Найти в Дзене
Океан Между Нот

Балет этот написан для тех, кто ест пряники и не боится мышей

Балетоманы решительно протестуют, говоря, что пряников они не желают, а мыши только смущают писком своим и своей беготнёй приятные tête-à-tête.

Ироничная заметка появилась в газете "Новое Время" на следующий день после премьеры "Щелкунчика".

Анонимный корреспондент в издевательском тоне комментирует некоторые моменты спектакля:

... лучше всех танцевала г-жа Андерсон по-китайски. Прелесть что за китаяночка была.
Хороша также была снежная группа. Балерины в белых платьях, украшенных якобы комками снега, с ветвями снежными, которыми они потрясали и снежными лучами вокруг головы; когда все они сели и легли, то вышла приятная, манящая к себе и даже согревающая глыба снега.

"Либретто "Щелкунчика" - саркастически подытоживает автор, - мне очень понравилось по своему бессмыслию ... чем балет бессмысленнее, тем он умнее".

О недостатках первой постановки "Новое Время" пишет 8 декабря в развёрнутой рецензии.

-2

Критик отмечает, что в заключительных картинах

нет никакого содержания; всё это ряд отдельных, ничем не связанных между собой танцев. В сказке Гофмана ночные приключения девочки читаются с большим интересом; на сцене же выходит многое непонятно и скучно.

К первой картине балета свои претензии:

вся сцена занята детьми, которые дудят, свистят что есть мочи; прыгают и скачут, изображая шалунов, и мешают танцевать старшим. В большом количестве это делается нестерпимым.

По полной программе достаётся и Чайковскому.

Музыку к прозвучавшей в первом отделении "Иоланте", рецензент "прослушал с удовольствием", а музыка балета произвела на него "такое же разбросанное и неудовлетворительное впечатление, как и его либретто".

По мнению газетного обозревателя

композитор не передал фантастического настроения сказки, в его музыке, в особенности в первой картине, звучит что-то мрачное и тягостное.

а мелодия знаменитого pas de deux

не интересна ни в каких отношениях и даже просто скучна, а, главное, очень неудобна для танцев.
Балет так странно сочинён, что первая балерина появляется под самый конец, когда весь интерес к балету уже успевает пропасть.
Несмотря на неудобную и бесцветную музыку её па и небрежно сочинённую вариацию, г-жа Делль-Эра протанцевала её великолепно ...

Вывод: без интересного содержания и красивой музыки балет ничего не стоит.

В монографии американского музыковеда Роланда Джона Уайли "Жизнь и балеты Льва Иванова, хореографа “Щелкунчика” и “Лебединого озера” приведены цитаты из критических статей, опубликованных в разных периодических изданиях того времени: "Новости и биржевая газета", "Петербургская газета" и "Journal de Saint-Pétersbourg".

-3

Рецензия от 8 декабря из "Новости и биржевой газеты" написана в умеренном тоне, насыщена подробностями и даёт довольно полное представление о постановке. Автор считает, что

Танец студентки Белинской с раненым Щелкунчиком в манере колыбельной и польки довольно неудачен, как по композиции, так и по исполнению ...
Появление мышей и солдатиков, и само сражение не вполне эффективны: много беспорядочных переплетений и ненужной беготни. Было бы несравнимо лучше, если бы построения были правильными и понятными, а вся сцена значительно сокращена ...
Вторая картина - "заснеженный лес" - никоим образом не связана с сюжетом балета и также может быть опущена и вставлена в любой другой балет ...
Третья картина представляет "Царство сладостей" ... состоящем из такого изобилия фруктовых драже, кондитерских изделий и пряников, что при одном взгляде на это становится приторно. Строго говоря, в этой сцене нет никакого балета, а только выставка костюмов ..
"Вальс цветов" ... неплох с точки зрения группировок, но прекрасные солисты полностью теряются в общей массе ...
Г-жа Делль-Эра танцует совершенно незначительное pas de deux с г-ном Гердтом ...

И какой вывод?

Новый балет ставится в первую очередь с детьми, для детей и для всего, что может иметь ценность в их глазах с точки зрения внешнего блеска; для балерин в нём очень мало, для искусства - ровно ничего, а для художественной судьбы нашего балета - это еще одна ступенька вниз.

Неужели всё так плохо? Нет, конечно.

Критиками неоднократно отмечался талант Марии Андерсон, как в "чайном" танце дивертисмента, так и в сцене с "ожившими" куклами из первой картины. Однако, при этом её хореографию сравнивали с аналогичными сценами "Коппелии" Лео Делиба. В России этот балет по сказке Эрнеста Гофмана ставил, в том числе, Мариус Петипа.

Удачей постановки считался "Танец снежинок": декорации, белые костюмы и аксессуары, перестроения в виде геометрических фигур, ритм и оркестровка. Агриппина Яковлевна Ваганова вспоминала:

Снежинки кружились в вихре, рассеивались, словно подхваченные ветром, и снова соединялись. Сцена получилась изумительной. Не зря поклонники поднялись на самый верх, на четвёртый балкон, откуда эта сцена просматривалась особенно эффектно, специально для того, чтобы полюбоваться постановкой.

По красоте "Вальс снежных хлопьев", несомненно, превосходил подобные сцены из ранее поставленных произведений Людвига Минкуса "Камарго" и "Дочь снегов", а завершающая композиция, на которую внезапно падал электрический свет, производила "поистине магический эффект".

Такая распространённость "снежных" танцев берёт своё начало из финала третьего акта оперы-феерии Жака Оффенбаха "Путешествие на Луну".

Провал премьеры, как это часто бывало в истории музыки, не повлиял на последующую популярность балета. В какой-то момент он приобрёл статус "культового", а его недостатки обернулись пользой.

Врождённая "детскость" при отсутствии достойных конкурентов позволила занять место главного спектакля во время длинных рождественских и новогодних каникул.

Стремление во чтобы то ни стало попасть в эти дни на "Щелкунчика" приобрело маниакальные черты: очереди, именные билеты по паспорту, астрономические цены у спекулянтов. Мир определённо сошёл с ума.

Рыхлость либретто превратилось в ... сюжетную гибкость. Героям запросто меняют возраст, имена, пол, социальную принадлежность.

Можно обойтись даже без Щелкунчика. Или вместо "снежинок" вывести одетых в чёрное танцоров, а цветы заменить на подпрыгивающих пчёл. Потрясающая адаптируемость.

Балерина и профессор танцев Дженнифер Фишер в книге "Нация Щелкунчика" описывает постановки:

с музыкой регги и брейк-дансом;
на инвалидных колясках;
с разведёнкой Кларой и неблагополучными Штальбаумами, требующих семейного психотерапевта;
с Дроссельмейером в амплуа гея-скейтбордиста, чей любовник только что умер от СПИДа;
с танцами для исчезающих видов животных и растений;
с использованием техники индийского танца бхаратанатьям и так далее.

Начав жизнь как русский балет, основанный на немецкой сказке во французском пересказе, "Щелкунчик" стал для американцев способом рассказать историю о своих общественных ценностях и о себе.

-4

Публикация отправляется в раздел Не сотвори себе Кумира постоянного КАТАЛОГА канала. Ещё по теме:

Рождество без "Щелкунчика". Гарему на сцене не место

Балет Чайковского признан расистским из-за Чая и Кофе

Мультфильм, который сможет заменить вам несколько походов в филармонию

Вместо несмешной байки приведу свою версию балета из старой публикации Какой конец лучше?:

В тот момент, когда деревянный Щелкунчик не справляется с очередным орехом, подсунутый ему Фрицем, у Мари останавливается сердце.

Главная героиня умирает в первом акте. Но только ни она, ни зритель не понимают этого. Эпизод роста ёлки - это путь на небо, в иной мир.

Мари с помощью ангела-хранителя в образе Щелкунчика проходит чистилище. В битве избавляется от мышек-грешков и от страха смерти в виде Мышиного Короля.

Через снежный лес Мари попадает в рай, где в последний раз наслаждается незатейливыми детскими радостями: конфетками, игрушками, весёлыми играми со сверстниками, первыми чувствами.

Наступает момент истины. Звучит знаменитое Адажио - квинтэссенция тоски и несбывшихся желаний. Ничего уже нельзя изменить.

В кульминации звук трубы пронизывает толщу оркестра и Мари обретает вечный покой. На сцене остаётся один Щелкунчик с перекошенным от боли утраты лицом. Медленно опускается занавес.