Найти в Дзене
Юрий Пашолок

Трехосный носатый бронегрузовик от КамАЗ

Рассказ о защищенном грузовом автомобиле КамАЗ-5385, одной из новинок международного военно-технического форума "Армия-2024"

То, что во время затяжных конфликтах скорость разработки новых образцов вооружения и военной техники возрастает, не является секретом. Не является исключением и колесная техника. В годы Второй мировой войны состав колесной техники ряда армий мира, по ходу боевых действий, весьма существенно изменился. Связано это оказалось, в том числе, с полученным боевым опытом. На смену одним моделям пришли другие, более подходившие для реалий войны. Вот и в наши дни ситуация чем-то похожа. Не в таких масштабах, но тем не менее.

КамАЗ-5385 на "Армии-2023"
КамАЗ-5385 на "Армии-2023"

В нынешнее время основные метаморфозы можно наблюдать в случае с бронемашинами. Хотя облик обычной колесной техники постепенно меняется, боевые действия на этот процесс имеют самое непосредственное влияние. Говорить о том, что прямо сейчас поменяется весь модельный ряд, несколько наивный. Тем не менее, новинки появляются, причем не только в виде выставочных образцов. Постепенно они появляются в войсках. Касается это и машин производства КамАЗ. На форуме "Армия-2024" показали очередную порцию новинок, включая и семейство трехосных грузовиков КамАЗ-5385.

В тот момент машина показывалась на официальном стенде.
В тот момент машина показывалась на официальном стенде.

Когда-то в Советском Союзе была система, когда каждый завод выпускает какую-то определенную продукцию. Особенно это было ярко выражено среди военных автомобилей. Такой подход, с одной стороны, оптимален с точки зрения стандартизации продукции, для военных это очень удобно. С другой стороны, это убивает конкуренцию, а такой подход приводит к деградации. Производитель знает, что его продукцию всё равно возьмут, поэтому не особо чтобы напрягается. Кстати, такая проблема далеко не только у нас. За рубежом сталкивались с аналогичными проблемами.

А это уже "Армия-2024". Центральная экспозиция автомобильной техники, намек на серийный выпуск.
А это уже "Армия-2024". Центральная экспозиция автомобильной техники, намек на серийный выпуск.

Сейчас ситуация изменилась. Наиболее заинтересованные производители уже не особо стесняются и пытаются, порой с успехом, залезть в те сегменты, где сидят их конкуренты. Подобные процессы можно наблюдать и в Миассе, и в Набережных Челнах. После смерти ЗИЛ сегмент средних грузовиков с колесной формулой 6Х6 быстро заполнился продукцией КамАЗ. Случилось это задолго до его смерти, семейства "Мустанг" появилось довольно давно. Метят производители и в сегмент машин вроде "Шишиги".

Схема машины 2023 года. От машины с форума "Армия-2024" отличия минимальные.
Схема машины 2023 года. От машины с форума "Армия-2024" отличия минимальные.

Ныне главным грузовиком российской армии с колесной формулой 6Х6 является КамАЗ-5350, также относящийся к семейству "Мустанг". Выпускается он с 2003 года, унифицирован с моделями КамАЗ-4350 (колесная формула 4Х4) и КамАЗ-6350 (колесная формула 8Х8). Используются на них обычные кабины, хотя бронированные кабины на том же КамАЗ-5350 появились уже достаточно давно. Но использовались они в крайне ограниченных объемах и для специальных версий. Причина очень простая: бронированная кабина - это дополнительная нагрузка на шасси, а также лишние денежные затраты.

В данном случае базовое исполнение, то есть защищенный грузовик.
В данном случае базовое исполнение, то есть защищенный грузовик.

Ситуация существенно изменилась после начала СВО. Бронированные кабины стали крайне актуальными, настолько, что очень быстро появились самодельные бронекабины. Очень похожие процессы можно было наблюдать и в ряде других похожих конфликтов. Естественно, требования мирного и военного времени сильно отличаются. Заводские бронекабины появились, они вполне серийные, но быстрым этот процесс быть не можем. Действия "молодых реформаторов", которым были не нужны станки, бесследно не прошли. Сейчас пожинаем плоды всех эих "достижений".

Сетки - один из вариантов защиты. Впрочем, сейчас обвешивают так, что родная мама не узнает.
Сетки - один из вариантов защиты. Впрочем, сейчас обвешивают так, что родная мама не узнает.

Вместе с тем, одними только бронекабинами дело не ограничивается. Опыт боевых действий подсказывает, что наиболее удачным решением является капотная компоновка. У нее, естественно, есть набор недостатков, но с точки зрения мирного времени. А вот в военное время лишние габариты перед кабиной совсем не являются лишними. В итоге это привело к тому, что в линейке грузовиков КамАЗ появилось семейство, которое именуют как "бронированные автомобили многоцелевого назначения для работы в условиях огневого противодействия противника."

Впрочем, и такая защита, как база, неплоха.
Впрочем, и такая защита, как база, неплоха.

Образно говоря, данное семейство можно считать бронированным аналогом "Мустангов", разве что машин с колесной формулой 8Х8 в нем не представлено. Появились эти машины не из неоткуда. Прародителем отчасти можно считать Специальное Транспортное Средство (З-СТС), оно же "Ахат". Создали его в 2022 году за считанные недели, причем используется здесь шасси с колесной формулой 6Х6. Достаточно одного взгляда на кабину и капот, чтобы понять, откуда они появились.

КамАЗ-5385ДК (АМН-БДК 6Х6), оснащенный двухрядной кабиной.
КамАЗ-5385ДК (АМН-БДК 6Х6), оснащенный двухрядной кабиной.

Впервые трехосное семейство КамАЗ-5385 показали в 2023 году, на форуме "Армия". Причем официальное обозначение как "бронированный автомобиль многоцелевого назначения" вполне соответствовало демонстратору. То, что машину иногда именуют MRAP, внимание не обращайте, пишущие и говорящие это люди часто не в курсе, какие броневики являются MRAP. Тут именно бронегрузовик, причем вариант 2023 года показывался в весьма продвинутом исполнении, с дополнительной защитой и турелью на крыше.

Естественно, размеры кузова стали меньше.
Естественно, размеры кузова стали меньше.

Год спустя, на форуме "Армия-2024", бронированный грузовик отличался большим разнообразием исполнения. Впрочем, самым важным знаком было другое. Аналогично своем двухосному собрату, КамАЗ-5385 оказался представлен на основной площадке, где представлены серийные образцы. Это прямой намек на то, что машина уже находится в серии. В больших количествах, конечно, они пока не используются, тем не менее, процесс пошел. На фронтовых снимках бронированное семейство вполне мелькает.

Впрочем, чаще такие варианты нужны как шасси.
Впрочем, чаще такие варианты нужны как шасси.

Помимо этого, можно было заметить, что постепенно начинается разрастание грузовика в отдельное семейство. Новинкой форума "Армия-2024" стала версия КамАЗ-5385ДК (АМН-БДК 6Х6), оснащенная двухрядной кабиной. Естественно, длина грузовой платформы сократилась, а грузоподъемность снизилась до 5100 кг. Но такие шасси вполне востребованы, в том числе, и для монтажа специального оборудования. Еще одной относительной новинкой стала машина КамАЗ-5385ПЗ (АМН-Б ДОПОГ 6Х6), предназначенная для перевозки опасных грузов.

"Защищенный" вариант КамАЗ-5385ПЗ (АМН-Б ДОПОГ 6Х6) 2024 года.
"Защищенный" вариант КамАЗ-5385ПЗ (АМН-Б ДОПОГ 6Х6) 2024 года.

Следует лишний раз подчеркнуть, что КамАЗ-5385 не является заменой КамАЗ-5350. Это скорее дополнение, которое имеет вполне определенную специализацию. Насколько массовым оно будет в дальнейшем, покажет время. В любом случае, появление данного семейства - уже крайне интересный знак. Всё остальное будет зависеть от заказчика и производственных возможностей исполнителя.

Другие материалы по современной российской колесной технике и бронемашинам:

Рассказ о БТР-82А Усовершенствованном (он же БТР-22), одной из новинок международного военно-технического форума "Армия-2023"

САЗП-57, одна из новинок международного военно-технического форума "Армия-2023"

Защищенный санитарный автомобиль ЗСА-УК "Линза" на Параде Победы-2024

Тактический броне-УАЗ, он же "Кадет", от "Оборонавто"

КамАЗ 4385-0000355, он же АМН-БПВ 4Х4 на Армии-2023, или в кильватере "Ахмата"

Рассказ о защищенном специальном транспортном средстве ЗСТС-1944 "Сармат-3", одной из новинок форума "Армия-2024"

Грузовик ГАЗ С41А23 Садко NEXT 4x4 с бронированной кабиной от АРЗ (он же "Штурм"), новинка форума "Армия-2024"

Рассказ об обновленной версии бронетранспортера БТР-22, который представили на международном военно-техническом форуме "Армия-2024"

Рассказ о специальном транспортном средстве СТС Фарис, одном из экспонатов международного военно-технического форума "Армия-2024"

Рассказ о тактическом автомобиле "Улан", одной из новинок международного военно-технического форума "Армия-2024"

Обновленная версия защищенного санитарного автомобиля ЗСА-УК "Линза" (ЗСА-Т) на форуме "Армия-2024"

Рассказ о легкой бронемашине "Кадет", обновленная версия которой показывалась на форуме "Армия-2024"

Рассказ о колесном тактическом транспортере "Пластун-ТТ", новинке международного военно-технического форума "Армия-2024"

Рассказ о грузовой машине КамАЗ-4385, одном из экспонатов форума "Армия-2024"

Рассказ о многоцелевой машине Чаборз М-5, одном из экспонатов форума "Армия-2024"

Рассказ о бронемашине ЗА-СпН-С/ОПУ (защищенный автомобиль специального назначения), одном из экспонатов форума "Армия-2024"