Проба "10 слов" была разработана отцом отечественной нейропсихологии А. Р. Лурия. Методика позволяет оценить объем слухоречевой памяти, скорость запоминания, динамику заучивания, контроль над мнестической деятельностью.
Инструкция звучит так: "Сейчас я прочитаю тебе список слов. Твоя задача - внимательно слушать и запоминать их. Когда я закончу, ты должен будешь назвать все слова, что запомнил. Называй в любом порядке - как вспомнишь, так и называй. С первого раза мало кто припоминает все слова, поэтому я буду читать их повторно. Твоя задача - запомнить и назвать как можно больше. Ты понял? Тогда начинаем".
Слова специально подобраны таким образом, чтобы все они были эмоционально нейтральными, примерно равной длины, из разных лексических групп. Существуют различные списки слов. Приведу некоторые варианты:
- Лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мёд.
- Стул, весна, гриб, пальто, мыло, луна, забор, санки, земля, кот.
- Стол, дом, кот, звон, хлеб, брат, боль, окно, звук, ночь.
В начале психолог четко и неторопливо зачитывает список.
Для фиксации результатов потребуется протокол. Его лучше прикрыть рукой, чтобы ребенок не читал слова, а опирался лишь на слуховое восприятие и память.
Слова зачитываются согласно порядку в протоколе: слева направо.
Вторая строка (1) предназначена для записи результатов первого воспроизведения. Например, ребенок говорит: "Стул, вода, игла, лес, а дальше не помню". Психолог записывает порядок воспроизведения числами - от 1 до 10.
Ребенок вспоминает слова в любом порядке, как указано в инструкции. Но для оценки результатов порядок припоминания слов может быть важен, поэтому он фиксируется.
Если ребенок повторяет какие-то слова, каждое называние отмечается отдельным числом. Например, ребенок говорит: "Лес, хлеб, вода, брат, лес".
Бывает, дети припоминают слова, которых не было в стимульном материале. Для их записи есть отдельная колонка - "Привнесения". Например, ребенок говорит: "Лес, стул, лошадь, гриб, сосна".
Привнесения могут возникать по ряду причин.
- У ребенка не сформирован фонематический слух, поэтому он называет близкое по звучанию слово: не "лес", а "лис", не "брат", а "брать", не "вода", а "воля", не "игла", а "игра". Это фонетическая ошибка. В случае сохранного физического слуха она может указывать на функциональную несформированность левых височных отделов у правшей.
- Страдает избирательность памяти, поэтому слова заменяются схожими по смыслу: не "мёд", а "пчела", не "гриб", а "мухомор", не "хлеб", а "булка", не "конь", а "лошадь". Это семантическая / ассоциативная ошибка. В совокупности с другими симптомами она может указывать на функциональную несформированность теменно-затылочных отделов мозга.
- Повторение слов и/или множественные ассоциации могут указывать на функциональную дефицитарность лобных отделов. Страдает контроль над процессом запоминания. Например, ребенок говорит: "Лес, хлеб, булка, мороженое, лес, булка".
Нейропсихологи обозначают ошибки специальными терминами.
- КонТАМинация (видел где-то ТАМ) - когда припоминается стимул из другой пробы. Например, 5 минут назад ребенок рассматривал картинки, среди которых был чайник. И теперь слово "чайник" воспроизводится им в пробе "10 слов".
- КонФабуляция (Фантазия) - когда припоминается стимул, которого не было, то есть ребенок фантазирует, вплетает слова.
- Персеверация (Повтор) - когда повторяются уже названные слова. Например: "Лес, хлеб, окно, лес, хлеб, мёд, хлеб".
Если ребенок допускает конфабуляцию или контаминацию, следует тут же его исправить: "Такого слова не было". Допустим, при первом предъявлении слов он припоминает: "Лес, окно, вода, брат, конкурс". Вы говорите: "Слова "конкурс" не было". Если ребенок и далее привносит это слово, можно не исправлять ошибку, но стоит отметить для себя снижение критичности и самоконтроля.
Такая процедура проводится с каждым новым привнесением. В первый раз оно исправляется психологом. При повторной ошибке ребенка - нет.
После первого предъявления слов психологом и воспроизведения ребенком список зачитывается второй раз. И так повторяется до тех пор, пока ребенок не назовет все слова. Но не более 5 раз! Если к 5 воспроизведению испытуемый не называет все слова, объем памяти считается сниженным. Если же испытуемый называет все слова к 3 или 4 воспроизведению, то далее можно не читать.
В оценке ориентируйтесь на возрастные нормы.
- Объем слухоречевой памяти к 5 повторению = возраст + 1. Например, ребенок 7 лет должен запомнить к 5 повторению 8 слов. Ребенок 5 лет - 6. Поэтому вы самостоятельно можете решить, какой вариант стимульного материала подобрать по возрасту. Допустим, для ребенка 7 лет вы можете использовать список из 10 слов. Или сократить этот список до 8 слов, предполагая, что этого будет достаточно для нормального уровня памяти. Я рекомендую сокращать число слов для дошкольников: детям 4 лет называть 5 слов, детям 5 лет - 6 слов, детям 6 лет - 7 слов. А школьникам предъявлять весь список из 10 слов, но помнить про возрастные нормативы. Так вы сможете выделить детей не только с достаточной, но и с сильной памятью.
- Для оценки скорости включения в задание ориентируйтесь на следующие данные. При 1 повторении ребенок 5 - 6 лет должен назвать не менее 3 слов. Ребенок 7 - 8 лет - не менее 4. Ребенок 9 лет и старше - не менее 5 слов.
- Также оцените динамику заучивания. Например, кривая запоминания "3 - 5 - 6 - 3 - 2 слова" может указывать на истощение. Кривая "2 - 3 - 5 - 10" - на трудности вхождения в задание. Кривая "5 - 2 - 6 - 3 - 7" - на колебания внимания, повышенную отвлекаемость.
Через 10 - 20 минут, заполненных другими пробами и заданиями, психолог спрашивает ребенка: "Помнишь слова, которые мы учили? Можешь их назвать?" Это отсроченное воспроизведение. В норме ребенок припоминает количество слов, равное возрасту, то есть 1 слово может "потеряться".
Приведу пример хорошего уровня слухоречевой памяти.
Не забудьте поставить 🧡 за полезный материал!
Результатами делитесь в комментариях - помогу с интерпретацией 👇