года HMS Superb наткнулся на камни примерно в 80 милях к югу от Суэца. Ее носовая часть и гидролокатор были сильно повреждены, и лодка была вынуждена всплыть на поверхность, прихромала домой и в конечном итоге была списана. Командир был признан виновным в недостаточном контроле за штурманами.

Во время патрулирования в море где-то глубоко под водой в Восточной Атлантике в феврале 2009 года HMS Vanguard столкнулся со своим французским аналогом Le Triomphant. Согласно официальной версии, обе лодки двигались бесшумно на низкой скорости и полагались на пассивный гидролокатор, поэтому не смогли обнаружить друг друга. К счастью, прочные корпуса обеих лодок остались целы, и они вернулись домой для ремонта. Вероятность такого столкновения кажется настолько низкой, что в нее трудно поверить. Казалось бы, это случайный несчастный случай, в котором никто не виноват, хотя теперь, возможно, будет более тесная координация действий по предотвращению конфликтов в зоне патрулирования с ВМС Франции и США.

HMS Astute села на мель у острова Скай 22 октября 2010 года во время ходовых испытаний. Она застряла на мели до прилива, а ее руль остался на морском дне. Буксир, посланный на помощь, позже повредил один из носовых горизонтальных рулей. Причинами посадки на мель стали отсутствие планирования, сбои в навигации и на тот момент не разработанные до конца процедуры управления для лодок нового класса.

В июле 2016 года HMS Ambush столкнулась с торговым судном во время проведения дневных учений по спасению у берегов Гибралтара. Ее боевая рубка, казалось бы, была повреждена относительно незначительно, но ее ремонт стоил 2,1 миллиона фунтов стерлингов, и Ambush выбыла из строя почти на год. Причинами аварии стали кратковременная потеря осведомленности об надводной обстановке, вызванная усталостью, и неотработанные до конца процедуры с использованием новых оптико-электронных перископов.

И вот новое происшествие.

Впрочем, нельзя не согласиться с англичанами в одном - если вообще флота не иметь, то и происшествий с ним не будет.

*****

Более подробно о столкновении HMS Ambush и что за ним последовало:

.............................................................................................................................................................................

Полное оглавление журнала: