Найти в Дзене

Советский карикатурист, назвавший Ленина «шулером-премьером»

Николай Соколов (из группы Кукрыниксы). Портрет А.А. Радакова. 1930-е

12 апреля — день рождения Алексея Радакова (1877—1942), ныне позабытого, а некогда очень популярного художника-карикатуриста, иллюстратора, живописца, поэта. Рисовал он в манере, которая в дни революции 1917 года господствовала в карикатуре почти безраздельно, и которую В.И. Ленин как-то назвал «рисованием ур*дов». Кривобоких, перекошенных, асимметричных фигур, весьма далёких от реализма. Но тут уж ничего не поделаешь, таков был стиль того времени, который казался самым передовым и современным... А идеи в карикатурах Радакова — любопытные. Вот, например, серия его рисунков 1910-х годов под названием «История русского мягкотелого интеллигента» (1825—1910).

Первый рисунок помечен 1825 годом — восстанием декабристов.

-2

Где-то, чуя правду Божью
В прегрешеньях предков каясь,
В декабре по бездорожью
Брёл я, сильно спотыкаясь.


После 1917 года насмешки над декабристами в России стали сильно не в моде, и за них могли если не посадить, то хорошенько взгреть по шапке, но в 1910-е, как видим, это ещё считалось в порядке вещей.

Далее 1840 год, в изображённом можно угадать черты Виссариона Белинского (когда он носил бороду).

-3

Канты, Гегели и Бокли
Утомили очень мысли.
И мозги мои промокли,
И мозги мои прокисли!


«Неистовый Виссарион» и впрямь увлекался Гегелем и Кантом, но характеризовать русского якобинца Белинского, поклонника «матушки пресвятой гильотины», как «мягкотелого интеллигента» — это сильно. Впрочем, может быть, имелся в виду и не он.

Потом художник сразу перескакивал в 1905 год:

-4

В бурный год, когда так яро
Дух свободы разгорался
Я, при пламени пожара
В тайны Маркса погружался.


На рисунке о 1907 годе изображена тюрьма, а герой рисунка обложен трудами Льва Толстого и Достоевского.

-5

Вот в укромную обитель
Спрятан дерзкий обыватель.
Я теперь богостроитель,
Я теперь богоискатель!


В 1909 году персонаж рисунка обратился в недовольного и брюзжащего на весь свет либерала:

-6

Всем ученьям приговоры,
Всем советы, всем указы
Только — споры, споры, споры,
Только — фразы, фразы, фразы.


К 1910-му он окончательно преобразился в консерватора-охранителя, выпустил сборник «Вехи» (который спустя полвека так расхваливал и превозносил Солженицын в своём известном разговоре с Твардовским в редакции «Нового мира»).

-7

Здесь погребён интеллигента прах.
Был тощ он телом, слаб был духом.
Пусть будут бедному завязшему в словах
Вехи — пухом!


Но история, и даже история русского интеллигента, на этом отнюдь не исчерпалась, конечно. Дальше художник мог бы писать её по собственной биографии! :)

В те годы сам он в веховство не впал, прилежно обличал царских сатрапов. Вот, например, его карикатура на генерал-адъютанта Трепова, автора знаменитого приказа 1905 года «Патронов не жалеть!».

-8

1907. Карикатура на генерала Трепова

А это министр народного просвещения Дмитрий Толстой и бедный гимназист, которого министр придавил тяжеленным томом Цицерона:

-9

1907. Карикатура на министра народного просвещения Дмитрия Толстого (1823—1889)

В 1914-м Алексей Радаков, как и большинство «мягкотелых интеллигентов», горячо поддержал Россию в мировой войне. Из-под его пера стали теперь выходить ура-патриотические рисунки. Вот один из них. Это, кстати, как раз венец эпохи «рисования ур*дов».

-10

1914—1917. «Модные танцы (танцы войны). Кто что пляшет. Полька-мазурка (исполняется немцами в Мазурских болотах). Танец живота (константинопольский. Танцуется, когда есть нечего)»

Вот как плохо супостатам России приходится. Они непременно проиграют, тут и сомнений никаких быть не может. По современному выражению, сто пудофф! :)

-11

«Венский вальс (танцуется медленно, но верно). Казачок (самый лихой танец)»

Один русский казачок хорош, вот как лихо и победоносно он отплясывает на поверженных им трупах тевтонов!
Но потом что-то пошло не так.
Грянула Февральская революция, которую Радаков, впрочем, тоже восторженно приветствовал. В это время он был одним из ведущих художников либерального сатирического журнала «Новый Сатирикон». Первый послереволюционный номер которого вышел с его рисунком на обложке! Что там изображено, понять мудрено, но ясно, что что-то ликующее, восторженное! :)

-12

Март 1917. «Сказочка.
— Был двор, на дворе — кол, на колу — мочала... не начать ли сказочку сначала?
— Нет уж, пожалуйста, увольте!»

-13

Обложка первого послереволюционного номера «Нового Сатирикона». 17 марта 1917. На обложке лозунг «Да здравствует республика!»

Ну, зато вот здесь всё ясно, как пень, из того же номера журнала:

-14

«Четвёртый партнёр. Шах, Абдул-Гамид и португальский Мануэль: — А-а-а! Нашего полку прибыло! Вот и четвёртый партнёр для винта!»
(Османский султан, португальский король и иранский шах были свергнуты революциями в своих странах в 1908—1910 годах).

Но потом опять что-то пошло не так! Из Германии прибыл пломбированный вагон, начинённый
взрывчаткой шпиёном германского генштаба неким Н. Лениным. Который повёл злостную большевицкую подрывную пропаганду.

-15

Июль 1917. «Ну, как не порадеть родному человечку?..
Русское наступление. Большевик: — Мишенька, милый! Ведь так ты ему можешь больно сделать!»

-16

«Разогнался.
Русский эсдек (из «Правды»): — Товарищ немецкий рабочий! Протянем друг другу руки!
Немецкий эсдек: — Не могу свою протянуть: шрапнели для войны делаю!»


Но дело обстояло даже ещё хуже!.. Что бы мог сделать один шпиён — но тут весь народ оказался
шпиёном не торт! Он, можете себе представить, не хотел воевать и не слушал умнейших проповедей того самого «мягкотелого интеллигента».

-17

1917 год, август. «Меньший брат. «Народ — это большой ребёнок и долг интеллигенции вынянчить этого ребёнка». (Из речей на митингах)».

На рисунке, как видим, интеллигент в очках (или пенсне) кое-как выбирается из-под туши пьяного детины с бутылкой водки в руках. Тот беспробудно спит, разинув рот...

А потом всё пошло ещё хуже!.. Тот самый упомянутый выше шпиён по кличке Н. Ленин этим никудышным, негодным народом оказался вознесён на самую вершину власти.
Здесь художник, как и сам журнал, страшно соболезнует русскому офицерству, на лоб которого пьяная большевицкая матросня и солдатня водрузила окровавленный терновый венец.

-18

Большевики заткнули окно в Европу! И главное, чем заткнули! О, ужас!.. :)

-19

1918. «Окно в Европу — теперь. Пётр I: — Ба, теперь вижу, что окно в Европу забито плотно!»

Пётр Первый негодует! Правда реальный, исторический Пётр в действительности объяснял своему соратнику Остерману: «Нам нужна Европа на несколько десятков лет, а потом мы к ней должны повернуться задом». Так что, получается, большевики просто-напросто в точности исполнили завет Петра. Но то такое...

А это карикатура на Ленина, вернее, на его намерение создать Красную Армию, которая первоначально была добровольной.

-20

Февраль 1918. «Военная идиллия.
— О, добрый товарищ Ленин! Ты хочешь создать добровольную армию. На тебе наши костыли и протезы! Может быть, ты из этого и создашь что-нибудь добровольное!»


Типичный образец поэзии Алексея Радакова 1918 года:
...Опытной рукой шуллера-премьера
На глупые рожи наведен грим.
И Дантона, и Марата, и Робеспьера,
И великие роли розданы им.


«Шуллер-премьер», как нетрудно понять — это тоже В.И. Ленин.

А тут «шуллер-премьер» Ленин с ангельскими крылышками за спиной преподносит рабочему по случаю Первомая 1918 года праздничное блюдо — красную гвоздику:

-21

1918. «Первое мая. День первомайской гвоздики. Ленин: — Вот, голубчик, кушай. Красная гвоздика. Твоё любимое блюдо.
Рабочий: — Эх! К этому бы кушанью да гарнир из картошки, да говядины!!.»


А потом... потом жизнь взяла своё, и художник начал перестраиваться в соответствии с её требованиями. Не будем вникать в мелкие детали этого процесса, но вот плоды метаморфозы. На рисунке Радакова сознательный большевистский рабочий обуздывает злого капиталиста, торгующего смертью:

-22

Из серии рисунков «История Гражданской войны». 1938

Э, подождите, а раньше, помнится, сам художник что-то другое про эту войну вещал, и про большевиков?.. Померещилось, наверное. :)

А здесь красноармеец своим штыком героически расшвыривает в разные стороны интервентов Антанты и всё это белое офицерьё — её ставленников и марионеток.

-23

И про бедное-несчастное мученическое офицерство, наверное, тоже выше померещилось... :)

А вы говорите... русский мягкотелый интеллигент... В действительности всё было сложнее, гораздо сложнее... :)