Трафик, люди, топливо — традиционно именно в этих точках концентрируются проблемы рынка грузоперевозок. От их решения напрямую зависит прибыльность и развитие транспортных компаний, а в нынешних нестабильных условиях — иногда и сама возможность продолжать работу. Никому сегодня не просто, однако верная оценка ситуации и понимание направлений для действия — первый шаг к преодолению сложностей. Постараемся четко обозначить ключевые проблемы и наметить пути их решения.
Проблема 1. Трафик
Ежегодно количество автотранспорта растет на 1,5–2 млн машин. Строятся и новые развязки, но количество пробок пока только увеличивается, особенно на подъезде к крупным городам. Это снижает скорость доставки, а выход из графика, в свою очередь, отражается на имидже перевозчика.
Что делать? Оптимизировать маршруты с учетом реального трафика, строить дополнительные объездные маршруты не только по платным трассам, но и искать другие пути.
И еще один важный момент: в случае задержек многие компании не выходят на связь с заказчиками, что только усиливает недовольство последнего. Клиенты оценят, если вы будете оставаться с ними на связи, честно докладывать о перемещении товаров и сроках их доставки. Тем более, что время погрузки/разгрузки товара влияет на срок доставки, но водитель никак на это повлиять не может и точно не несет за это ответственность. Если связь с клиентом будет поддерживаться, вы сможете еще и оградить себя от лишних разбирательств, четко проговаривая свою зону ответственности.
Проблема 2. Связь с водителем
Сложно объяснить клиенту, где его товар, если вы сами не знаете. Потому что грузовик выехал, находится в пути, но водитель не выходит на связь. И контролировать его перемещение невозможно.
Что делать? Использовать специальные сервисы, в которых будет исчерпывающая информация о рейсе и возможность отслеживать передвижение транспорта.
Проблема 3. Нехватка персонала
Дефицит водителей приближается к 20%. А средний возраст сотрудников 45+. Профессия водителя грузовика не слишком популярна среди молодежи.
Нехватка сотрудников приводит к необходимости увеличивать оплату, чтобы привлекать надежных специалистов. Однако в современных условиях одной зарплаты недостаточно. Нужна продуманная система нематериальной мотивации: медстраховка, нормирование рабочих графиков и пр.
Проблема 4. Стоимость топлива
Топливо дорожает, поставщики ужимают или даже отменяют системы скидок. Доля стоимости топлива в общих затратах транспортных компаний растет.
Решить эту проблему можно с помощью сервиса Топливо+ https://kmzpro.ru. Система предлагает выгодные условия на топливо на проверенных партнерских АЗС, позволяет контролировать и оптимизировать топливные расходы.
Проблема 5. Разработка маршрутов
Некоторые компании все еще делают это вручную. Соответственно, выбирают не самые оптимальные маршруты, что неприемлемо, в том числе из-за растущих затрат на топливо.
Решение: привлекать квалифицированных логистов, которые умеют работать в специализированных программах для разработки маршрутов.
Проблема 6. Документооборот
Бумажный документооборот — это не только неэкологично, но и нерационально. Водителю нужно заезжать в офис за накладными. Если бумаги потеряются, придется ехать за дубликатами.
Одним словом, если компания еще не перешла на электронный документооборот, самое время это сделать. Это сокращает бюрократическую рутину и положительно оценивается большинством клиентов.
Но стоит учесть, что переход на ЭДО будет эффективен, если все контрагенты, участвующие в перевозке грузов, готовы на него перейти или уже это сделали. Кстати, с 1 сентября 2023 года появилась Государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). Главная ее цель - автоматизация работы логистических и транспортных компаний. Следующий шаг: перевод транспортной накладной в электронный формат в обязательном порядке с 2024 года. Так что озаботиться цифровизацией документооборота точно придется.
Проблема 7. Систематизация
В транспортной компании нужно вести учет многих показателей: проведения ТО, мойки, заправки, смены масла. Контролировать нужно даты проведения мероприятий по всем грузовикам, а также их стоимость. Для этого требуется целый отдел, и все равно остается риск что-то упустить.
Решение: автоматизация работы. Внедрение специализированных программ позволит вести контроль всех транспортных средств и финансовых затрат без расширения штата офисных сотрудников.
Выводы
Есть объективные проблемы отрасли — трафик и качество дорожного покрытия, что решается на государственном уровне. Повлиять на эти проблемы транспортные компании могут лишь косвенно.
Другая группа проблем связана с персоналом — ее можно решать на нескольких уровнях: общегосударственном (повышая привлекательность профессии) и корпоративном (создавая благоприятные условия для сотрудников).
Большинство других проблем решается на уровне компании — за счет автоматизации процессов и внедрения современных решений. Пользуйтесь ими, не упускайте выгоду для своего бизнеса!