Часто клиенты обращаются с четкими запросами на уровне перспектив компании. Нужна стратегия развития, выхода на новые рынки, расширения.
" Давай спланируем новые точки или представительства".
Когда предлагаешь начать со стратегической сессии, многие отвечают, что пробовали и не хотят заниматься этим бесполезным делом.
"Нам уже проводили, и что? Просто положили в стол листочки с флипчарта".
Когда начинаешь рассказывать что это за инструмент и какие вопросы компании он закрывает, часто реакция та же.
"Не хотим тратить на это время".
Интересно, подумал я. Ну как можно идти в стратегию, когда у тебя не построен фундамент стратегического планирования деятельности компании?
На вступительной встрече-интервью для разработки стратегии компании я применил несколько практик из модерации стратегической сессии и получил просто шквал эмоций.
"Так вот как это работает? Мы за 1 час работы смогли увидеть ценности компании и пользу, которую она приносит своим клиентам?")) "А можно еще?"
Меня зовут Антон Карпов - практикующий маркетолог с 20-летним стажем реализации проектов федерального и регионального уровня. В этой статье я расскажу, что такое стратегическая сессия, как она должна проходить и чего можно ожидать от ее проведения. Рассказ будет опираться на опыт проведения стратегических сессий и составления стратегий маркетинга в 200+ компаний РФ.
Стратегическая сессия — это формат групповой работы с участием ключевых руководителей и сотрудников компании, направленный на разработку плана развития организации. Чаще всего это оперативные мероприятия ( от 6 месяце до года), но есть и формат модерации долгосрочных целей на 3-5 лет. Хотя, сейчас 2 года - это уже долгосрочые цели.
Стратегическую сессию делают в любой момент деятельности компании. Она может опираться на начало очередного цикла стратегического планирования, а может служить точкой "взбодрения" основного или вспомогательного направления компании. Большинство стратегических сессий проходит в ноябре-декабре. Это идеально, но не обязательно начинать жизнь с "понедельника".
Собирать и корректировать план развития компании нужно тогда, когда в этом есть необходимость (запуск нового направления, освоение технологий, кризисная ситуация, застой, стагнация, резкий рост).
Стратегическая сессия особенно актуальна, если компании попала в условия неопределенности: резко меняется рынок (целевой покупатель и его поведение), условия ведения бизнеса (санкции, приход сильного конкурента, устаревание бизнес-модели,…).
Главная цель стратегической сессии: актуализировать и увидеть базовые ценности компании, пользу и ключевые цели. Силами команды проработать новое направление развития, определить набор главных и второстепенных задач и проектов.
Стратегическая сессия — это как работа с парусами на яхте — правильная постановка позволяет поймать ветер и быстрее добраться до цели. В принципе, добраться до цели.
Дополнительные цели: актуализировать понимание иерархии и ролей в компании, позиций на рынке, настроить команду необходимость проведения изменений, объединится вокруг большой цели и согласовать эту цель с сотрудниками, сделать менеджеров причастными к принятым стратегическим решениям (если человек был участником процесса выработки решения, его вовлеченность в реализацию такого решения сильно выше). Сценарий каждой стратегической сессии прорабатывается заранее. С каждым участником проводится предварительное интервью.
Самые популярные задачи стратегической сессии:
- Найти новые точки роста бизнеса
- Определить Видение и стратегические цели
- Согласовать цели и приоритеты в управленческой команде (часто, у руководителей подразделений разные взгляды на дальнейшее развитие бизнеса)
- Обсудить и принять важные для компании решения: смена бизнес-модели, выход на новые рынки, инвестиции в новые продуктовые направления, трансформация орг. структуры, …
- Вовлечь сотрудников, сделать причастным большим целям, снизить сопротивление при проведении будущих изменений
- Провести сессию по продвижению новых продуктов
- Определить стратегию роста компании
- Разработать план выхода на новые рынки сбыта
Признаки того, что пора провести стратегическую сессию
- Компания находится в условиях неопределенности, резко меняется рынок, условия ведения бизнеса, конкурентное поле, …
- Обновление и рост команды. Появились новые сотрудники и необходимо выработать с ними единый план действий.
- Необходимость синхронизировать видение дальнейшего развития компании. Каждый отдел занимается выполнением своих задач, но при все должны стремиться к выполнению общих целей.
- Компания выполнила прошлый стратегический план, входит в новый стратегический цикл
- У компании нет понимания направления движения. Все отделы просто далают свою работу, которая не складывается в общий результат
Нужна ли вашей компании страт. сессия? Опишите свою ситуацию и мы обсудим какие результаты может дать стратегическая сессия.
Структура стратегической сессии читать