Сегодня едва ли кого-то удивишь татуировкой. И хотя многие люди, в основном старшего поколения, по-прежнему относятся к нательной живописи с определенным неодобрением (видимо, не дают покоя ассоциации с тюрьмой и армией), желающих украсить себя разнообразными рисунками день ото дня становится только больше.
Да и, надо отметить, что отношение к татуировкам в современном мире стало более лояльным. Если еще несколько лет назад из-за большой, яркой или сделанной на видном месте татуировки человека могли не взять на работу или отказать в обслуживании в том или ином «культурном» заведении, то сегодня татуировка превратилась в некое подобие постоянного аксессуара – что-то вроде «праздника, который всегда с собой».
И хотя во многих организациях, где выдержан корпоративный дресс-код, по сей день существует определенное табу на татуировки (скажем, их следует прятать под закрытым свитером или длинным рукавом), люди научились жить и, самое главное, адекватно относится к татуировкам.
Да и сама нательная живопись, надо сказать, из любительских картинок уже давно перешла в разряд самостоятельного произведения искусства, которое нередко становится не просто личным украшением, а настоящим предметом гордости. Недаром же по всему миру проходят всевозможные фестивали и конкурсы среди тату-мастеров?!
Вопреки распространенному заблуждению, татуировки отнюдь не являются увлечением современного человека. Более того, существует информация, что первые татуировки на Руси появились еще в 921–922 годах. Об этом свидетельствуют записи путешественника из Багдада, дипломата Ибн-Фадлана, который, оказавшись на берегах Волги, обратил внимание, что практически у всех местных жителей имелись разномастные татуировки. По словам путешественника, тела мужчин, от пальцев рук и до шеи, были покрыты всевозможными изображениями, которые, по его мнению, вполне могли выполнять роль своеобразных оберегов.
В дальнейшем с его догадками согласились и историки, посчитавшие, что каждый нательный рисунок носил определенный и, вероятно, очень глубокий смысл, понятный лишь его обладателю, а также указывал на принадлежность человека к определенному роду. Поэтому и его нанесение доверялось лишь особым людям – вероятнее всего, волхвам, использовавшим для этого специальные инструменты, изготовленные из костей животных или древесины священных деревьев.
В целом, традиция «украшать» свои тела символическими татуировками сохранялась на Руси вплоть до прихода христианства, а затем, по понятным причинам, церковь запретила их, узрев в нательных картинках «сатанинскую» символику. Ситуация оставалась неизменной вплоть до прихода к власти Петра I
Ну а в период страдающего Средневековья, в Европе, татуировки носили более приземленный характер и являлись отличительными знаками моряков дальнего плавания. Это сегодня из заграничных путешествий принято привозить магнитики на холодильник и всевозможные сувениры, а в Средние века моряки, возвращаясь из очередного плавания, «привозили» татуировку, которая являлась не только своеобразным трофеем, но и напоминанием о посещении новой точки на тогда еще плохо изученной карте мира.
Собственно, именно благодаря популярности татуировок в средневековой Европе, в какой-то момент они вновь вернулись на русскую землю, и все благодаря царю-реформатору, большому поклоннику всего модного и новаторского, Петру I, который просто не мог оставить без внимания столь оригинальную европейскую привычку. Поговаривают, что именно русский царь первым в патриархальной и консервативной России решился нанести на кожу небольшой рисунок в виде боевого топора. Но на этом не остановился… Нет-нет, свое тело татуировками Петр больше не украшал – это и так был весьма рискованный, хоть и в его духе, эксперимент.
Зато он придумал наносить особые отличительные метки в виде креста и личного номера на запястья всем рекрутам, отправляющимся на войну. Правда, в те времена техника выполнения татуировок была, мягко говоря, далека от идеала: на левой руке рекрута, у основания большого пальца, сперва вырезался основной рисунок, затем в рану втирался порох, а сама рука бинтовалась. Благодаря такому методу результат получался более долговечным, и солдата, если что, можно было легко опознать.
В дальнейшем, также с подачи Петра I при помощи татуировок стали помечать преступников. Подобный метод был предложен им в качестве альтернативы клейму, которое ставилось на теле злодея каленым железом.
Сложно сказать, какой из методов в итоге оказался гуманнее, ведь петровские татуировки для заключенных также делались при помощи особых штемпелей, на которые были насажены стальные иглы в виде букв, и пороха, который после 1846 года был заменен специальным составом из индиго и туши.
Ворам и разбойникам на щеке «ставили» изображение орла, а грабителям посерьезнее - литеру «В», что означало «вор». К слову, подобные метки, придуманные Петром I, по мнению многих историков являются прототипами современных тюремных наколок.
Также существует мнение, правдивость которого, к сожалению, невозможно проверить, что и Екатерина II питала определенную страсть к татуировкам и даже сделала себе одну – совсем небольшую и весьма интимного характера. Но, зная любвеобильность «шальной императрицы» удивляться, если честно, не приходится! Так что в целом и эту историческую сплетню можно вполне принять на веру.
Ну а дальше в тату-индустрии и моде на нательную живопись среди правящей элиты произошел определенный «застой». Вплоть до 19 века не существовало никаких достоверных данных о том, что кто-либо из монарших особ, а также их родственников и приближенных, украшал свои тела рисунками. Вероятно, в высших кругах татуировки, так или иначе, ассоциировались со способом помечать преступников, и едва ли какой-то знатной особе хотелось быть причастной к криминальному миру.
Однако, как известно, мода циклична в своих проявлениях, и в конце 19 века татуировки вновь вернулись в высший свет. Ярким подтверждением этому стал Николай II, который решился украсить свое тело сразу несколькими татуировками.
Самой известной татуировкой, украшавшей правое предплечье последнего российского императора, являлся огромный восточный разноцветный дракон, который был сделан им в Японии.
Будучи еще совсем молодым человеком, цесаревич Николай в 1891 году отправился в путешествие по Востоку, во время которого он сперва принял участие в церемонии начала строительства Транссибирской железной дороги, а затем посетил Индию, Сингапур, Китай и Японию, где, незадолго до своего 23-летия, и сделал ту самую татуировку дракона. Работа длилась 7 часов, и результатом, надо сказать, Николай II был очень доволен и охотно демонстрировал свою татуировку всем окружающим.
Выбор рисунка, конечно же, тоже был не случайным. Но на этот счет существует сразу две версии. Согласно первой, на Востоке дракон считается символом сразу четырех стихий (Земли, Ветра, Огня и Воды) и четырех сторон света. Японцы верят, что татуировка в виде дракона способна наделить владельца силой, властью, а также особыми качествами магического и духовного толка.
По второй же, похожая татуировка была у кузена Николая II – английского короля Георга V, который также, будучи в Японии, сделал себе татуировку дракона. Правда, на несколько лет раньше… Двоюродные братья были очень похожи и никогда не стеснялись подчеркивать это сходство, поэтому появление дракона на руке российского императора в знак солидарности с кузеном, кажется вполне логичным шагом.
Некоторое время спустя на теле Николая II появилось еще две татуировки: одна в виде меча украсила грудь императора, другая же, с именем жены, венчала его руку. Более того, именно при Николае II появилась мода на татуировки в виде восточных мотивов – рисунков и иероглифов. А в 1906 году на Казанской улице даже открылся первый в России салон художественной татуировки! Однако, как мы знаем, даже вся сила японского дракона не смогла уберечь Николая II и его семью от весьма трагической участи…
Ну и небольшой финальный «бонус». Как это неудивительно, но один из самых известных, ярких, жестких и принципиальных политических деятелей российской (советской) истории, Иосиф Виссарионович Сталин также являлся обладателем татуировки, которая появилась у него во время отбывания заключения.
Возможно, сей факт вам был неизвестен, но еще до революции Сталин достаточно много лет провел в ссылках и тюрьмах. В 1902 году он был впервые арестован за участие в подпольном кружке и отправлен в тюрьму города Батуми. После этого Сталина переправили в Кутаиси, затем вернули, а потом и вовсе сослали в Иркутскую губернию, где он на протяжении двух лет жил в деревне Новая Уда Балаганского уезда, но в итоге сбежал.
25 марта 1908-го Сталин был снова арестован. Сперва он содержался в следственном изоляторе в пригороде Баку, в Баилово, а затем был сослан под Вологду, в Сольвычегодск, под надзор полиции на два года, откуда он также благополучно сбежал. Затем был еще арест в 1910 и 1912 году.
Так что, судя по богатой тюремной биографии Сталина, наличие у него наколки является чем-то вполне ожидаемым. И, кстати, вам наверняка интересно, какую татуировку набил себе бывший лидер Советов? Томить не стану – скалящийся синий череп расположился прямиком на груди у Сталина. Однако это еще не самое страшное. Больше всего в этом пугает состав, из которого была сделала краска для этой татуировки. Она состояла из сахара, копоти сожженного каблука кирзового сапога и… разведенной мочи.
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, короткие видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!