Найти тему
Minsknews.by

Как из папье-маше сделать «изделие из глины». Художник-бутафор делится секретами

Сколько видов эскизов получает бутафор от художника, к какому спектаклю созданы герои по детским рисункам и что смущало зрителей во время просмотра постановки «Мастер и Маргарита» в конце 1980-х? Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал художник-бутафор Белорусского государственного театра кукол Петр Федорцов.

-2

Парадоксы судьбы

На бутафора в Беларуси не учат. Профессия эта редкая, но очень нужная. Три года назад Петр Федорцов узнал, что минскому театру кукол требуется художник-бутафор. Не раздумывая пошел на собеседование. И его приняли. Кто бы мог подумать, что увлечение с детства фокусами сыграет в жизни Петра не последнюю роль.

— Будучи подростком, штудировал специальные книги, самостоятельно изготавливал реквизит для своих представлений. Увлекался танцами, боксом, плаванием, гимнастикой и телерадиоконструированием, чтобы научиться паять и собирать простейшие схемы. Во время учебы в лицее планировал стать врачом-ветеринаром. Для этого пришлось углубленно изучать химию и биологию. Но в итоге победила любовь к искусству — в 2009-м окончил БГУКИ по специальности «культуролог-менеджер». Все накопленные знания пригодились в театре. Чтобы работать художником-бутафором, нужно знать химию, биологию, физику, геометрию, математику, столярное, слесарное, швейное дело, а также владеть графическими редакторами. Но самое ценное качество — любознательность, — говорит Петр.

-3

Действительно, случайности не всегда случайны. Так, художник-модельер кукольного Наталья Курганова, по образованию архитектор и экономист, оказалась в театре благодаря своему мужу: он увидел вакансию и предложил ей сходить на собеседование. А вдруг? И вот уже 5 лет Наталья мастерит кукол.

— Помните УПК в школе? Я отучилась на художника-модельера, получила «корочку», которая пролежала на полке 30 лет. Когда пришла устраиваться на работу в театр, она мне пригодилась! Это просто парадоксы судьбы… — улыбается Наталья, вышивая лапки богомола, сделанные из строительного утеплителя.

-4

У нас нет шкафа с готовыми механизмами, под каждого героя механика создается индивидуально. Какие материалы использовать? Как оживить куклу? Всякий раз перед тобой непростая задача. Вот это мне и нравится в профессии, — говорит Петр.

— Недавно мы с художником Ольгой Дворовой мучались над самой обыкновенной гусеницей для беби-спектакля «Бабочки», — отмечает Наталья. — По задумке гусеница и кусает, и щеки раздувает. Несмотря на кажущуюся простоту, постановка очень технологична.

Персонажи по детским рисункам

Знакомство с куклами продолжаю в музее театра. Грустные, озорные, задумчивые…

А вам нравится работать с глиной? Расскажите о процессе изготовления персонажей к спектаклю «Дзед i Жораў», — прошу П. Федорцова.

-5

Он загадочно улыбается. И тут я понимаю, что ошиблась!

Почти все куклы, представленные в музее, из папье-маше, — поясняет собеседник. — Но есть и деревянные. Этот гастрольный вариант не исключение.

Перед бутафорами тогда стояла задача сделать героев похожими на глиняные изделия. Достигли такого результата благодаря округлым формам и росписи. В 2021 году спектакль полностью отреставрировали: изготовили новый гончарный круг, кукол подклеили и починили.

Они еще утяжелены, — говорит художник-бутафор и достает Бабку. — Весит, наверное, 1,5 кг! Это для того, чтобы не улетели с гончарного круга при его вращении. В кукле спрятан специальный внутренний барабан для фиксации рук.

-6

Правда, эта Бабка отказалась выполнять наши действия — она не отреставрирована. Чтобы посмотреть на все ее умения, нужно попасть на спектакль. Билеты, к слову, раскупаются за 2-3 месяца до представления. Второй состав героев этой постановки находится в хранилище у реквизиторов.

Поднимаю голову — на меня со стеллажа смотрит голубоглазая девчушка с ярко-оранжевыми волосами.

-7

— К спектаклю «Пеппи Длинныйчулок» куклы сшиты по рисункам победительницы конкурса, который объявил театр. И персонажа оживили. Наши художники работают в разных техниках. Так, Валерий Рачковский любит акварельные эскизы, а Татьяна Нерсисян создает героев с помощью компьютера.

Любопытно! А вам с какими эскизами проще работать?

— Я получаю их три вида: «веселые картинки» — красивый вариант, технический эскиз (чертеж) и габаритный (отрисованное художником изделие в полный размер). Можете сравнить: вот акварель с изображением Фирса из спектакля «С Парижем покончено!..», а вот перед нами готовая кукла. В процессе художник или режиссер, безусловно, вносят свои коррективы, но всегда есть соответствие «ожидание — реальность».

-8

Живые механизмы

Зрительный зал утопает в полумраке. В соседнем кресле — Воланд. Повернул голову в мою сторону и смотрит прямо в глаза. Жутко? Не то слово! Это я представила себя в зрительном зале во время спектакля «Мастер и Маргарита». В конце 1980-х зрителей удивляли куклами-роботами. Их озвучивали актеры, находящиеся за сценой. Создавалось впечатление, будто персонаж сам говорит! Но это еще не все…

— Герои Михаила Булгакова сидели рядом со зрителями. Ни один не выдерживал взгляда персонажа. Посетители закрывали лицо программкой или отворачивались… Дело в том, что для «Мастера и Маргариты» закупали глазные и зубные протезы, а одежду, обувь и аксессуары приносили горожане. Весь Советский Союз ездил на этот спектакль, очереди растягивались на несколько километров. Над постановкой работал художник-бутафор театра заслуженный работник культуры Республики Беларусь Олег Николайчик, который посвятил профессии более полувека, — продолжает П. Федорцов. — Театру все нужно — с удовольствием принимаем вещи, детали, материалы. Однажды минчанка, мама которой занималась рукоделием, принесла несколько килограммов лоскутков. Из них пошили кукол для нового спектакля. У нас ничего не пропадает.

-9

Герои спектаклей создаются с душой, тщательно продумывается каждая деталь. И на сцене мы видим не волшебство (хотя так хочется верить!), а мастерство и многолетний опыт персонала театра.

Фото автора и из личного архива Петра Федорцова