До первой Мировой войны никто этим особенно не заморачивался и командир лодки передавал накопленные знания своей будущей замене так сказать, по ходу совместной службы.
Однако с началом войны процесс этот нарушился в связи с гибелью значительного числа командиров и в 1917 году в Королевском флоте были созданы "Квалификационные курсы командиров" (COQC), позднее ставшие называться "Курсы командования подводной лодкой" (SMCC).
Как и положено, они получили и неофициальные названия, сперва Periscope School, а потом и до настоящего времени The Perisher, а обучающиеся на них офицеры - Perishers. Как обычно, затруднительно оценить это название из-за своеобразия британского юмора и многозначности английских слов. Словарь предлагает два варианта - погибающий (погибель) или зануда, несносный тип. Я всё же предпочитаю первый вариант, ибо не сумевший одолеть этот курс больше не допускается к службе на подлодках ни в каком качестве. Только на надводных кораблях, хотя он сохраняет право носить значок подводника:
На лодке этот значок носят все до последнего матроса, прошедшие соответствующее обучение и сдавшие квалификационные экзамены. Вот как описывают процесс его вручения на одном из британских форумов:
Finally, after al this, you are awarded your Dolphins in the Captains cabin, which are at the bottom of a glass of rum and it is good form to catch them in your teeth, not swallow them whole!!
Наконец, после всего этого, вы награждаетесь своими Дельфинами в командирской каюте, которые находятся на дне стакана рома и считается хорошим тоном, чтобы поймать их зубами, а не проглотить целиком!!
Однако продолжим речь о подготовке будущих командиров.
The Perisher - это 24-недельный курс, который офицеры должны пройти до службы в качестве старшего офицера на борту подводной лодки Королевского флота. Проводится два раза в год обычно начиная со 2 июля и 14 ноября каждого года. Он широко известен как один из самых сложных командных курсов в мире.
Кандидаты из-за рубежа тоже посещают курс, потому что его высокие стандарты пользуются всеобщим уважением, а также потому, что он способствует установлению связей между союзными военно-морскими силами и Королевским флотом. В настоящее время подготовка идёт как бы в двух руслах - офицеров для дизель-электрических лодок готовят голландцы, а для атомных англичане.
Курс проходит в четыре этапа, первый и третий включают обучение на берегу на тренажерах, а второй предполагает обучение в море. Четвертый этап - это оценка, во время которой кандидаты (максимум шесть) демонстрируют свою способность управлять подводной лодкой без посторонней помощи в боевых условиях. Испытание проходят обычно не более 60% обучаемых.
Оно называется "Петушиными боями", каждую группу из шести обучаемых возглавляет "Учитель". Например, в 2004 году кандидату требовалось ввести свою подводную лодку в гавань (имитирующую военно-морскую базу) для установки мин с зазором менее 6 метров (20 футов) между ограждением рубки ("парусом") и паромами, проходящими над головой, и еще меньшим расстоянием между килем и дном гавани, в то время как военный корабль использовал активный гидролокатор для поиска этой подводной лодки.
По словам коммандера Марка Эльсенсона, преподавателя курса 2004 года, основные причины проблем в ходе обучения заключаются в том, что кандидат регулярно теряет контроль над ситуацией, проявляет узкую направленность или чрезмерную зависимость от одного инструмента или аспекта операции. Допущение ошибок не приводит к автоматической неудаче учащегося, если ошибка распознана и исправлена до того, как подводная лодка окажется в опасности.
Если в какой-либо момент кандидата отстраняют от обучения, ему сразу об этом не сообщают, до момента прибытия судна или вертолёта, на котором он покинет лодку. При убытии ему дарят бутылку виски. Путь на подводный флот закрывается для него навсегда.
Однако и на "Учителя" бывает проруха.
20 июля 2016 года HMS Ambush столкнулся с торговым судном MV Andreas недалеко от Гибралтара. В то время Ambush проводил курс «Perisher» под командованием «Учителя» Cdr Джастина Кодда. После продолжительного независимого служебного расследования в Портсмуте состоялся военный трибунал над коммандером Коддом, сопровождавшийся шквалом негативной огласки.
Вот это судно:
А вот HMS Ambush после столкновения:
и в профиль:
В момент столкновения лодкой управлял стажёр, практиковавший управление подводной лодкой на перископной глубине и наблюдение за движением судов. И тут мы должны вспомнить мою предыдущую статью, где рассказывается об оптико-электронных перископах, которые выводят изображение обстановки на несколько дисплеев в центральном посту, которое могут наблюдать все присутствующие там.
Военный трибунал установил, что коммандер Кодд был сосредоточен на обучении других стажёров и сам не проводил адекватных наблюдений за обстановкой на поверхности, предполагая, что стажёр может справиться сам.
Однако тот не смог полностью контролировать ситуацию и, уклоняясь от яхты, попал под танкер.
Я так думаю, что его очень быстро наградили бутылкой виски и отправили восвояси.
Только самые лучшие командиры подводных лодок выбираются на должность «Учителя». Коммандер Кодд имел выдающуюся карьеру до момента инцидента, и это было признано судом. — У вас, если не считать этого инцидента, образцовый послужной список. Это было больше похоже на кратковременное отклонение от нормы, чем на небрежное отношение», — сказал судья Роберт Хилл.
Командир HMS Ambush Алан Дэвени также находился на борту во время аварии. При проведении стажировки командир находится в деликатном положении, он по-прежнему несет полную ответственность за лодку, но делегирует управление «Учителю», который имеет тот же ранг, но имеет больший стаж и опыт. Теоретически он мог бы вмешаться, если бы в это время находился в центральном посту и посчитал, что лодка находится в опасности. Но его там не было.
Интересно отметить, что коммандер Дэвени не предстал перед военным трибуналом, хотя этот инцидент не поспособствует его карьере.
Несмотря на неприятность для флота и счет за ремонт в размере 2,1 миллиона фунтов стерлингов, коммандер Кодд не был уволен с должности «Учителя», не получил строгий выговор и не был уволен со службы, как это случалось с офицерами в подобных случаях в прошлом. Его наказанием будет лишение одного года трудового стажа, и это немного повлияет на его зарплату. Дело не в чрезмерной снисходительности Королевского флота, а в том, что суд признал, что хороший человек допустил сиюминутную ошибку, было установлено, что он не умышленно проигнорировал очевидную угрозу и не собирался идти на неоправданный риск.
На снимке коммандер Кодд (крайний слева) сопровождает премьер-министра Бориса Джонсона и министра обороны Бена Уоллеса, во время посещения ими подводной лодки HMS Victorious в 2019 году:
Так что же делать, чтобы избежать подобных ситуаций? А ничего сделать невозможно, по мнению британцев. Сокращенный флот RN не оставляет другого выбора, кроме как проводить обучение с использованием одной из 2 или 3 доступных лодок стоимостью более 1 миллиарда фунтов стерлингов каждая. Меньшие обычные лодки, возможно, были бы менее рискованной и более экономичной платформой для обучения подводников, но получить их для RN нереально, когда даже постройка 7 лодок Astute находится под вопросом.
Курсанты Perisher должны продолжать подвергаться грузу ответственности и идти на риск, работая в замкнутых и перегруженных водах. Возможность несчастных случаев остается присущей всем военно-морским операциям, а подготовка к бою требует постоянной и реальной практики. Несчастные случаи на тренировках случаются повсюду, например, с 1983 года ВВС Великобритании потеряли не менее 50 самолетов Tornado, не связанных с боевыми действиями. Британская армия потеряла 88 человек во время учений в период с 2000 по 2015 год. Применение опыта и усилий по предупреждению возможных ошибок должны быть приоритетом, но подготовка сил всегда будет трудным балансом между безопасностью и реализмом.
Текст курсивом является переводом статьи из Navylookout об этом столкновении. В отличие от описаний подобных случаев на нашем флоте в отечественных СМИ в духе: "Доколе!!", концовка статьи исполнена оптимизмом: стараться предотвратить такие инциденты конечно надо, но и горевать особо ни к чему, чай не первые и наверняка не последние.
******
Ещё о службе на британских подводных лодках:
О весёлой службе на британских атомных подводных лодках
Проблема флотской службы, которую сами себе на шею накачали
.............................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала. Есть что выбрать из 1100 статей :)