«Гляди, какая громадная сила — вся Европа! И вся против нас». Эти удивительно современные слова прозвучали в фильме, вышедшем в прокат ровно 60 лет назад, в апреле 1965 года. Причастны к его созданию была два автора: писатель и сценаристы Павел Нилин и режиссёр Виктор Туров. И если первый был уже человеком с именем, известным в литературной и кинематографической среде, то о Викторе Турове ещё никто не знал — он недавно окончил ВГИК и только начинал путь в кино. Однако эта его дебютная работа сразу же привлекла внимание коллег и кинокритиков, показав, что в советском (а если более узко, то в белорусском) кинематографе появился молодой интересный режиссёр, для которого война — тема личная и важная. И в дальнейшем Виктор Туров действительно не раз будет к этой теме возвращаться в творчестве. Ну и первой его лентой была драма «Через кладбище», в которой собственно войны в виде сражений нет, а есть неспешная история юного партизана, которому предстоит выполнить непростое задание фактически на глазах у немцев.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Виктор Туров войну пропустил через себя, хотя родился он в конце тридцатых:
«Мне было пять лет, когда началась война. Отец руководил эвакуацией Могилёва, где мы жили, а потом ушёл в партизаны, отправив нас в деревню. Позже он решил забрать нас в отряд, но, когда пробирался в деревню, его схватили фашисты и расстреляли. Меня с мамой и сестрёнкой отправили в Германию, в лагерь».
Вернулась семья домой лишь после Победы. Интересно, что, снимая фильмы, Виктор Туров большей частью рассказывал об иной стороне войны, в его работах почти не было батальных сцен, это истории об обычных людях, которые жили и сражались не на передовой, а в тылу. Именно такой была и его первая лента. К счатью, и материал попался благодатный — повесть Павла Нилина. Потом режиссёр говорил:
«С первого прочтение повести Павла Нилина «Через кладбище» я захотел её ставить. Материал очень близкий мне, как будто я сам всё это пережил, перечувствовал…
Нилинская проза не поддаётся рассудочному анализу, точному словесному определению, грубой «инвентаризации» — от этого она только теряет свою первоначальную прелесть, черствеет. Её чувствуешь, дышишь ею, ощущаешь глубокий подтекст, заложенный в каждой фразе».
Конечно, такой материал накладывал на режиссёра определённые обязательства: Виктору Турову нужно было предельно точно показать не только характеры, но и атмосферу времени. Вдвойне ответственным было и то, что сценарий написал сам Павел Нилин, так что схалтурить было невозможно. Сюжет в целом несложен. 16-летний партизан Михась отправляется на задание в деревню — нужно достать взрывчатку. Поначалу его сопровождает пожилой Сазон Иванович, мужчина резкий и прямолинейный.
В районе он известен тем, что перешёл на сторону фашистов. Но это лишь прикрытие, на самом деле Сазон Иванович сотрудничает с партизанами.
Отмечу, что Сазон — персонаж крайне занятный и не типичный для советского патриотического кино. Он позволяет себе весьма провокационные высказывания, но окружающие, хоть порой и спорят с ним, но в целом, похоже, поддерживают. Вряд ли, например, такую цитату Сазона Ивановича можно счесть идеологически верной для 1942 года, когда происходит действие (впрочем, и для 1965 года, когда фильм вышел, тоже):
«Ведь как ещё недавно выхвалялись мы перед всем светом, что ни пяди, мол, своей земли не отдадим. А вот и то… полдержавы…».
При помощи Сазона Ивановича Михась добирается до деревенского механика Василия Егоровича Бугреева, который должен помочь со взрывчаткой. Два его сына погибли в партизанском отряде, остался лишь третий — Феликс, который немного не себе, эдакий безобидный «блаженный», который всех жалеет. Жена Бугреева Софья Казимировна зла на жизнь, на партизан, на мужа, на войну — она лишилась детей и теперь её главное сокровище — Феликс. Михась для неё тоже враг, ведь его появление опасно и может привести к ещё большей трагедии. Увы, подспудные ощущения женщины оправдываются.
На роль Михася утвердили только что окончившего Белорусский театрально-художественный институт Владимира Мартынова. У него уже была одна роль, которую он сыграл, будучи студентом, тоже, кстати, в фильме о войне. Потом Виктор Мартынов ещё раз снимется у Виктора Турова и сосредоточится на театре.
Роль колоритного Сазона Ивановича получил Владимир Белокуров, популярный исполнитель, начавший сниматься ещё до войны,
в роли Василия Бугреева — Владимир Емельянов, тоже один из известнейших актёров того времени, в роли Софьи Казимировны — Елизавета Уварова, которая станет любимой актрисой Виктора Турова.
А вот в роли Феликса неожиданно для многих появился Игорь Ясулович, на тот момент — актёр начинающий, хоть уже и замеченный зрителями. «Блаженному» Феликсу Виктор Туров вообще отводил в картине особую роль: мать опекает его не только как особого сына, но и как единственного оставшегося, как единственную живую и родную душу.
Любопытно, что, как и Сазон Иванович, Феликс порой говорит странные вещи, но эти слова заставляют всерьёз задуматься. В журнале «Советский экран» в небольшой заметке, посвящённой молодому актёру Игорю Ясуловичу, этого героя отметили отдельно:
«Феликс — юноша, почти мальчик, инвалид, замкнутый, надломленный, недоверчивый. У него в партизанском отряде погибли братья. Игорь играет тактично и сдержанно, если так можно выразиться интеллигентно. И то, как он ходит, и как смотрит, и как слушает, создаёт щемящее ощущение человеческой трагедии. В эпизоде встречи с Михасем Феликс улыбается, и столько застенчивости, доброты и надежды в его улыбке, что она запоминается надолго. Умный и добрый артист играет эту роль».
От себя добавлю, что хоть роль Феликса в фильме «Через кладбище» не самая известная в фильмографии Игоря Ясуловича, это, бесспорно, одна из лучших его ролей.
Съёмочной площадкой для фильма стали Минск и посёлок Мир в Гродненской области. В кадре можно даже заметить величественный Мирский замок, местную достопримечательность, хотя в 1964 год, когда снимали ленту, замок выглядит не так ярко, как сегодня. В прокат «Через кладбище» вышел в преддверии торжеств по поводу 20-летия Победы. Говоря о дебютной картине, режиссёр Виктор Туров отмечал:
«В ней я хотел рассказать о тех, кто выиграл войну, сознавая всю её жестокость и противоестественность, кто, находясь бок о бок со смертью, всё отдавал для победы, потому что иначе было нельзя, потому что надо было уничтожить фашизм».
Фильм «Через кладбище» советую однозначно. Это часть истории, о которой нельзя забывать.
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: