С родителем-то все понятно. Он берет на себя эту ответственность - объяснять, разжевывать, постоянно искать какие-то новые пособия, источники, стараться внести разнообразие в уроки. Для этого важно быть заинтересованным, кайфовать от процесса обучения маленького человека и желательно не работать. Это три важных условия для родителя.
А вот что касается ребенка, все немного сложней.
Моя дочь проходит программу второго класса. Младший школьник - это совсем еще ребенок, который хочет играть и гулять, легко отвлекается. Но у этого дивного возраста есть куча плюсов, и если знать, как с ними работать, то все получится. Однако и то лишь в том случае, если ребенок сам хочет учиться дома.
Первое - любознательность.
Осенью у Ляли появился ее первый гаджет - небольшой планшет, который мы давали ей в санаторий для связи. Сейчас она может около часа смотреть видео про морских леопардов или глубоководную рыбу с кучей зубов (и потом вечером перед сном мне это все воодушевленно рассказывает). На уроках "Окружающего мира" я частенько показываю ей видео из Ютуба. Про породы кошек и собак, когда изучали домашних животных. Про льва, который жил в семье Берберовых, - когда изучали диких животных.
Если мы говорим о какой-то теме, что её цепляет, она потом идет сама листать энциклопедии с картинками или узнавать у Алисы, как там катаются на пузе пингвины по льду.
Еще забавно выходить во двор, когда изучаем травы, кустарники и деревья. Искать примеры у себя под ногами. Так ведь гораздо интереснее, чем просто читать скучный параграф, а потом пересказывать его. В общем, если есть у ребенка любознательность, то на семейном обучении у него будет гораздо больше времени ее проявить.
Далее - усидчивость.
Это как раз к теме, что семейное образование не для всех. Активный ребенок не сможет долго заниматься чем-то одним, ему надо скакать, прыгать, кувыркаться. А тут еще нет строгой учительницы, а есть мама, которой можно попытаться манипулировать: сделать уставшее лицо и попроситься погулять. Ляля тоже пыталась манипулировать, правда делала уставшее лицо, чтоб отпроситься порисовать у себя в комнате. То есть усидчивость у нас имеется. Если бы ее не было, то я бы не взялась, наверное, учить ее дома.
В теплое время года (я занималась с ней и летом) нам помогали занятия в саду. Что-то я разрешала писать не в тетради, а мелом на бетоне под навесом, а на переменах предлагала купаться в бассейне. С осени она привыкла, что мы занимаемся дома, и чтоб ее выгулять, то надо прям поуговаривать. Так что, если ребенок вот такой, домашний, то вполне можно рассматривать семейное обучение.
Эмоциональный фон
В школе Ляля не плакала, если что-то не получалось, а просто расстраивалась. Так же и с замечаниями от учительницы. А вот дома... Ох, любое замечание - слезы. Если ошибка - ор выше гор. Потому что рядом не учитель, а мама. Ляля размышляет так, что если мама делает замечание, значит, "она меня не любит, потому что я глупая", а дальше начинает безутешно рыдать и привести ее в норму - это полчаса минимум. Наверное, в нашем случае это единственная сложность, которая мешает учебному процессу - ее вот такая ранимость. Я еще, наверное, не научилась ей доступно объяснять, что люблю ее и с ошибками, и без.
Все дети разные, кому-то в школе учитель даст линейкой по рукам, а ему и ровно. А для кого-то замечание, сделанное чуть повышенным голосом - трагедия на всю жизнь. Надеюсь, у ваших детей такой проблемы нет, иначе будет так же сложно, как нам.
Желание играть
Да, ребенку 8 лет и он не хочет сидеть за английскими глаголами с утра и до вечера, вот неудивительно :) Но и посидеть за глаголами полчаса он тоже не хочет. Тут помогут игры, главное все обставить как-то хитрО. Когда мы учили цвета на английском, я называла ей цвет и просила найти в комнате пять предметов этого цвета. Сейчас мы учим школьные принадлежности и играем в "Give me a pen/pencil/..." и она копается в пенале и достает предметы до тех пор, пока не достанет то, что нужно. Идем по улице и все, что видим, стараемся называть на английском "a red car, green grass...".
Я поняла, что главное игру не навязывать. А поймать момент, когда ребенок начинает зевать или отвлекаться)) Еще помогает разыгрывать сценки с игрушками. И вообще делать класс из пары-тройки игрушечных "учеников". Я нашла такой подход только с английским, математику не придумала как запихать в игры, не хватает фантазии. Но в общем, когда ребенок еще хочет играть - есть вариант этим воспользоваться на семейном обучении.
Ну вот, наверное и все. Тут хочу оговориться - это исключительно наш небольшой опыт, так что не сочтите эту статью за инструкцию или призыв к переводу на семейное только по этим критериям. Это, так скажем, личные заметки по ходу обучения. Возможно, через полгода я пойму, что нам семейное уже не подходит - зарекаться не буду. Но пока нам обеим комфортно.
Еще хочу добавить, что моя дочка не любит толпу, ее пугает школьный звонок, после которого все несутся по коридору, сбивая друг друга. Ее пугают старшеклассницы в школьном туалете; баскетбольный мяч на физкультуре, который летит прямо в лицо. То есть школа для нее беда в плане вот такого. Каждый день были синяки и слезы.
Мне тут уже писали, что "ваша девочка не очень уравновешенная", раз так реагирует на обычные вещи.
Ребят, ну мы проходили психиатра и нам сказали, что все с ребенком в порядке, а психолог подтвердила, что просто у Ляли такие особенности характера.
Конечно, будет неправильно ограждать ее от стресса постоянно, как ни крути, жизнь это сплошной стресс, но на данном этапе я вижу, что дома ей лучше. А вернуться обратно в школу мы всегда успеем.
#семейноеобучение #учимсядома #комуподходитучитьсядома #учитьсябезшколы #СО