Найти в Дзене
ШКОЛА КРАСОТЫ

Что делать если пришла проверка в салон красоты?

Оглавление

Федеральный закон № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» гласит, что любые организации, оказывающие бытовые услуги населению, подлежат регулярным проверкам.

Право осуществлять такие проверки имеют следующие инстанции:

  1. Пожарный надзор и МЧС. Их задача – удостовериться, что все нормы пожарной безопасности соблюдены должным образом.
  2. Роспотребнадзор. Задача – проверять соблюдение работниками салона санитарных правил: порядка проведения дезинфекции, обработки инструментов и т. п. Также сотрудники Роспотребнадзора следят за оформлением договоров, вывесок, уголков клиента – то есть за тем, чтобы закон о соблюдении прав потребителей не был нарушен.
  3. Росздравнадзор. Инспекторы из данной инстанции осуществляют проверку в том случае, когда салон красоты, помимо основных, предоставляет клиентам медицинские услуги.
  4. Налоговая инспекция. Задача ее сотрудников – следить за соблюдением руководством салона налогового законодательства.
  5. Трудовая инспекция. Ее задача – контролировать правильность оформления трудовых отношений.
  6. Энергонадзор. Задача инстанции – следить за техническим состоянием и безопасным использованием электроприборов.
  7. Федеральная миграционная служба. Ее сотрудники проверяют, на законных ли основаниях работают в салоне иностранные граждане.
  8. Роскомнадзор. Задача инспекторов – следить за защитой персональных данных.
  9. Прокуратура. Ее сотрудники могут осуществлять проверку по самым разным направлениям деятельности салона.
  10. Полиция.

План будущих инспекций выкладывается на официальном сайте Роспотребнадзора ежегодно в начале января. Кроме того, не позже чем за три дня до проверки вы получите от проверяющей организации письменное уведомление.

Даже если вы уверены, что ваш салон безупречен во всех отношениях, к инспекции все равно следует подготовиться. Но учтите: в реестре проверок размещена информация лишь о плановых визитах представителей Роспотребнадзора. Проверка может случиться внезапно, и, как правило, для этого бывает причина. Это мы разбирали в прошлой статье.

Чаще всего подобные проверки салонов красоты провоцируют жалобы клиентов, но даже в такой ситуации предпринимателей обычно предупреждают за сутки до появления инспектора. Исключение – форс-мажорные обстоятельства вроде массового заражения клиентов опасными болезнями.

Имейте в виду: инспекторы очень строго относятся к соблюдению закона «О защите прав потребителей». Особое внимание они обращают на следующие моменты:

  • наличие в «уголке потребителя» свидетельства, лицензии и другой необходимой информации о салоне;
  • наличие правильно оформленной книги жалоб;
  • соответствие помещений салона всем требуемым нормам;
  • верное оформление прайс-листов на услуги;
  • соблюдение санитарных норм.

По закону присутствие директора во время инспекции не обязательно, в качестве представителя проверяемой организации может выступать кто-то другой. В данном случае этот «кто-то» – администратор, причем администратор грамотный: он обязан знать, какие документы должны представить инспекторы, как зафиксировать результаты их действий и т. п

Проверка салона красоты должна выявить его соответствие следующим нормам:

  • Заведение, предлагающее услуги разной направленности, должно предоставить каждому специалисту изолированное помещение. Допустимо объединять кабинеты, если один мастер выполняет услуги смежного направления, к примеру, делает маникюр и педикюр.
  • Главное для салона красоты – забота о безопасности клиентов. В салоне должно иметься горячее и холодное водоснабжение, канализация. Педикюрные кабинеты обязаны быть оборудованы двумя ваннами. Если помещение небольшое, можно обойтись и одной, но тогда при обслуживании клиентов необходимо пользоваться одноразовыми вкладышами.
  • Заведение должны быть технические и бытовые помещения. Если сотрудников в салоне немного, комнаты для персонала можно объединить.
  • В салоне должна присутствовать вентиляционная система. Если есть солярий, необходима приточно-вытяжная вентиляция с механическим побуждением. Без нее можно обойтись только в тех случаях, когда используются модели соляриев с собственной вентиляцией.

При проверке салонов красоты инспекторы Роспотребнадзора чаще всего выявляют следующие типы нарушений:

  • Помещения салона не соответствуют требованиям: рабочие места мастеров недостаточно просторны; нет отдельных кабинетов для разных видов услуг; недостаточно яркое освещение; нарушены нормы вентиляции и т. п.
  • Обработка инструментов не дает гарантии их стерильности. То же касается дезинфекции парикмахерских.
  • На используемые косметические средства отсутствует документация.
  • Нет документов на дезинфицирующие средства, не указаны даты разведения на емкостях, нет данных о концентрации. Журнал учета этих средств ведется нерегулярно.
  • Нехватка инструментов, инвентаря для уборки.
  • Отсутствуют люминесцентные лампы, нет специализированных помещений для хранения волос (если есть парикмахеры).
  • Нет данных о прохождении мастерами плановых медосмотров. У персонала отсутствуют медицинские книжки.

Проверка салона красоты началась, но на месте нет руководителя, главного бухгалтера и сотрудников, ответственных за сохранность данных. Тем не менее инспектор приказал открыть сейф, начал настаивать на допуске к клиентской базе, бухгалтерской и финансовой документации.

И снова возможны два варианта действий:

  • Предоставить всю необходимую документацию, но затем обжаловать действия прокуратуры в суде.
  • Материалы не предоставлять с объяснением причин отказа, который нужно оформить письменно, указав, что документация будет доступна по возвращении ответственных лиц. Попросить представителя прокуратуры подписать данную бумагу. Это убережет от привлечения к административной ответственности из-за неисполнение требований проверяющего.

ШТРАФЫ:

Многократное нарушение трудового законодательства

Штраф для должностного лица От 10 тысяч до 20 тысяч рублей. Возможна дисквалификация на срок до трех лет

Штраф для ИП От 5000 до 10 тысяч рублей

Штраф для юридического лица От 50 тысяч до 100 тысяч рублей

Наём на работу сотрудников, не имеющих разрешения на деятельность (к примеру, медкнижки)

Штраф работодателю – от 10 тысяч до 20 тысяч рублей

Штраф сотруднику – от 3000 до 5000 рублей

Ошибочно оформленный трудовой договор или его отсутствие

Штраф для должностного лица От 10 тысяч до 20 тысяч рублей

Штраф для ИП От 5000 до 10 тысяч рублей

Штраф для юридического лицаОт 50 тысяч до 100 тысяч рублей

Многократное выявление отсутствия трудового договора. Игнорирование ранее выданных предписаний. Повторное допущение к работе сотрудников, не имеющих соответствующего разрешения

Штраф для должностного лица Отстранение от деятельности на три года

Штраф для ИП От 30 тысяч до 40 тысяч рублей

Штраф для юридического лица От 100 тысяч до 200 тысяч рублей

Нарушение правил по охране труда

Штраф для должностного лица и ИП От 2000 до 5000 рублей

Штраф для юридического лица От 50 тысяч до 80 тысяч рублей

Повторное нарушение правил по охране труда

Штраф для должностного лица и ИП От 30 тысяч до 40 тысяч рублей. Также грозит отстранением от деятельности на срок до трех лет

Штраф для юридического лица От 100 тысяч до 200 тысяч рублей. Возможна дисквалификация на три месяца

Допущение к работе сотрудников, не прошедших инструктаж по технике безопасности

Штраф для должностного лица и ИП От 15 тысяч до 25 тысяч рублей

Штраф для юридического лица От 60 тысяч до 80 тысяч рублей

Непредоставление персоналу средств индивидуальной защиты

Штраф для должностного лица и ИП От 25 тысяч до 30 тысяч рублей

Штраф для юридического лица От 130 тысяч до 150 тысяч рублей

5 рекомендаций по поведению во время проверки салона красоты.

1. Не поддавайтесь панике, старайтесь вести себя сдержанно.

Спокойное, нейтрально-добродушное поведение во время проверки салона красоты представителями органов надзора позволит вам не допустить ошибок, вызванных эмоциональным перенапряжением. Не нужно считать инспекторов врагами – это всего лишь люди, выполняющие свою работу. Если вы не сдержитесь и проявите агрессию, то потеряете контроль над ситуацией, что может привести к неприятностям. И наоборот: спокойное и в некоторой степени даже добродушное общение с представителями власти позволит вам узнать истинную цель ревизии и выиграть время для выбора правильной линии поведения. Ни в коем случае не спорьте с инспекторами и не вступайте с ними в силовое противодействие, даже если вы уверены, что придраться к компании невозможно.

2. Попросите инспектора показать вам документы, подтверждающие его полномочия. Внимательно изучите предоставленные вам бумаги, запишите данные проверяющего (фамилию, имя, отчество, должность), а также информацию о его удостоверении (номер, дату выдачи, название учреждения). Это позволит вам понять, каким надзорным органом инициирована проверка, и поможет при обжаловании результатов инспекции, если вдруг возникнет такая необходимость.

3. Не стесняйтесь использовать в ходе проверки аудио- и видеозаписывающую аппаратуру. По закону никто не может запретить вам производить аудио- или видеосъемку на принадлежащей вам территории. Более того, в последнее время представители проверяющих ведомств сами часто фиксируют ход мероприятия. К примеру, налоговые инспекторы имеют такое право в соответствии с пунктом 4 статьи 92 Налогового кодекса. Такая мера не только предотвращает превышение полномочий со стороны представителей надзорных органов, но и в случае необходимости облегчает доказательство невиновности проверяемой стороны. На вопросы контролеров нужно отвечать строго по делу, в рамках, ограниченных трудовой функцией. Довольно часто инспекторы в ходе проверки салонов красоты задают разного рода наводящие и даже каверзные вопросы с целью собрать необходимую информацию. Некоторые сотрудники реагируют на подобную провокацию и начинают делиться своим субъективным мнением или ничем не обоснованными догадками. Поэтому руководителю салона, узнавшему о предстоящей проверке, полезно будет заранее поговорить с подчиненными и предупредить их о непозволительности таких действий. Нужно дать понять сотрудникам, что они должны отвечать только на вопросы, непосредственно относящиеся к их служебным обязанностям, прописанным в трудовом договоре.

4. Фиксируйте передачу инспектору любых документов. Контролер может получить затребованный материал только по акту приема-передачи, содержащему данные о наименовании документа, количестве его страниц, информации о том, копия или оригинал были переданы инспектору. Подобный акт составляется в двух экземплярах, один из которых предназначен для инспектора, другой – для представителя салона красоты. На каждом экземпляре должны стоять подписи проверяющего и должностного лица организации. Инспектор может изымать оригиналы документов только в исключительных случаях, например, если имеется подозрение, что материалы могут быть уничтожены, утеряны, исправлены или сокрыты (пункт 8 статьи 94 Налогового кодекса).Если оригинал поступает в распоряжение представителя надзорного органа, с документа снимается копия, которая после заверения ее инспектором передается руководителю проверяемой организации. (Эти же правила актуальны и при изъятии документов полицией (пункт 1 статьи 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

5. Обратитесь к юристу.

Совершенные в ходе проверки салона красоты промахи могут иметь разные негативные последствия. Поэтому если вы по неосторожности предоставили инспектору лишнюю документацию, ошиблись со сроком подачи заявления с возражениями или допустили какую-то иную оплошность, немедленно обратитесь за помощью к юристу.

Если в штате фирмы эта должность не предусмотрена, свяжитесь со сторонним специалистом. Его присутствие во время проведения инспекции заставит обе стороны держать себя в руках и вести конструктивный, без лишних эмоций, диалог.