Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Советский фильм о судьбе рядового армии вермахта

Военную картину о противостоянии, трансфрмировавшемся во взаимопомощь, снял режиссёр Григорий Никулин, фронтовик. Однако

фильм был на уровне Госкино был принят без восторга, в прокате его почти никто не видел и многие годы он пролежал на полке.

Лишь с наступлением перестроечных времён о ленте вспомнили и оказали зрителям. Называется эта работа Григория Никулина «Помни, Каспар…» (1965) по имени главного героя, того самого рядового немецкой армии.

Кадр из фильма  «Помни, Каспар…»
Кадр из фильма «Помни, Каспар…»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Сценарий написал сам Григорий Никулин. Режиссёр только что выпустил очень успешный фильм «713-й просит посадку» (1962), собравший в прокате огромную аудиторию. Но если эта картина была динамичной и захватывающей, то следующая прямо противоположной: медленной, психологичной, с небанальными операторскими решениями.

Сценарий, написанный Никулиным, назывался «Время жить», с тем же названием его запустили в производство,

но позднее ленту переименовали в «Помни, Каспар…» — эта фразой завершается действие.

Кадр из фильма. Анатолий Ромашин в роли Каспара Гролты
Кадр из фильма. Анатолий Ромашин в роли Каспара Гролты

А начинается оно с того, что немецкий солдат Каспар Гролта, оказавшись дома после фронта, узнаёт, что мать погибла под руинами. Жена Каспара Улла страдает из-за того, что Каспар должен снова возвращаться на войну, но иного пути нет. В результате неудачного десантирования на земле оказываются лишь Каспар и его начальник, убеждённый фашист, но он Каспар расправляется с ним по идеологическим соображениям. Каспар остаётся один. Параллельно развивается другая линия: в немецком лагере для советских военнопленных идёт подпольная жизнь.

Лётчика Дениса Марасаева, сбитого в бою, партийные заключённые прямо в лагере принимают в партию.
Кадр из фильма. Герман Журавлёв в роли Дениса Марасаева
Кадр из фильма. Герман Журавлёв в роли Дениса Марасаева

Как-то всех пленников выводят на площадь и явно планируют уничтожить. Но у одного из молодых немцев-охранников не выдерживают нервы: он кричит советским людям, что сейчас их расстреляют. В начавшейся суете часть пленников сбегает, и среди них Денис. Однако его коллеги гибнут, и он как и Каспар, тоже остаётся один. Советскому и немецкому солдатам суждено встретиться, и поначалу между ними будут лишь злость и ненависть. Но после

Денис спасёт безоружного немца, а потом Каспар отплатит ему тем же.
Кадр из фильма. Анатолий Ромашин
Кадр из фильма. Анатолий Ромашин

На главные роли были утверждены Анатолий Ромашин (Каспар) и Герман Журавлёв (Денис), и если для Анатолий Ромашина это были уже не первые съёмки, то Герман Журавлёв у Григория Никулина дебютировал. Позднее актёр снимался нечасто, отдавая предпочтение сцене.

Кадр из фильма. Герман Журавлёв
Кадр из фильма. Герман Журавлёв

Все остальные роли в картине можно считать второстепенными, поскольку сюжет завязан на двух центральных персонажах. Жену Каспара Уллу сыграла Зинаида Дорогова, роль Якоба, охранника, выдавшего пленным намерениями начальства лагеря и расстрелянного за такое предательство, получил начинающий актёр Игорь Ясулович,

Кадр из ильма.. Игорь Ясулович
Кадр из ильма.. Игорь Ясулович

в других ролях Владимир Пицек, Александр Михайлов, Пантелеймон Крымов, Владимир Емельянов, Оскар Линд, Аркадий Трусов,

Кадр из ильма. Аркадий Трусов
Кадр из ильма. Аркадий Трусов

Бруно Оя (естественно, в роли злобного фашиста).

Кадр из фильма. Бруно Оя
Кадр из фильма. Бруно Оя

Маленькая роль досталась Геннадию Нилова, которого тут и особо не разглядеть. Между тем, Геннадий Нилов только что блеснул в чудесной летней комедии «Три плюс два» (1963) в роли скучного физика Сундукова.

Несмотря на то, что основное действие по сюжету происходит в Белоруссии (именно там блуждают по лесам и болотам Каспар и Денис), создавали картину под Калининградом.

Куршская коса стала декорацией для лесных сцен, а сам Калиниград, который ещё не до конца восстановили после войны, изобразил родной город Каспара, где он проводит краткосрочный отпуск.

Отдельно надо отметить, что «Помни, Каспар…» в целом снят темно, ко многим кадрам приходится присматриваться, чтобы понять, что происходит. Вообще же сотрудничество Григория Никулина и оператора Дмитрия Месхиева породило необычную картинку:

в картине много затяжных планов и непривычных ракурсов.

Кроме того, герои время от времени ведут внутренние монологи, в в ряде случаев это и диалоги, но на уровне взглядов. Многие характеризуют ленту как психоделическую, и в определённом смысле с этим можно согласиться.

А вот чиновники из Госкино, раскритиковавшие фильм, упрекали Григория Никулина в идеологической неверности и склонности к пацифизму. По этой причине лента получила третью категорию, что означало крайне ограниченный прокат, поэтому-то картина и не получила хоть какой-то известности.
Фото со съёмок. Зинаида Дорогова и Анатолий Ромашин
Фото со съёмок. Зинаида Дорогова и Анатолий Ромашин

В завершение добавлю от себя, что в «Помни, Каспар…» много сцен на грани: от пугающего спокойствия до реальных истерик (как, например, у коллеги Каспара, который в самолёте начал стрелять в своих). И эти перепады непредсказуемы. Но в ходе просмотра у меня появилось соображение, что, возможно, в этом и есть основная мысль: война сводит с ума даже тех, кто с виду крепок, и у каждого своё сумасшествие. Итог: фильм, безусловно, непростой и не для развлечения. Чтобы узнать, что и такое кино снимал в шестидесятые, и услышать слова, которые сегодня в свете событий последних нескольких лет не менее актуальны, чем в 1944 году.

А вы знаете об этой роли (одной из первых) Анатолия Ромашина?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-10

В новых выпусках:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: