Советская косметическая промышленность хоть и работала во всю мощь своих возможностей, но удовлетворить потребности женщин в хорошей. качественной и стойкой косметике все же не могла. До сих пор остается загадкой, что заставляло косметические предприятия выпускать губную помаду жутких морковно-оранжевых оттенков, в то время когда спросом пользовались розовые и коралловые тона?
Почему карандаши для рисования/черчения и химической промышленности выпускались в огромном ассортименте, а для того, чтобы нарисовать стрелки в уголках глаз женщинам приходилось пользоваться обугленной спичкой?
С пудрой, которая во все времена считалась обязательным атрибутом женской сумочки, тоже было не все гладко. Во всех магазинах обязательно имелись в продаже рассыпчатые и недорогие варианты этого косметического средства, которое придавало коже совершенно неестественный оттенок и ложилось довольно плотным слоем.
Гораздо больше ценилась заграничная компактная пудра, которая выглядела в макияжа намного лучше отечественных аналогов, но при этом отсутствовала в свободной продаже и приобреталась у спекулянтов за двойную-тройную цену.
Давайте посмотрим, из чего же все-таки делали советскую пудру, которой женщины пользовались лишь за неимением более достойного варианта? Вообще, в торговой номенклатуре этот косметический продукт существовал почему-то под названием "Пудра парфюмерная" - ну отдушка в ней, конечно, присутствовала, как и в любой другой пудре - отечественной ли, заграничной. Но не в таком количестве, чтобы смело называть космическое средство "парфюмерным"...
Парфюмерная пудра делилась на две категории: косметическую и театральную. Ну с театральной все просто: ее наносили поверх сценического грима, чтобы убрать блеск кожи или создать нужный гримерный эффект. А вот косметическую пудру, ту, что продавалась в советских магазинах для употребления в макияже обычных женщин, рассмотрим чуть подробнее.
По своему назначению косметическая пудра предназначалась для маскировки небольших дефектов кожи, поглощения выделений, защиты кожи от воздействий окружающей среды и для улучшения цвета лица. В состав пудры входили:
- тальк (40-50%), который позволял средству ложиться на кожу тонким слоем;
- окись цинка/каолин/двуокись титана (3-20%), обеспечивающих маскировочные свойства пудры;
- стеарат цинка (6-15%) - чтобы пудра лучше держалась на коже;
- краситель и парфюмерные отдушки (до 1%).
Если в пудре содержание талька и каолина было высоким (15-20%), а стеарата цинка - пониженным, эта пудра предназначалась для жирной кожи; если же в составе было повышенное содержание стеарата цинка и меньше всего остального - эта пудра была рассчитана на сухую кожу.
По консистенции пудру выпускали чаще всего порошкообразную, чуть реже - компактную и меньше всего - жидкую (в состав добавляли водный раствор спирта и глицерина). Ближе к середине 60-х жидкую пудру перестали производить совсем.
Цветовая палитра советской пудры тоже была не особо широкой: белая, розовая, желтоватая (ее еще называли рашель - встречалась светлая и темная. Причем, рашель - именно без кавычек, т.к. это было не наименование пудры, а название оттенка), коричневая светлая и коричневая темная.
Для продавцов косметических отделов существовала специальная памятка, руководствуясь которой они должны были помогать женщинам подбирать наиболее удачный цвет пудры. Ориентиром служили цвет волос и цвет кожи покупательницы:
При производстве пудры часто использовали отдушки, напоминающие уже существующие ароматы духов. В таком случае пудре присваивали то же название, что и у духов: "Кармен", "Белая ночь", "Красная Москва" и т.д. В зависимости от качестве парфюмерных добавок пудра подразделялась на три группы: высшую (А), среднюю (Б) и низшую (В).
Так, например, к группе А относились следующие наименования: "Красная Москва", "Красный мак", "Эллада", "Рига", "Кремль", "Манон", "Русская", "Белая сирень" и ряд других.
В группу Б входила пудра под названиями "Южная", "Белая ночь", "Лиго", "Магнолия", "Компактная", "Театральная", "Шипр", "Маска".
К группе В причислялись самые дешевые пудры, которые в 70-80-е годы имелись на прилавках всех магазинов и стоили 8-10 копеек: "Сирень", "Гвоздика", "Ландыш", "Аида", "Кармен".
Помимо пудры, перечисленной во всех трех категориях, существовало еще несколько наименований, которые не входили в вышеупомянутое группы и производились фабриками ВТО (Всесоюзного театрального общества): "Золушка", "Карнавал", "Золотая осень", "Маскарад", "Ромашка", "Подарочная", "Спящая красавица".
Главные требования, которые предъявлялись к советской пудре на производстве - это хорошая кроющая способность. Но, похоже, именно в этом плане производители перестарались: очень трудно было нанести пудру так, чтобы лицо не выглядело словно маска. Какую тонкую пуховку ни возьми, как аккуратно ни старайся нанести пудру, все равно излишки порошка приходилось с кожи убирать и придавать лицу более или менее естественный вид.
А вам какие советские пудры запомнились больше всего и почему?
*******************************************************
Вазелин в макияже советской женщины