Найти тему
Репортажи из СССР

Женские пудреницы советских времен

Оглавление

Как известно, редкая женская сумочка обходится без пудреницы — так было во все времена, и советская эпоха — тоже не исключение из этого правила. Вообще, с самой пудрой дела в СССР обстояли неоднозначно: с одной стороны косметическая промышленность постоянно совершенствовалась, расширяла и дополняла ассортимент. Так, например, если в довоенные и первые послевоенные годы больше всего производилось жидкой пудры, то со временем к ней добивалось немало и рассыпчатой, и компактной.

Интересно то, что пудру долгое время, как и духи, подразделяли на три категории: высшая (группа А), средняя (группа Б) и низшая (группа В). Как правило, одноименные духи и пудра всегда попадали в одну и ту же группу. Т.е. если духи «Белая сирень», «Красный мак» или «Манон» входили в высшую категорию, то и пудра с таким же названием тоже относилась к это категории. Производилась пудра и вне каких-либо категорий — как правило, это была продукция фабрики ВТО (Всесоюзное театральное общество): «Золушка», «Маскарад», «Карнавал», «Золотая осень» и др.

-2

Нередко вся эта продукция упаковывалась в очень красочные коробочки, дизайн которых сначала утверждался специальными комиссиями. Как вспоминали художники того времени — когда они в работу брали какую-либо тему, комиссия требовала предъявить сразу несколько эскизов, причем, все они должны были отличаться друг от друга, сохраняя лишь основную тему задания.

-3

Однако, несмотря на то, что оформление упаковки для косметики всегда было на должной высоте, вместе с тем советская промышленность выпускала еще и отдельные пудреницы — пустые, в которые при желании можно было пересыпать пудру и никто не догадался бы, что в этой красивой коробочке — пудра «Ландыш» за 10 копеек.

В производстве таких пудрениц долгое время прослеживались традиции еще дореволюционной России: и само назначение этих маленьких шкатулочек, и их оформление, и мастерство декорирования. Эти пудреницы делились на две большие группы: сумочные и настольные (туалетные), и по своему внешнему виду они сильно отличались от стандартной фабричной упаковки для пудры.

-5

Сумочные пудреницы

Эти пудреницы во многом сохраняли свой классический вид: две створки, скрепленные шарниром и замочком. На крышке, как это полагается, закреплено зеркальце, на донышке располагался ободок с натянутой шелковой тканью или очень мелкой проволочной сеточкой. Внутрь такой пудреницы обязательно вкладывалась пуховка, что было огромным преимуществом перед недорогими рассыпчатыми пудрами: у них в комплектацию пуховка никогда не входила.

Вплоть до конца 50-х гг. такие пудреницы делали преимущественно из металлов с вставками из полудрагоценных камней, кожи, перламутра или эмали. В более позднее время, когда пластмасса начала вытеснять более дорогие материалы, началось производство пудрениц из оргстекла, целлулоида, полистирола.

Формы сумочных пудрениц промышленный «тренд к упрощению» тоже коснулся: до 60-х гг. их выпускали и овальными, и круглыми, и квадратными, и даже шестигранными, а в более позднее время производились в основном лишь квадратные и круглые пудреницы.

Туалетные пудреницы

Как уже упоминалось чуть выше, в советской промышленности долгое время встречались отголоски дореволюционного быта, когда никому не приходило в голову упрекать женщину за то, что она не социализм строит, а заботится о своей красоте и много времени проводит за туалетным столиком.

-8

Настольные пудреницы были как раз из этой категории товаров, равно как и шкатулки, и туалетные парфюмерные флаконы. Как правило, пудреницы этого вида делали в виде красиво оформленного сосуда с крышечкой. По старой традиции, их долгое время производили из хрусталя, фарфора и металла, а в более позднее время к этим материалам добавилось дерево и различные виды пластмасс.

-9

Требования к пудреницам

Разница во внешнем виде и художественном оформлении — это те главные факторы, которые и отличали фабричные изделия с пудрой внутри от самостоятельных, отдельных пудрениц. Во всем остальном требования к ним были примерно одинаковыми: зеркала должны быть без просветов в амальгаме, замочки — надежно фиксировать крышку, царапины, неравномерность окраски, нечеткий декоративный рисунок считались браком.

-10

Правда, несмотря на всю свою внешнюю красоту, самый долгий век ожидал лишь настольные пудреницы, которые далеко не всегда использовались по своему прямому назначению — в них хранили разную мелочевку, ну и заодно они служили украшением туалетного столика или подзеркальника трюмо.

Сумочные пудреницы, по мере появления в продаже импортной косметики, постепенно вытеснялись коробочками с узнаваемыми логотипами. Гораздо престижнее было достать из сумочки пудру Estee Lauder или Lancome, особенно с учетом того, в какую сумму подобная покупка обходилась тем, кто не имел полезных знакомств в торговле.

-11

Конечно же, эти фирменные пудреницы очень берегли и использовали на полную катушку: если оригинальная пудра в них заканчивалась, то насыпали что-нибудь отечественное — главное, чтобы оно находилось в дорогой заграничной коробочке…

***********************************************************************************

Еще больше фактов о советской жизни и быте:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

*************************************************************************************

Парфюмерия и косметика советских времен: сюрпризные коробки

-12