Военную картину о противостоянии, трансфрмировавшемся во взаимопомощь, снял режиссёр Григорий Никулин, фронтовик. Однако
фильм был на уровне Госкино был принят без восторга, в прокате его почти никто не видел и многие годы он пролежал на полке.
Лишь с наступлением перестроечных времён о ленте вспомнили и оказали зрителям. Называется эта работа Григория Никулина «Помни, Каспар…» (1965) по имени главного героя, того самого рядового немецкой армии.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Сценарий написал сам Григорий Никулин. Режиссёр только что выпустил очень успешный фильм «713-й просит посадку» (1962), собравший в прокате огромную аудиторию. Но если эта картина была динамичной и захватывающей, то следующая прямо противоположной: медленной, психологичной, с небанальными операторскими решениями.
Сценарий, написанный Никулиным, назывался «Время жить», с тем же названием его запустили в производство,
но позднее ленту переименовали в «Помни, Каспар…» — эта фразой завершается действие.
А начинается оно с того, что немецкий солдат Каспар Гролта, оказавшись дома после фронта, узнаёт, что мать погибла под руинами. Жена Каспара Улла страдает из-за того, что Каспар должен снова возвращаться на войну, но иного пути нет. В результате неудачного десантирования на земле оказываются лишь Каспар и его начальник, убеждённый фашист, но он Каспар расправляется с ним по идеологическим соображениям. Каспар остаётся один. Параллельно развивается другая линия: в немецком лагере для советских военнопленных идёт подпольная жизнь.
Лётчика Дениса Марасаева, сбитого в бою, партийные заключённые прямо в лагере принимают в партию.
Как-то всех пленников выводят на площадь и явно планируют уничтожить. Но у одного из молодых немцев-охранников не выдерживают нервы: он кричит советским людям, что сейчас их расстреляют. В начавшейся суете часть пленников сбегает, и среди них Денис. Однако его коллеги гибнут, и он как и Каспар, тоже остаётся один. Советскому и немецкому солдатам суждено встретиться, и поначалу между ними будут лишь злость и ненависть. Но после
Денис спасёт безоружного немца, а потом Каспар отплатит ему тем же.
На главные роли были утверждены Анатолий Ромашин (Каспар) и Герман Журавлёв (Денис), и если для Анатолий Ромашина это были уже не первые съёмки, то Герман Журавлёв у Григория Никулина дебютировал. Позднее актёр снимался нечасто, отдавая предпочтение сцене.
Все остальные роли в картине можно считать второстепенными, поскольку сюжет завязан на двух центральных персонажах. Жену Каспара Уллу сыграла Зинаида Дорогова, роль Якоба, охранника, выдавшего пленным намерениями начальства лагеря и расстрелянного за такое предательство, получил начинающий актёр Игорь Ясулович,
в других ролях Владимир Пицек, Александр Михайлов, Пантелеймон Крымов, Владимир Емельянов, Оскар Линд, Аркадий Трусов,
Бруно Оя (естественно, в роли злобного фашиста).
Маленькая роль досталась Геннадию Нилова, которого тут и особо не разглядеть. Между тем, Геннадий Нилов только что блеснул в чудесной летней комедии «Три плюс два» (1963) в роли скучного физика Сундукова.
Несмотря на то, что основное действие по сюжету происходит в Белоруссии (именно там блуждают по лесам и болотам Каспар и Денис), создавали картину под Калининградом.
Куршская коса стала декорацией для лесных сцен, а сам Калиниград, который ещё не до конца восстановили после войны, изобразил родной город Каспара, где он проводит краткосрочный отпуск.
Отдельно надо отметить, что «Помни, Каспар…» в целом снят темно, ко многим кадрам приходится присматриваться, чтобы понять, что происходит. Вообще же сотрудничество Григория Никулина и оператора Дмитрия Месхиева породило необычную картинку:
в картине много затяжных планов и непривычных ракурсов.
Кроме того, герои время от времени ведут внутренние монологи, в в ряде случаев это и диалоги, но на уровне взглядов. Многие характеризуют ленту как психоделическую, и в определённом смысле с этим можно согласиться.
А вот чиновники из Госкино, раскритиковавшие фильм, упрекали Григория Никулина в идеологической неверности и склонности к пацифизму. По этой причине лента получила третью категорию, что означало крайне ограниченный прокат, поэтому-то картина и не получила хоть какой-то известности.
В завершение добавлю от себя, что в «Помни, Каспар…» много сцен на грани: от пугающего спокойствия до реальных истерик (как, например, у коллеги Каспара, который в самолёте начал стрелять в своих). И эти перепады непредсказуемы. Но в ходе просмотра у меня появилось соображение, что, возможно, в этом и есть основная мысль: война сводит с ума даже тех, кто с виду крепок, и у каждого своё сумасшествие. Итог: фильм, безусловно, непростой и не для развлечения. Чтобы узнать, что и такое кино снимал в шестидесятые, и услышать слова, которые сегодня в свете событий последних нескольких лет не менее актуальны, чем в 1944 году.
А вы знаете об этой роли (одной из первых) Анатолия Ромашина?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: