Всё чаще западные СМИ задаются вопросом:
Неужели зритель настолько глуп, что не понимает театральных условностей?
Государственный балет Берлина убрал из своей программы постановку "Щелкунчика", предновогоднего хита приносившего неплохие кассовые сборы. Руководитель театра Кристиана Теобальд погрузилась в тягостные раздумья "о времени и о себе":
Я убеждена, что нам нужно заново контекстуализировать "Щелкунчика“, дать свежее прочтение.
Госпожу Теобальд перестали устраивать парочка моментов в хореографии, которой, к слову сказать, уже почти сто тридцать лет.
По её прогрессивной мысли, автор либретто Мариус Петипа и балетмейстер Лев Иванов никогда не были в Китае, поэтому придуманный ими китайский танец для дивертисмента второго акта, мягко говоря, носит карикатурный характер.
Ну вы сами всё видели. Характерные мелкие шажки танцоров не что иное, а "ужасная колониальная дискриминация" и "пренебрежительное отношение к национальности". Запретить!
Так ведь и музыка Чайковского совсем не китайская. И композитор тоже не бывал в этой стране. Ни разу. А вдруг, какой-нибудь очень глупый чувствительный житель Поднебесной оскорбится пронзительным тембром флейты-пикколо? Нет ли в этом тайного, уничижительного намёка?
Тогда пересмотром хореографии уже не ограничишься, придётся убрать номер полностью. Что некоторые театры уже делают.
Ну а в арабском танце сошлись сразу две "проблемы" современности: оскорбление женщин путём циничной демонстрации гарема и унижение всех темнокожих макияжем танцора. По мнению Теобальд:
это сегодня тоже нельзя выносить на сцену без объяснения.
Поэтому Лондонский Королевский балет не стал ничего объяснять, а просто исключил всякий "гаремный" подтекст, оставив на сцене ... танцевальный дуэт.
Правда, не понятно, о какой "гаремности" идёт речь. В постановке Питера Райта танец обычно исполнялся тремя танцовщиками и одной балериной.
Балетное искусство прежде всего визуально. Музыка, какой бы шедевральной она не была, играет несколько второстепенную роль, на переднем плане всегда танец. Любители ходят на балет смотреть, а не слушать. Таким образом, всякое новое "переосмысление" хореографии является искажением авторской мысли.
Но больше всего в этих историях меня удивляет, почему "озабоченная" общественность не обращает никакого внимания на творчество современных рэперов, тексты песен которых переполнены нелицеприятными эпитетами как в отношении женщин, так и других национальностей?
Женоненавистничество - краеугольный камень хип-хоп культуры, огромное бревно в глазу у тех, кто выискивает соринки в балетных постановках позапрошлого века.
Вместо "Щелкунчика" берлинской публике покажут "Дон Кихота" Людвига Минкуса с цыганскими танцами во втором акте.
Ай, ромалэ, ай, чавалэ, нет желания проверить творчество немецких танцоров на аутентичность?
А я пока отправлю эту статью в раздел Музыка и Политика полного КАТАЛОГА публикаций канала. Что ещё почитать по теме:
Балет Чайковского признан расистским из-за Чая и Кофе
Священнослужитель потребовал полного запрета унизительного балета - Минкус и Петипа попали в опалу
Как европейские композиторы музыку воровали
И традиционная несмешная байка в финале.
Несомненно вы догадаетесь о каком произведении идёт речь:
Серия несвязанных сцен.
Банальный спектакль, который на самом деле является оскорблением.
Дай Бог, чтобы подобные неудачные эксперименты случались не часто.
Беспорядочная толкучка из угла в угол, беготня взад и вперёд - довольно дилетантская.