Мы очень любим, когда истории заканчиваются внятно и однозначно.
Я вот даже на своего когда-то самого любимого автора (Сергея Лукьяненко) «качу бочку» за то, что он не умеет прописывать внятные финалы:
С мелодрамами все и так понятно: идеальный финал - это однозначно СВАДЬБА.
Поэтому, например, всё прекрасно в «Джен Эйр»: поженились и счастливы.
И в «Гордости и предубеждении» хэппи-энд аж двойной...
Казалось бы, прочитал книгу, скажи спасибо автору и будь спокоен. Но нет: даже это не мешает поклонникам романа пытаться додумать, а что же там было ДАЛЬШЕ?
Что уж и говорить о тех книгах, которые не заканчиваются свадебными колоколами для главных героев. Вот и пьеса Бернарда Шоу «Пигмалион» стала камнем преткновения для множества поклонников.
«Пигмалион» и «Моя прекрасная леди»: большая разница
Пьеса была написана в 1912, мюзикл по ней поставлен в 1956, а фильм по мюзиклу вышел в 1964.
А вы знали, что Одри было уже 35, когда она сыграла 18-летнюю Элизу Дулитл?
В пьесе Элиза «выглядит на 18-20 лет», что (с поправкой на ее неотмытость и в целом нездоровый образ жизни) можно считать и 17-18 годами.
Юная девушка, которая только-только получила возможность пожить обеспеченной самостоятельной жизнью... В пьесе она, собственно, и уходит на все четыре стороны на свободу.
Тем не менее, и мюзикл, и фильм по нему поставленный «сводят» ее с профессором Хиггинсом. Ну вот так мы любим счастливые финалы. Хочешь не хочешь - влюбляйся и выходи замуж.
Могла ли Элиза Дулитл влюбиться в профессора Хиггинса?
По мнению автора пьесы - не могла. Точка.
Но тот финал, который казался совершенно естественным театральной публике до Первой Мировой, видимо, не мог устроить демократичных зрителей 40 лет спустя.
Поэтому в мюзикле и фильме всё иначе: прекрасная Элиза остается с профессором, чтобы приносить ему тапочки.
Меня всегда это бесило в «Моей прекрасной леди», потому что КАК могла эта свежая роза влюбиться в этот трухлявый пень образец зрелости ???
Знаете, почему я не могу поверить в эту любофф? Прежде всего - именно потому, что Элизу показали слишком уж прекрасной. А профессора - ну откровенно старым.
В фильме «Моя прекрасная леди» солидный возраст Рекса Харрисона делает влюбленность юной девицы в него, мягко говоря, неубедительной.
Так что в целом меня не удивляет, что самая популярная альтернативная концовка этой истории - Элиза выходит замуж за Фредди.
Да-да, многие фанаты пытались убедить еще самого Бернарда Шоу переписать финал и соединить Элизу и Фредди. Но не просто, а в духе «Гордости и предубеждения»: показать их примерно равными по своим достоинствам партнерами.
Знаете, что я думаю по этому поводу?
Никакой большой любви (в духе Элизабет Беннет и мистера Дарси) между мисс Дулитл и Фредди не случится. Не зря она в ответ на переданный им лично букет присылает записку через горничную: просит его больше не появляться.
Элиза, дочь своего отца, праздношатающегося пьянчуги, прекрасно знает: родители Фредди ни за что не позволят ему «подобрать с улицы» такую распрекрасную леди.
Да, она могла бы постараться соблазнить профессора, ведь тот-то знает ее настоящую, и если уж соблазнится, то разоблачение ей грозить не будет. С другой стороны - если и соблазнится, то просто оставит дома при себе, но жениться не женится. А Элиза не из тех, кто ради теплого места у камина согласится приносить тапки с перспективой вылететь из дома, если попробует что-то сказать поперек своему хозяину.
То есть - НЕ Фредди и НЕ Хиггинс. Значит... или полковник Пикеринг, который сможет увезти ее в Индию (и там она будет полноправной хозяйкой дома), или... свободная жизнь с чистого листа.
Версию с Пикерингом исключаем по тем же соображениям: он слишком стар, а Элиза - девушка приличная, продаваться она не будет.
Вуаля - остается последний вариант: та же самостоятельность, как и раньше, но на новом уровне.
Навыков Элизы хватит на то, чтобы начать карьеру в цветочной лавке, как она и хотела. Ее отец теперь богат, не стоит забывать об этом. Не зря пьеса заканчивается тем, что отец заезжает за дочерью в свадебном сюртуке: он решил наконец стать приличным человеком.
После того, как проповедник Дулитл женится на своей давней сожительнице, отношения между отцом и дочерью будут стабильно хорошие (иначе просто неприлично). Открыть магазин он ей всяко поможет.
А дальше... красивая умная девушка спокойно выберет себе жениха своего класса, а то и повыше.
Неслучайно прототипом цветочницы Элизы Дулитл называли буфетчицу Элизу Фэйрчайльд: она как раз и вышла в итоге замуж за пусть и мелкого, но аристократа, Генри Дигби Шеффилда.
Это реальная история: ей просто пришлось придумать для нее более престижное происхождение и образование, и она взяла имя Эвелин Диана Тернур Шеффилд, представив себя дочерью британского морского офицера и испанской аристократки.
И что по этому поводу думал сам Бернард Шоу?
Автору пьесы «Пигмалион» пришлось ответить фанатам, дописав отдельное эссе, «Что было после» («What happend afterwards»).
Сам Шоу писал:
Интуиция ей подсказывает не выходить за Хиггинса. Но она не велит ей отказаться от него совсем. Нет никаких сомнений: на всю жизнь он останется одним из сильнейших ее увлечений. Чувство это жестоко пострадало бы, если бы другая женщина заняла ее место.
Но поскольку в этом отношении она в нем уверена, то и не сомневается в правильности избранной ею линии поведения и не сомневалась бы, даже если бы между ними не было разницы в двадцать лет, — разницы, которая так велика с точки зрения юности.
То есть Элиза Дулитл обожает своего старенького профессора и не хочет ни с кем его делить, но, зная, что он закоренелый холостяк — и делить его ни с кем и не придется, — спокойно оставляет его.
Свадьбы Элизы и профессора Хиггинса не будет.
Собственно, на этом споры можно было б и закончить, но Шоу дописывает в своем «What happend afterwards» целую историю про союз Элиза + Фредди, и эта история настолько неправдоподобна, что так и тянет придумать СВОЙ финал.
Эссе «Что было после» публикуют вместе с пьесой, как и требовал сам Шоу, в виде «Послесловия», так что дочитать концовку вы можете, перечитав пьесу.