Военная лётчица, Герой Советского Союза Евгения Жигуленко, отметив 50-летие, резко изменила жизнь, изумив окружающих. Будучи совсем не юной, она поступила во ВГИК, чтобы стать режиссёром. Первый фильм Жигуленко сняла, когда ей было 60, и это была знаменитая военная картина «В небе «ночные ведьмы»» (1981), который был посвящён её подругам и коллегам — молодым лётчицам, служившим в годы войны в женском авиационном полку. Лётчицы летали на простеньких самолётах, но в основном ночью, заставая фашистов врасплох. За это, а ещё за продуманность, бесстрашие и готовность к самопожертвованию
немцы прозвали девушек «ночными ведьмами». Евгения Жигуленко была одной из них, на её счету почти 800 боевых вылетов, и спустя годы она решила напомнить уже детям и внукам солдат, защищавших страны, о подвиге матерей и бабушек.
Через два года Евгения Жигуленко начала новую работу, и снова о войне — ленту о крымских партизанах «Без права на провал» (1984).
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Сценарий написал Эдуард Володарский, в его основе — рассказы писателя Георгий Северского.
Георгий Северский — ещё один фронтовик, принявший участие в создании ленты: в войну он был руководителем партизанского движения в Крыму и доподлинно знал, как опасна такая жизнь.
Герои его произведений были списаны с реальных людей, подробности были настоящими, так что книги Северского были действительно правдивыми. В кино он попробовал себя ещё в шестидесятые, а самой громкой киноработой Георгия Северского как сценариста стал многосерийный фильм «Адъютант его превосходительства» (1970) по его же однимённой книге, написанной в соавторстве с Игорем Болгариным.
В фильме «Без права на провал» героев трое: лейтенант Лозовой, которого послали к партизана для получения у них сведений о новой немецкой суперпушке, Петя Колесов, бродячий артист, присоединившийся к Лозовому, и юный Василёк, сбежавший от бабушки к партизанам. Василька партизанская жизнь тяготит: в отряде катастрофически не хватает еды. И когда с советского самолёта сбрасывают помощь,
Василёк набрасывается сухари, объедая товарищей. За такой поступок ему грозит расстрел, но командир отряда ограничивается изгнанием парня.
Меж тем, прибывший в отряд Лозовой узнаёт, что координаты пушки партизаны добыть не смогли, так что искать смертоносное орудие ему придётся самому. Тут-то и пригождается Василёк, местный житель, знающий все тайные тропы. Поиски пушки будут сложными и трагичными, за находку придётся заплатить жизнями, но задание советского командования всё же будет выполнено.
Главные роли получили Андрей Мартынов (Лозовой) и Станислав Садальский (Колесов). Оба актёра никогда не имели амплуа героев, но в этой истории важна была как раз обычная внешность: по сюжету Лозовой — бывший учитель, а Колесов — просто молодой человек, бродячий артист, путешествующий на кибитке и выступающий с сестрой, пережившей гибель матери.
Это самые рядовые люди, без колебаний вставшие на защиту родины и внёсшие пусть маленький, но всё-таки вклад в общую победу.
Роль Василька сыграл подросток Саша Лебедев. К огромному сожалению, о нём нет никакой информации, а ведь именно Василёк фактически и стал самым главным во всех смыслах героем сюжета.
В других ролях Виктор Шульгин (командир партизанского отряда), Николай Гринько (пожилой наставник Василька), Александр Вдовин. Роли немцев традиционно сыграли актёры из Прибалтики, здесь это Арнис Лицитис и Улдис Лиелдидж. Авторский текст в начале фильма и в финале читает Артём Карапетян.
А ещё в кадре появилась сама режиссёр Евгения Жигуленко. Она сыграла Дарью, мать Василька, о которой парень, как выяснилось, знал далеко не всё. Обратите внимание, как выглядит Евгения Жигуленко (напомню, ей в тот момент уже за 60).
Снимали «Без права на провал» там, где разворачивается действие (по сюжету, это лишь начало войны), — в Крыму. В итоге получилась добротная история для семейного просмотра, ценная тем, что в ней нет пафоса, легендарных героев и сражений. Авторы рассказали один из тысяч эпизодов, без которых не сложилась бы победа.
Режиссёру Евгении Жигуленко не раз задавали вопрос, почему она снова и снова возвращается к теме войны, хотя победный салют отгремел уже несколько десятилетий назад. И как в одной из статей она на этот вопрос ответила, что с высоты прожитых лет посмотреть на события войны,
«чтобы люди другого поколения сердцем почувствовали, как велики человеческие возможности, как много может вместить человеческая душа, до каких высот подняться».
Сняв «Без права на провал», Евгения Жигуленко не стала продолжать кинокарьеру и посвятила себя общественной деятельности. Но её картины о войне продолжили жить и живут сейчас, хотя, возможно, и не столь громкой жизнью, как хотелось бы.
А как вы думаете, сейчас фильмы о Великой Отечественной войне актуальны?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:
Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: