6,6K подписчиков

Мультфильм, который сможет заменить вам несколько походов в филармонию

1,1K прочитали

Когда я по-маниловски широко размышляю о популяризации академической музыки среди непросвещённых слоёв населения, этот шедевр советской мультипликации первым приходит на ум в качестве мощнейшего "локомотива пропаганды".

Лично на меня он до сих пор производит впечатление.

Мультипликационному фильму "Щелкунчик" скоро стукнет полвека. Нет смысла пересказывать его сюжет - кто не видел, тот однозначно много потерял.

Главная героиня мультфильма, конечно, музыка.

С одной стороны - всё понятно. В качестве саундтрека использованы фрагменты из произведений Петра Ильича Чайковского. Однако, выбор авторами мультфильма конкретных отрывков иногда вгоняет в лёгкий когнитивный диссонанс.

"Русский танец" из "Лебединого озера"

После вступительных титров на музыку увертюры из "Щелкунчика" мы погружаемся в атмосферу яркого праздника.

Девочка-служанка через стекло дверей с завистью наблюдает, как дети буржуев от души оттопыриваются под заключительную ("плясовую") часть "Русского танца" из третьего акта "Лебединого озера".

Когда я по-маниловски широко размышляю о популяризации академической музыки среди непросвещённых слоёв населения, этот шедевр советской мультипликации первым приходит на ум в качестве мощнейшего...

Праздник еды и веселья завершён. Щелкунчик с орехом во рту валяется под ёлкой, от новогоднего торта остались только крошки, довольные судьбой гости расходятся по домам - их жизнь удалась.

Наступает время пролетариата. "Русский танец" звучит уже с самого начала, с изумительной скрипичной каденции. Девочка вместо генеральной уборки танцует с метлой.

Когда я по-маниловски широко размышляю о популяризации академической музыки среди непросвещённых слоёв населения, этот шедевр советской мультипликации первым приходит на ум в качестве мощнейшего...-2

Одни считают, что в "Лебединое" этот танец попал по просьбе балерины Пелагеи Михайловны Карпаковой, а по версии балетоведа Юрия Алексеевича Бахрушина Чайковский включил его в дивертисмент невест "как дань патриотизму в условиях начавшейся войны между Россией и Турцией".

В любом случае - это фантастически красивое.

"Китайский танец" из "Щелкунчика"

В мультипликационной версии музыка "Китайского танца" из второго акта балета становится визитной карточкой ... королевской династии мышей.

Впервые она появляется в момент, когда трёхглавая королева вползает на день рождения Принца.

Когда я по-маниловски широко размышляю о популяризации академической музыки среди непросвещённых слоёв населения, этот шедевр советской мультипликации первым приходит на ум в качестве мощнейшего...-3

Под пронзительные звуки флейты-пикколо наглый мышиный отпрыск с упоением портит чужие подарки.

В следующий раз мы слышим "Китайский танец" в эпизоде нашествия грызунов. Мышонок подрос, отрастил пузико и самомнение.

Когда я по-маниловски широко размышляю о популяризации академической музыки среди непросвещённых слоёв населения, этот шедевр советской мультипликации первым приходит на ум в качестве мощнейшего...-4

В современном мире у "борцов против всего плохого" к хореографии "Китайского танца" возникают вопросы в части карикатурности изображения в нём народов юго-восточной Азии. Представляю их лица после просмотра мультфильма, где, следуя их "логике", эти народы визуально отождествляются с мышами.

Тема феи Карабос из "Спящей красавицы"

Мрачная музыка с "остро-очерченными темами натиска злого духа" открывает балет "Спящая красавица". Агрессивные, бьющие наотмашь, мотивы характеризуют главную злыдню - фею Карабос.

И эти же мелодии звучат в кульминации мультфильма, олицетворяя противостояние Щелкунчика Мышиному Королю и его армии. Таким образом, авторы спокойно применяют "музыку зла" для изображения "акта добра".

Люди ведь изначально рождаются добрыми, но потом очень часто едят с ножа. И "хорошие" убивают "плохих" исключительно из соображений вселенской справедливости.

Когда я по-маниловски широко размышляю о популяризации академической музыки среди непросвещённых слоёв населения, этот шедевр советской мультипликации первым приходит на ум в качестве мощнейшего...-5

Адажио из "Щелкунчика"

Знаменитое pas de deux из второго акта используется в мультфильме для передачи широчайшего спектра эмоций и разноплановых событий:

Отчаяние и ужас Щелкунчика, когда он видит своё обезображенное отражение в окне:

Когда я по-маниловски широко размышляю о популяризации академической музыки среди непросвещённых слоёв населения, этот шедевр советской мультипликации первым приходит на ум в качестве мощнейшего...-6

Безудержный гнев мышиной королевы, злобно обрушивающей заклятие на беззащитного ребёнка:

Когда я по-маниловски широко размышляю о популяризации академической музыки среди непросвещённых слоёв населения, этот шедевр советской мультипликации первым приходит на ум в качестве мощнейшего...-7

Неописуемое горе королевы-матери в момент превращения её чада в деревянную куклу:

Когда я по-маниловски широко размышляю о популяризации академической музыки среди непросвещённых слоёв населения, этот шедевр советской мультипликации первым приходит на ум в качестве мощнейшего...-8

Волшебное воскрешение Принца и преображение девочки-служанки в его невесту:

Когда я по-маниловски широко размышляю о популяризации академической музыки среди непросвещённых слоёв населения, этот шедевр советской мультипликации первым приходит на ум в качестве мощнейшего...-9

Главной мыслью музыки адажио становится роковое соседство Добра и Зла, их хитросплетение и неразрывная связанность. Даже в самые счастливые мгновения своей жизни человек может вдруг ощутить ничем необъяснимую тревогу, предательское беспокойство, дыхание смерти.

Мне всегда кажется, что элементы этого танца существуют как бы отдельно от мрачной глубины (сияющей высоты) сопровождающей музыки.

Конечно, рассказать обо всех "изюминках" мультфильма в одной публикации не предоставляется возможным. И потому: лучше один раз увидеть-услышать, чем сто раз прочитать. Мультфильм доступен для просмотра и размышлений каждому.

В качестве вывода, хочу ещё раз обратить ваше внимание на универсальность музыкального языка Чайковского, его гибкость и контекстуальную независимость.

Программность в его музыке работает до тех пор, пока кто-нибудь не взглянет на неё под другим углом.

Из-за этой публикации в КАТАЛОГЕ ссылок канала я создаю новый раздел Музыка в мультфильмах. Читайте и смотрите по теме:

Традиционная несмешная байка:

Однажды консерваторский учитель Чайковского - Антон Григорьевич Рубинштейн - попросил его написать контрапунктические вариации на заданную тему, отдельно отметив важность не только их качества, но и количества.

Рубинштейн рассчитывал, что Чайковский сможет сочинить их около дюжины и был очень удивлён, когда на следующее занятие получил на проверку более двухсот вариаций.

Свои комментарии вы можете оставлять и в чате канала.